Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание

В начале 90-х годов в России начались рыночные преобразования.
Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества. Особое внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За годы своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации.
В настоящее время, НДС - один из важнейших федеральных налогов.
Основой его взимания является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров.

Содержание

Введение.
Теоретическая часть.
1.1 История возникновения и развития НДС в мире.
1.2 История возникновения и развития НДС В России.
1.3 Экономическое содержание НДС.
1.4 Принципы построения налога на добавленную стоимость.
Практическая часть.
2.1 Федеральный бюджет. Общая характеристика доходной части федерального бюджета.
2.2 Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходной части бюджета.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение А - Поступление администрируемых ФНС доходов в бюджетную систему Российской Федерации за октябрь – ноябрь 2008 г. (в млрд. рублях)
Приложение Б – Доля поступлений налогов в общем доходе федерального бюджета за 2008 год (в процентах)

Работа состоит из  1 файл

1..docx

— 95.08 Кб (Скачать документ)
  • Федеральный бюджет является источником средств для развития квалифицированных кадров;
  • Федеральный бюджет является источником средств в развитии культуры, СМИ, искусства.

Таким образом, назначение федерального бюджета заключается в финансовом обеспечении государственных мероприятий.

В Федеральном законе «О Федеральном бюджете» устанавливаются государственные расходы, государственные расходы, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, размеры заимствований, предельный размер кредитов, предоставляемых иностранным государствам.

Доходы федерального бюджета  – это денежные средства, поступающие  в безвозмездном порядке в  соответствии с бюджетным и налоговым  законодательством в распоряжении федеральных органов власти.

Структура доходов бюджета:

  • Налоговые доходы;
  • Неналоговые доходы;
  • Безвозмездные поступления.

В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налоги, все налоги подразделяются на три  вида:

  • Федеральные налоги (на уровне России);
  • Региональные налоги (на уровне субъекта Федерации);
  • Местные налоги (на уровне органа местного самоуправления).

Начиная с 2005 года, в федеральный  бюджет поступают налоговые доходы в соответствии со статьей 50 БК РФ. В  таблице отражены доли  поступления  некоторых налогов в федеральный  бюджет.

 

Таблица 2 – Доля поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет.

 

№ п/п

Налоговый доход

Доля поступлений в  федеральный бюджет, %

1

Налог на прибыль (в части  федерального бюджета)

100

2

Налог на прибыль (в виде дивидендов)

100

3

Налог на прибыль (соглашения о разделе продукции)

20

4

НДС

100

5

НДПИ (горючий газ)

100

6

НДПИ (углеводородное сырье)

95

7

Водный налог

100


 

Таким образом, НДС поступает  в федеральный бюджет в полном объеме, как и налог на прибыль. Хотя до 2002 года НДС в федеральный бюджет поступал не в стопроцентном объеме.

 

Доходные поступления  в федеральный бюджет контролируют главные распорядители бюджетных  средств – администраторы доходов. Например, в 2006 году количество администраторов налоговых поступлений составляет 49 различных ведомств. Определенные виды обязательных платежей закреплены за следующими федеральными службами.

  1. Федеральная налоговая служба:
  • Налог на прибыль (части федерального бюджета);
  • Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет;
  • Налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ;
  • Акцизы по товарам, производимым на территории РФ;
  • Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ;
  • И т.д.
  1. Федеральная таможенная  служба:
  • Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ;
  • Акцизы по товарам, ввозимым на территорию РФ;
  • Таможенные пошлины;
  • Таможенные сборы.
  1. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
  1. Управление делами Президента РФ.
  2. И другие.

Таким образом, поступления  налога на добавленную стоимость  при ввозе товаров на территорию РФ обеспечивает не только Федеральная  налоговая служба (ФНС), но и  Федеральная  таможенная служба (ФТС).

 

 

 

2.2 Роль налога на добавленную стоимость в формировании

 доходной части  бюджета

Федеральные налоги, их перечень, порядок обложения и порядок  зачисления в бюджет устанавливаются  федеральными законами РФ. Взимаются  федеральные налоги на всей территории РФ.

