Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 18:36, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоги и налогообложение".

Работа состоит из  1 файл

Шпоры.docx

— 87.19 Кб (Скачать документ)

1. Понятия налога и сбора, сходства и отличия.

      Налог – одно из основных понятий финансов. Его следует рассматривать одновременно как эк., соц. и политич. явление. НК дает след. определение налога – «под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз. ведения или опер. управления ден. ср-в в целях финансового обеспечения деятельности гос-ва или муницип. образования». Эк. сущность налогов заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты опред. части произведенного нац. продукта. НК дает след. определение сбора – «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов гос. органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление опред. прав или выдачу разрешений (лицензий)». Главное отличие налога от сбора состоит в следующем: налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого ориентира. При уплате сбора всегда присутствует специальная цель или специальные интересы. 

2. Функции налогов.

      Ф-ции налога – это проявление его сущности в действии и способ выражения его св-в. Выделяют след. ф-ции налога: 1) фискальная – главная ф-ция налогов. Означает изъятие в казну. Отражает сущность налога как особого централизованного звена эк. отношений. Характерна для всех гос-в во все периоды их существования и развития. Посредством фиск. ф-ции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов гос-ва. 2) регулирующая – налоги представляют собой механизм влияния на эк. и соц. процессы, происходящие в гос-ве. Данный механизм позволяет формировать необходимые характеристики этих процессов. Сущность данной ф-ции закл. в регулирующем влиянии налогов на различные стороны деятельности налогопл-ка. Данная ф-ция носит объективный характер, т.е. гос-во может эффективно использовать налоги с целью регулирования опред. процессов в соц.-эк. жизни общества. 3) стимулирующая – налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопления капитала; на увеличение или уменьшение платежеспособного спроса, а также на др. эк. процессы. Данная ф-ция означает использование налогов для стимулирующего воздействия на эк-ку, прежде всего, через перераспределение нац. дохода. 4) распределительная – с помощью налогов гос-во через бюджеты и фонды перераспределяет финансовые ресурсы: а) из производственной сферы в социальную, б) между территориями, в) между отраслями, г) между секторами эк-ки, д) между отдельными гражданами. 5) контрольная – проявляется в: а) проверке эффективности функционирования эк-ки, б) контроле за проводимой эк. политикой гос-ва. Все ф-ции налогов находятся в тесной взаимосвязи. 

3. Общие принципы налогообложения.

      Общие принцпы налогообл-я можно сформулировать след. образом: 1) принцип справедливости – налоговая система должна обеспечивать единство подхода к налогопл-кам, общность налогообл-я и пропорциональность распределения налогового бремени относительно доходов налогопл-ков. Данный принцип исключает возможность предоставления отдельным налогопл-кам индивидуальных налоговых льгот. 2) принцип определенности – сумма, способ и место платежа д.б. заранее известны налогопл-ку и любому др. лицу. Недопустима неясность и расплывчатость налоговых законов. Данный принцип подразумевает также возможность простоты и оперативности процедуры обращения налогопл-ка в налоговые органы с целью получить разъяснения по спорным вопросам. Налог д.б. стабилен и являться предсказуемым элементом при разработке хоз. субъектом стратегии своего развития. По российскому законодательству все неопределенности НК трактуются в пользу налогопл-ка. 3) принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен для налогопл-ка. Данный принцип подразумевает также необходимость создания более удобных условий для подачи налоговых отчетов и деклараций, что затрагивает вопросы организации работы налоговых служб. 4) принцип дешевизны – вкл. в себя несколько аспектов: а) сокращение издержек взимания налогов, б) отмену налогов, доходы по которым не окупают затрат на их сбор, в) научный подход к определению оптимальных ставок и штрафных санкций за налоговые нарушения. 5) принцип однократности налогообл-я – один и то же объект налогообл-я может облагаться налогом одного вида только единожды. 6) принцип гибкости налогов – при изменении эк. ситуации в обществе и потребностей гос-ва в налоговых поступлениях налоги могут пересматриваться. 7) принцип политич. ответ-ти – налоговая система д.б. построена для убеждения налогопл-ков в том, что они платят налоги для своего же блага, т.е. чтобы политич. система была в состоянии более точно отражать их предпочтения (т.к. налогопл-ки не чувствуют опред. косвенных возмещений за уплату налогов, то они стремятся уклониться от их уплаты). 

