Реформирование НДС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 10:41, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: 1) определить какие трудности возникают у налогоплательщика с применением вычетов по НДС, 2) проанализировать спорные вопросы, возникшие у государства по поводу реформирования НДС.
В первой главе курсовой работы будет рассмотрена краткая история налога на добавленную стоимость и изложен общий порядок применения налоговых вычетов по НДС.
Во второй главе производится анализ арбитражной практики, по которой можно четко проследить основные дискуссионные вопросы для налогоплательщиков в применении налоговых вычетов по НДС, то есть чаще всего возникающие ошибки налогоплательщиков при реализации их права на налоговый вычет по НДС.
Третья глава работы посвящена направлениям дальнейшего реформирования НДС, так как у государства есть достаточно веские причины для столь решительных шагов. Все это наиболее подробно разобрано в этой главе.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2007 Реформирование НДС.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

      По данным Федеральной налоговой  службы, в 2005 году было собрано  1,025 трлн. руб., что на 276,6 млрд. руб.  больше показателя 2004 года. Именно доходы от НДС обеспечили в 2006 году 38,4 % всех доходов федерального бюджета. При этом, правда, 466,7 млрд. руб. были возмещены налогоплательщикам, что на 42,7 % больше, чем в 2004 году. [6] Ежегодный рост требований о возврате налога, чаще всего, по мнению чиновников, незаконных, приводит к потерям государственной казны. В то же время налогоплательщики жалуются, что большую часть возвращаемых сумм НДС они получают через суд.

   Все перечисленные проблемы вместе  со стремлением чиновников найти ресурс для ускорения экономического роста привели к появлению различных планов реформирования НДС.

   Рассмотрим несколько из них  и попытаемся определить их  слабые и сильные стороны, чтобы  определиться, какой из них более  приемлем для нашей страны в данный момент времени.

   1. Идея радикального снижения налога сразу до 13% была обнародована  заместителем руководителя  аппарата правительства Михаилом Копейкиным и поддержана Михаилом Фрадковым. По их мнению, эта новация позволила бы увеличить темпы экономического роста ежегодно на 0,5 %. Кроме того, значительно снизив НДС, в Правительстве надеются облегчить жизнь отечественным производителям, выпускающим продукцию с высокой долей добавленной стоимости, что должно способствовать ускорению экономического роста.  Но, несмотря на столь заманчивый результат, все- таки в этом проекте есть недостаток.

   Исследование, проведенное в конце  2005 года Центром развития, опровергло  расчеты премьера, который утверждает, что при снижении НДС на 5 % бюджет потеряет всего 300 млрд. руб. По мнению авторов исследования, такие расчеты справедливы для 2004 года, а в условиях 2007 года размер выпадающих доходов составит уже 500 млрд. руб. [7]Сокращение доходов бюджета произойдет за счет поступлений, которые на прямую не связаны с ценами на нефть, что увеличит зависимость бюджета от внешней конъюнктуры. Выпадающие доходы бюджета неизбежно придется компенсировать за счет средств стабилизационного фонда. При этом, по мнению авторов исследования, цена отсечения, доходы  сверх которой поступают в стабфонд, возрастет с $ 27  до  $ 34 за баррель.

   Другие налоги, по подсчетам экспертов,  не смогут компенсировать недопоступление  средств от НДС. «Для получения  аналогичного объема доходов  ставку  налога на прибыль нужно  увеличить с 24 % до 32 %» – говорят авторы исследования. Надежды на быстрый экономический рост также могут не оправдаться. Авторы работы утверждают, что «влияние снижения ставки НДС на увеличение темпов экономического роста будет иметь ограниченный и краткосрочный эффект», причем рост ВВП может дополнительно ускориться лишь на 0,2-0,3 % в год.[7]

   Против столь радикального снижения  налога выступил Минфин. После  долгих споров чиновники ведомства  Алексея Кудрина согласились  с возможностью снижения НДС,  но только до 15% и лишь с 2009 года. В Минфине полагают, что радикальное снижение налога не окажет существенного влияния на экономический рост, но  повысит ценовую  конкурентоспособность импорта. При этом увеличиться объем денежного предложения, не будут выполнены целевые ориентиры по инфляции, и ускориться реальное укрепление рубля.

    Кроме того, возрастет зависимость  бюджета от цен на нефть,  возникнет необходимость расширения  государственных заимствований  и перехода к бюджетному дефициту. Это, в свою очередь, снизит возможности государства по обеспечению государственных расходов, включая их социальную и инвестиционную части.