 

Таблица 3 – Плановые доходные показатели федерального бюджета

в 2005-2007 гг.

Вид дохода

2005 г.

2006 г.

2007 г.

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Доходы, всего

4 896 534  

98

5 046 059  

99

        6 964 835  

99

Налог на прибыль

     328 747  

7

     344 838  

7

           580 409  

8

Единый социальный налог  в федеральный бюджет

     266 159  

5

     302 090  

6

           368 774  

5

Налог на добавленную стоимость (территория РФ)

1 073 329  

22

1 123 248  

22

        1 485 043  

21

Акцизы (территория РФ)

       89 225  

2

       88 526  

2

           106 313  

2

Налог на добавленную стоимость (ввоз на территорию РФ)

     427 774  

9

     510 621  

10

           693 062  

10

Акцизы (ввоз на территорию РФ)

       17 568  

менее 1

       21 661  

менее 1

             20 370  

менее 1

НДПИ платных  услуг государства

812 323

16

731 570

15

1 037 740

15

Ввозные таможенные пошлины

     265 307  

5

     310 593  

6

           385 340  

6

Вывозные таможенные пошлины

1 323 846  

27

1 297 250  

26

        1 998 844  

29

Доходы от использования  государственного имущества

       81 556  

2

       85 769  

2

             99 781  

1

Доходы от оказания платных  услуг государства

       64 163  

1

       89 838  

2

           118 695  

2

Безвозмездные поступления

       83 222  

2

---

---

---

---


 

Таким образом, доходная часть госбюджета состоит из налоговых доходов. Исходя из таблицы 1, видно, что три налога (НДС, таможенная пошлина и НДПИ) составляют около 80% всех доходов в федеральный бюджет. При этом ведущее место среди налоговых поступлений сохраняется за НДС, в том числе НДС на товары, ввезенные на территорию РФ (31, 32 и 31% соответственно).

Это является положительным моментом, так как косвенное налогообложение  имеет фискальную направленность, в меньшей степени влияя на характер и структуру экономического роста. НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги:

  1. во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть, или занизить, нежели прибыль, вследствие этого даже стали реже случаи финансовых нарушений;
  2. во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру;
  3. в- третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно-экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.

 

Проанализирую поступления в бюджеты  всех уровней основных налогов в  условиях возникновения и развития мирового кризиса (см. таблицу 4 и 5).

 

 

Таблица 4 - Поступление администрируемых ФНС доходов в бюджетную систему Российской Федерации за     9 месяцев 2007-2008 гг.

 

Вид дохода

2007 год

2008 год

В процентах к 2007 году

Сумма, млрд. руб.

Сумма, млрд. руб.

Поступление ФНС доходов всего

2 537,37

      3 225,00  

127,10%

Из них:

     

НДПИ

        763,53  

   1 298,00  

170,00%

Налог на прибыль

        411,70  

      603,70  

146,64%

ЕСН в федеральный бюджет

        285,12  

      369,80  

129,70%

НДС на товары, реализуемые  на территории РФ

        919,89  

      800,30  

87,00%

Акцизы

          78,82  

        91,90  

116,60%


 

В условиях стабильности в 2008 году только за девять месяцев доходы федерального бюджета РФ от взимания налогов и страховых взносов  выросли на 27,1% к аналогичному периоду  прошлого года.

Доходы бюджета на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составили 40% от всех поступлений, по НДС – 25%, налогу на прибыль – 19%.

Доходы от взимания НДС  на товары, реализуемые на территории РФ, за девять месяцев 2008 года составили 800,3 миллиарда рублей и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 13%.

Однако если сопоставить  условия взимания НДС в прошлом году с условиями 2008 года, то есть с учетом введения квартальной уплаты налога, то тогда темп роста поступлений НДС, по экспертным оценкам ФНС, составил бы в январе-сентябре 136,0%.

 

Таблица 5 - Поступление администрируемых ФНС доходов в бюджетную систему Российской Федерации за октябрь – ноябрь 2008 г.

 

Вид дохода

октябрь

ноябрь

В процентах к октябрю

Сумма, млрд. руб.

Сумма, млрд. руб.