4. Классификация налогов.

      Существует  несколько критериев классификации  налогов. 1. По субъектам налогообл-я: налоги с организаций, налоги с физ. лиц, универсальные. 2. По объектам налогообл-я: прибыль (доход), добавочная стоимость пр-ции, работ, услуг, отдел. виды деятельности налогопл-ков, пользование прир. ресурсами, имущество, отдел. виды расходов (реклама, расходы на оплату труда), прочие. 3. По видам налоговых ставок: представленные % ставкой (налог на имущество исчисляется в % от стоимости имущества), взимаемые с абсолютной сумме с единицы объекта налогообл-я (гос. пошлина, т.к. она фиксирована в руб.), комбинированные (страх. платежи). 4. По напряженности налоговых шкал: прогрессивные, пропорциональные, регрессивные. 5. По источнику уплаты: выручка от продажи, себестоимость, з/п, личный доход. 6. По уровню установления: федеральные – устанавливаются фед. законодательством, обязательны к уплате на всей территории РФ. Формируют основную часть налоговых поступлений фед. бюджета. За счет них поддерживается финансовая стабильность фед. бюджета, а также при необходимости бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов; региональные – устанавливаются фед. законодательством, вводятся в действие решениями рег. органов власти и после этого становятся обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ; местные – устанавливаются фед. законодательством, вводятся в действие решениями местных органов власти, после чего становятся обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования. 7. По способу налогообл-я: кадастровый, декларированный, от источника. 8. В зависимости от использования: общие – используются на финансирование расходов бюджетов без закрепления за каким-либо опред. видом расходов (НДС), целевые – имеют строго целевое назначение, т.е. закрепляются за опред. гос. расходами (страх. платежи). 9. По способу взимания: прямые – взимаются с доходов или имущества налогопл-ков, косвенные – налоги на товары и услуги, взимаемые путем включения налога в цену товара. 10. По срокам уплаты: ежемесячные, ежеквартальные, годовые. 

5. Элементы налога.

      В соответствии с НК РФ налог считается  установленным лишь в том случае, если определены налогопл-ки и эл-ты налогообл-я. Налогопл-ками и плательщиками сборов признаются организации и физ. лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы. К эл-там налогообл-я относятся: 1) объект налогообл-я – это юр. действия или различные факты, которые обуславливают обязанность налогопл-ка заплатить налог (например, владение имуществом); 2) налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообл-я; 3) налоговый период – период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, при этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов; 4) налоговая ставка – величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы; 5) порядок исчисления налога – последовательность действий по определению суммы налога, подлежащей уплате, порядок исчисления налога устанавливается законодательно применительно к каждому налогу; 6) порядок и сроки уплаты налога – последовательность действий с привязкой ко времени по уплате налогов. 

6. Способы уплаты налога.

      Существует 4 способа уплаты налогов: 1) уплата по декларации: декларациия – это документ, в котором налогопл-к приводит расчет налоговой базы соответствующего ей налога. Характерная черта - то, что выплата налога производится после получения дохода лицом, получающим доход (пример: налог на прибыль организаций). 2) кадастровый: кадастровый налог (от слова кадастр – таблица, справочник) взимается, когда объект налогообл-я дифференцирован на группы по опред. признаку. Перечень этих групп и их признаков заносятся в специальные справочники. Для каждой группы устанавливается индивидуальная ставка налога. Характерная особенность – то, что величина налога не зависит от доходности объекта (пример: транспортный налог, который взимается по установленной ставке, связанной с мощностью трансп. ср-ва, и не зависит от того, используется это трансп. ср-во или простаивает). 3) уплата налогов от источника: налог от источника вносится лицом, выплачивающим доход, поэтому выплата налога производится до получения дохода, причем чаще всего получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога (пример: НДФЛ). Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которую работает физ. лицо, т.е. до выплаты з/п из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет, а остальная сумма в кач-ве дохода выплачивается работникам. 4) уплата налога в момент расходования – такой способ характерен для косвенного налогообл-я, когда налог входит в цену товара (пример: НДС). 