   «Если НДС снизить до 15-16%, то  выпадающие доходы составят 200-300 млрд. руб. Экономический эффект  будет около 0,1 %, то есть в  пределах статистической погрешности, –  пояснила эксперт Центра развития Наталья Акиндинова, – В таком случае это не инструмент ускорения экономического роста». Впрочем, руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич сказал, что поскольку сейчас эффективная (то есть реально уплачиваемая) ставка НДС составляет 17 %, то снижение, например, до 16% не окажет ощутимого влияния на размер поступлений в бюджет.[7]

  2.  Второе предложение поступило из администрации Президента. Аркадий Дворкович заявил о том, что администрация президента предлагает заменить НДС налогом с продаж, размер которого мог бы составить 10 %. Напомним, что этот оборотный налог существовал в России пять лет и был отменен в 2004 году. Наталья Акиндинова прокомментировала это так «Возврат к налогу с продаж – это шаг назад. НДС – более прогрессивный налог и более справедливый, потому что его платят все, а не только конечный потребитель. А налог с продаж платится только в торговле, и он перекладывается на плечи конечного потребителя. В этом случае в безусловном выигрыше оказываются производители. Между тем замена НДС на 10 % налога с продаж приведет к значительным выпадающим доходам бюджета. От налога с продаж можно рассчитывать максимум на 200 млрд. руб., в то время как сейчас доход от НДС составляет 1 трлн. руб.[7]

3.Тепеть  рассмотрим предложение Министра  финансов А.Кудрина о  реформе администрирования НДС.

    Излишнее администрирование налога  дорого обходится как экономике,  так и налогоплательщикам. Обычная  декларация по НДС до недавнего  времени занимала около 25 страниц. РЖД, к примеру, ежегодно тратили на налоговый документооборот 4,3 млн. долларов. [6] И это только за то, чтобы отчитаться по НДС, который по закону, и не обязаны платить, поскольку перевозка экспортных грузов облагается по нулевой ставке.

   Есть и еще одна проблема, связанная  с администрированием НДС –  это касается полного ухода от уплаты НДС, председатель ЦБ Сергей Игнатьев привел такие факты: рублевые средства, связанные с вычетами НДС, переводятся на рублевые счета компаний-нерезидентов в иностранных банках. В минувшем году таким путем было выведено из страны почти 1 трлн. рублей, в результате чего бюджет только по НДС недополучил средств в объеме 150 млрд. рублей. По его словам, в России существуют организованные группы, которые специализируются на приобретении мелких банков для таких операций. Когда ЦБ отбирает у них лицензии, они переходят в другие банки и продолжают заниматься тем же «бизнесом».[6]

   Но с какой бы стороны федеральные  и местные власти не заходили  в борьбе с мошенничеством вокруг НДС, чаще всего это не дает желаемого результата, а лишь усложняет взаимоотношения налоговых органов и бизнеса.

   Дальнейшее  совершенствование администрирования НДС предусматривает создание информационной системы «НДС-платеж», которая, по замыслу Минфина, позволит госорганам, т.е. ФНС, отслеживать движение средств по банковским счетам и выявлять злостных неплательщиков и мошенников. Еще одно новшество, предлагаемое Минфином, –  специальная регистрация плательщиков НДС и ограничение их числа. Только принятые в этот клуб «НДС-элиты» будут платить данный налог, не опасаясь камеральных и выездных проверок, и только их партнеры по бизнесу смогут получать вычеты по НДС по упрощенной процедуре. [6]

   В клуб, на первых порах, будут допущены лишь компании с большим оборотом по товарам и услугам, облагаемым НДС. Для всех других регистрация будет обычной. Но даже большим компаниям грозит отказ, если налоговики заподозрят их в участии в незаконных налоговых схемах. Вне зависимости от желаний в клуб войдут плательщики акцизов и импортеры. Проверка соискателей на место в клубе будет серьезной: уточнение с выездом на место юридического адреса компании, просмотр документов на имущество и т.п. Спецрегистрация, как считают в ФНС, позволит налоговым органам сосредоточиться на проверках меньшего числа компаний и исключить однодневки из схем возмещения НДС.

   Правительство раскритиковало проекты. Но не за то, что они совсем никуда не годятся, а за плохую их проработку. В частности, информационная система «НДС-платеж», представленная на утверждение кабинету, не была даже согласована с таможенниками, без которых ее реализация и последующее функционирование не имеют смысла. Есть претензии у представителей компаний и к проекту клуба избранных по  уплате НДС. Тем не менее, идея спецрегистрации поддерживается ими.