поступления от ФНС

      437,00  

     204,00  

46,68%

Из них:

     

НДПИ

        99,78  

     122,13  

122,40%

Налог на прибыль

      282,00  

        50,30  

17,80%

НДС на товары, реализуемые на территории РФ

      157,00  

        29,20  

18,60%


 

Проанализирую динамику развития кризисных явлений за октябрь-ноябрь 2008 года. Из таблицы 5 видно, что в ноябре по сравнению с октябрем поступления от ФНС сократились более чем значительно. Особенно это касается двух налогов – НДС и налог на прибыль.

В ноябре в бюджет налога на прибыль поступило 50,3 миллиарда рублей, что в пять раз меньше, чем в октябре. Почти такая же ситуация с НДС - поступления ноября составили всего 29,2 миллиарда рублей. Для сравнения - в октябре собрали 157 миллиардов рублей НДС. По отношению к прошлому ноябрю налог на прибыль упал на 65 процентов, НДС - на 75 процентов.

 

На резкое падение поступлений  в бюджет по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций в октябре-ноябре 2008 года влияет нескольких факторов:

  • Во-первых, в третьем квартале 2008 года резко сократился объем промышленного производства в России на фоне развивающегося экономического кризиса, существенно сократились доходы от экспорта сырьевых компаний.
  • Вторая важная причина снижения поступлений в бюджет - изменения налогового законодательства. С октября 2008 года организациям разрешили уплачивать НДС "в рассрочку", поэтому часть платежей по этому налогу, которая ранее приходилась на октябрь, автоматически перетекла на следующие месяцы.

 

Несмотря на спад поступлений  НДС и налога на прибыль, поступления от НДПИ возросли на 22,4% по сравнению с октябрем 2008 года.

На основании таблицы 5 составлю диаграмму 1 (см. Приложение А).

 

 

 

 

 

 

Таблица 6 - Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации за 2007-2008 гг.

 
     

 млрд. рублей

 
 

2007 год

2008 год

в процентах к 2007 году

 

Всего поступило  в бюджетную систему РФ

8 643,4

10 032,8

116,1

 
     

 млрд. рублей

 
 

2007 год

2008 год

в процентах к 2007 году

 

Налоги и сборы - всего (вкл. ЕСН)

7 360,2

8 455,7

114,9

 

        в федеральный бюджет (вкл. ЕСН)

3 747,6

4 078,7

108,8

 

        в  консолидированные бюджеты субъектов  РФ

3 612,6

4 377,0

121,2

 

из них:

       

   Налог  на прибыль организаций

2 172,2

2 513,0

115,7

 

        в  федеральный бюджет

641,3

761,1

118,7

 

        в  консолидированные бюджеты субъектов  РФ

1 530,9

1 751,9

114,4

 

   Налог на доходы  физических лиц

       

        в  консолидированные бюджеты субъектов  РФ

1 266,1

1 665,6

131,6

 

   Единый социальный  налог в федеральный бюджет

405,0

506,8

125,1

 

   Налог на добавленную стоимость

       

          на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации*)

1 390,4

998,4

71,8

 

          на товары, ввозимые на территорию  Российской Федерации из Республики  Беларусь

34,3

40,3

117,4

 

   Акцизы

289,9

314,7

108,6

 

          в федеральный бюджет

108,8

125,2

115,1

 

        в  консолидированные бюджеты субъектов  РФ

181,0

189,4

104,6

 

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1 235,1

1 742,6

141,1

 

          в федеральный бюджет

1 157,4

1 637,5

141,5

 

        в  консолидированные бюджеты субъектов  РФ

77,8

105,1

135,2

 

в том числе:

       

      налог на добычу полезных ископаемых

1 197,4

1 708,0

142,6

 

          в федеральный бюджет

1 122,9

1 604,7

142,9

 

        в  консолидированные бюджеты субъектов  РФ

74,5

103,4

138,8

 

        из  него нефть:

1 070,9

1 571,6

146,8

 

          в федеральный бюджет

1 017,3

1 493,0

146,8

 

        в  консолидированные бюджеты субъектов  РФ

53,6

78,6

146,7

 

Информация о работе Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходной части бюджета