7. Виды налогов в  зависимости от  уровня установления

     Федеральные - устанавливаются федеральным законодательством и обязательны к уплате не всей территории РФ. Формируют основу доходной части фед. бюджета. За их счет поддерживается стабильность фед. бюджета, а также региональных и местных за счет межб. трансфертов.  ИХ 8:НДС, акцизы ( косвенные), Налог на прибыль организаций, НФДЛ, Водный налог, Таможенные пошлины, Налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира. Региональные - устанавливаются фед. законодательством с участием региональных органов власти и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Это: налог на  игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество организаций. Местные - устанавливаются федеральным законодательством и участием местных органов власти и обязательны к уплате на территории муниципального образования - налог на имущество физических лиц + земельный налог. 

8. Характеристика налоговой  политики

- деятельность  органов гос.власти и местного самоуправления в области налогообложения, отражающая общественный строй и экономическую структуры страны, часть социально-экономической и финансовой политики.   Цель - создание благоприятных условий для повышения эффективности экономики страны и укрепления доходно части бюджета через формирование стабильной и ясной налоговой системы. Основные наприваления: 1. Упрощение налоговой системы с одновременным возрастанием собираемости налогов. 2. Достижение стабильности  и определенности налоговой системы. 3 активизация стимулирующей функции налогообложения. Для этого в бюджетном послании президента предусмотрены след. меры : введение налога на недвижимость, отмена налога на прибыль для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью,   более грамотное администрирование налогов .  

9. Налоговая система  РФ.

     НС  - основанная на определенных принципах  система общественных отношений, регулированных нормами права, складывающаяся в сфере налогообложения. Особенности налоговой системы РФ:  3 вида налогов по уровню установления ( Федеральные/региональные/местные, потому что Россия - федеративное государство), в структуре налоговых доходов преобладают косвенные ( НДС + акцизы), налоговая ставка - плоская, т.е не прогрессивная. Элементы налоговой системы:1.налоги и сборы, введенные на федеральном уровне и установленные законами риф, субъектов риф или органов местного самоуправления. 2. субъекты налогообложения 3. налогоплательщики, налоговые органы, их права и обязанности 4. Формы  и методы налогового контроля 5. ответственность за нарушение налогового законодательства. Система налогового законодательства - совокупность нормативных и правовых актов различного уровня, содержащих нормы налогового права. В РФ : налоговый и таможенный кодекс,  уголовный кодекс, постановления правительства, инструкции федеральной таможенной службы и т.д  Функции: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная. Принципы системы РФ: единство налоговой системы, единство налоговой политики, единство системы налоговых органов, справедливость и достаточность налогообложения, эластичность налогов, стабильность налоговой системы.   

10. Налоговый механизм  и налоговое регулирование. 

     Механизм - совокупность способов, средств, технических  приемов, методов и методик с помощью которых налогоплательщик исполняет свою обязанность по исчислению и/или уплате налогов и сборов. Вкл: исчисление налога, выбор ставки налога, применение налоговых льгот, расчет суммы налога, порядок уплаты налога. Элементы : исчисление налогов, уплата, информационное обеспечение и документированое исполнение налогового обязательства.   Регулирование - деятельность государства по установлению, изменению, отмене налогов и сборов, а также корректировке существующих условий налогообложения. Включает след. приемы и способы : установление специальных учетных налоговых показателей, определение метода формирования налоговой базы, определение налогового периода, введение спец. налоговой документации.    

11. Налоговый кодекс  Российской Федерации кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации. Состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов). Основной элемент системы налогового законодательства.  часть первая оапределяет такие положения, как: общие положения, налогоплательщики и плательщики наогов и сборов, налоговые агенты, налоговые органы, таможенные и финансовые органы, общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, налоговые декларации и налоговый контроль, налоговые правонарушения и  ответственность за их совершение. Вторая часть конкретизирует информацию о субъектах, объектах, ставках, налоговых льготах для каждого налога в отдельности. Включит разделы по федеральным налогам, спец. налоговым  режимам, региональным и местным налогам.  

12. Экономические показатели:

     1. Налоговое бремя - отношение общей  суммы налогов и сборов к  ВВП. Показывает какая часть произведенного обществом продукта распределяется посредством бюджета, в РФ на уровне  30% 

2. Полная  ставка налогообложения - отношение  общей суммы налогов и сборов  к величине добавленной стоимости  в процессе производства и  реализации продукции. В РФ - 40-50%

Информация о работе Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"