Система налогообложения Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является анализ системы федерального налогообложения Российской Федерации.
Для достижения этой цели потребовалось решить следующие задачи:
изучить систему налогов РФ;
рассмотреть функции и значение налогообложения РФ;
определить понятие, сущность и место федерального налогообложения;
дать характеристику видам федеральных налогов;
проанализировать динамику федерального налогообложения на примере автотранспортного предприятия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА I. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Система налогов Российской Федерации…………………………….6
1.2. Функции и значение налогообложения Российской Федерации….15

ГЛАВА II. ФЕДЕРАЛЬНОЕ НАЛОГОБЛАЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Понятие, сущность и место федерального налогообложения…..…23
2.2. Виды и характеристика федеральных налогов..................................27
2.3. Анализ динамики федерального налогообложения на примере автотранспортного предприятия………………………………………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................................41

Работа состоит из  1 файл

Система налогообложения Российской Федерации.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

В целях определения  прав, обязанностей и ответственности  налогоплательщиков и налоговых  органов НКФ определяет элементы налогообложения:

- категории налогоплательщиков (субъекты налога), то есть организации и физические лица, на которые возложена обязанность выплачивать налоги. В соответствии с Налоговым Кодексом (ч.1) филиалы и другие обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанность этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений;

- объект налогообложения (имущество; прибыль; доход; стоимость реализованных товаров выполненных работ, оказанных услуг); иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Налоговый Кодекс устанавливает понятие отдельных видов объектов налогообложения: имущество, товар, работа, услуга - и принципы определения их цены для целей налогообложения, а также дает понятие реализации товаров, работ, услуг;

- налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, которая исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основании иных документально подтвержденных данных. При обнаружении ошибок и искажений в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым отчетным периодам в текущем  (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства  отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения);

- налоговый период, - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые взносы. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания3;

- налоговая ставка (норма налогового обложения) - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

- порядок исчисления  налога;

         - порядок и сроки уплаты налога, форма отчетности, которые устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с НК Ф применительно к каждому налогу. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день;

- бюджет или внебюджетный  фонд, в который начисляется налоговый  оклад;

- источник налога (доход,  из которого выплачивается налог);

           - налоговые льготы - предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. По налогам и сборам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, льготы:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
  • понижение налоговых ставок;
  • вычет из налогового оклада;
  • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты 1.

При установлении налогов  должны быть определены все элементы налогообложения.

Налоговая система России является трёхуровневой вследствие федеративного устройства нашего государства.

В РФ устанавливаются и взимаются следующие виды, налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы (Налоги и сборы субъектов РФ) и местные налоги и сборы.

Важно отметить, что отнесение  налога к тому или иному уровню осуществляется в зависимости от компетенции органов законодательной (представительной) власти в применении налогового законодательства.

На практике это означает, что независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т.д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Следовательно, уровни налоговой системы не совпадают с уровнями бюджетной системы: если доходы федерального бюджета в части налоговых поступлений формируются только за счет федеральных налогов, то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные налоги. Аналогичная картина наблюдается и при формировании доходов местных бюджетов. Кроме закрепленных за ними местных налогов, они включают в себя соответствующую часть федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым  Кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ.

Региональными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым  Кодексом и законами субъектов РФ, которые вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Устанавливая, региональный налог, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения:

Местными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, которые вводятся в действие в соответствие с Налоговым кодексом РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Зачисление налоговых  поступлений в бюджеты разного  уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке  и на условиях, определяемых законодательством РФ и другими органами государственной власти в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами.

Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенции органов власти, но и  в зависимости от других признаков.

В зависимости от экономического содержания и особенностей взимания налоги можно разделить на:

-  прямые, взимаемые непосредственно—с доходов или имущества налогоплательщика;

- косвенные, включаемые в цену  товара, работы, услуги. Реальным плательщиком  косвенных налогов выступает  покупатель-потребитель, а налогоплательщик является, по существу, сборщиком налого4в.

Среди прямых налогов выделяются

- реальные, связанные с владением, распоряжением, пользованием   имущественными объектами;

    - личные, которыми  облагаются доход (прибыль), отдельные виды деятельности или операции, совершаемые юридическими или физическими лицами.

 К косвенным налогам  относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные группы и виды товаров;

- налог на реализацию горюче-смазочных материалов;

- таможенная пошлина;

- налог с продаж.

Налоги бывают двух видов.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них  легче всего дело обстоит с  налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся  на конечного потребителя в зависимости  от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими  налогами. Чем менее эластичен  спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем  менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

 

1.2. Функции и значение налогообложения Российской Федерации

  • Если рассматривать  функции налогообложения как  проявления его сущности и свойств, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно  реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства'. В то же время необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.

    Рассматривая современную  систему налогообложения, можно  сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие  основные функции: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контрольную, поощрительную.

    1. Фискальная функция  налогообложения

    Фиском (от латинского fiscus, букв. - корзина) в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились  деньги, предназначенные к выдаче5. С конца 1 в. до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении чиновников и пополнявшаяся доходами с императорских провинций. С IV в. н.э. фиск - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т. д. (отсюда обозначение термином «фиск» государственной казны).

    Фискальная функция  является основной функцией налогообложения.

    Посредством данной функции  реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация  финансовых ресурсов государства, а  также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

    2. Распределительная  (социальная) функция налогообложения

    Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л. Ходов, через налогообложение достигается «поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними»6

    Иными словами, происходит передача средств в пользу более  слабых и незащищенных категорий  граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории  населения.

    По словам шведского  экономиста К. Эклунда: «Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель ~ сделать распределение жизненно важных средств более равномерным.

    В итоге происходит изъятие  части дохода у одних и передача ее другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции  являются акцизы, устанавливаемые, как  правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.

    3. Регулирующая функция  налогообложения

    По мнению выдающегося  английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946 гг.), налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений7

    Регулирующая функция  направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой  политики государства. При анализе  этого аспекта налоговых отношений  представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

    Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех  или иных экономических процессов. Она реализуется через систему  льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и др.

    Дестимулирутощая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например, через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

    Информация о работе Система налогообложения Российской федерации