   На  местах, не дожидаясь решений федеральных  властей и обеспокоенные чрезмерным возмещением НДС, начали принимать свои меры. В частности, создавать спецкомиссии по контролю за деятельностью компаний, у которых отношение вычетов к начисленному НДС вызывает подозрение. К таковым по Москве, например, будут отнесены все предприятия и компании с вычетами, превышающими 90 процентов. Подобные спецкомиссии уже действуют в Якутии, Смоленской и Владимирской областях. Готовятся к такому шагу и в Свердловской области. Словом, борьба с мошенничеством разворачивается на всех фронтах.

    Многие эксперты считают, что предложения Минфина, если они будут реализованы, приведут к проблемам, прежде всего в малом и среднем бизнесе. «Предлагаемая система регистрации станет большим бременем для небольших компаний и в целом проблему администрирования НДС не решит, – считает А.Дворкович, – Небольшим компаниям сложней будет доказывать свою добросовестность, чем крупным, которые давно работают на рынке. У них гораздо больше шансов оказаться вне рядов зарегистрированных в качестве налогоплательщиков НДС. Они не будут платить НДС и, соответственно, получать его к вычету, а значит, и покупатели их товаров не смогут принимать в зачет НДС».

   В администрации президента уже давно созрела и приобрела характер экономического обоснования идея отказа от НДС и возврата к налогу с продаж (НСП). Сторонники этой идеи уверены, что НСП позволит компаниям сэкономить немалые деньги на администрировании налога, на упрощении отчетности и судебных спорах.

   Будет покончено и с мошенничеством. У НСП, по словам Аркадия Дворковича, больше достоинств, чем у НДС. Основной риск – это издержки, связанные с переходом от одного налога на другой. Экономическое обоснование НСП близится к завершению, и вердикт быть или не быть налогу с продаж вынесет профессиональное сообщество бизнес-аналитиков и финансовых экспертов администрации президента и правительства. Проект закона будет внесен на рассмотрение правительства в 2007 году, а предварительная дата его введения в действие –  2009 год. [6]

   Ранее были рассмотрены недостатки при  введении налога с продаж, поэтому  считать это выходом из сложившейся  ситуации трудно. Но реформирование НДС  необходимо, правда,  каждый из предложенных проектов нужно окончательно продумать, доработать и вводить изменения в экономику нашей страны с учетом всех возможных последствий и в случае возникших проблем оперативно вводить необходимые корректировки.

   Что касается зарубежных стран, то опыт применения НДС различен. В Западной Европе он признается одним из наиболее результативных элементов налоговой системы, США его полностью отвергают, а Япония и Канада остановились на упрощенной форме всеобщего налога на потребление (ставка 5 и 7 % соответственно).

   Почему  в Западной Европе НДС особенно эффективен? Ответ прост, во многом это предопределено конкретными условиями:

  • компактностью территории
  • протяженностью основной пограничной линии по морским пространствам  и связанным с ними осуществлением основного оборота внешней торговли через морские и воздушные порты.
  • стабильностью и надежностью банковской системы и, как следствие, неприменением в коммерческом обороте наличных денег (включая и иностранную валюту) и бартерных сделок,
  • жестким контролем за регистрацией и ликвидацией компаний, исключающим возможность ухода от налогов (например, через процедуру ложного банкротства, путем использования фирм- однодневок).

   Отсутствие хотя бы одного  из вышеприведенных условий резко  снижает эффективность применения НДС и может служить причиной отказа от его применения (как, например, В США).

   Отмечу, что есть ещё один путь  реформирования НДС – введение  «налога на выводимые доходы» (НВД) вместо НДС и налога на прибыль. Налоговой базой могла бы стать сумма всех выводимых из производственного и коммерческого оборота организации денежных  средств и активов по любым основаниям (оплата труда и иных услуг, распределение прибыли, предоставление займов, изъятия вложенного капитала и т.д.) и в пользу любых лиц. При этом организации автоматически получат льготы по своим капиталовложениям, упростится контроль за налоговой базой (отпадет необходимость проверки бухгалтерской отчетности), резко повысится эффективность контроля за выводом капиталов за рубеж, наличными расчетами, исчезнет и проблема фирм-однодневок. [5]

   Нужно учесть, что это ещё только  на уровне предположений. Поэтому  тоже потребует доработок и  внесение коррективов.

   По моему мнению, реформирование  НДС можно ограничить улучшением  администрирования, то есть введением информационной системы «НДС-платеж» и  специальной регистрации плательщиков НДС и ограничение их числа. Если эти проекты до конца отрегулировать и продумать, то это будет эффективнее и не так  радикально, как отмена НДС и введение налога с продаж. Такие нововведения будут восприняты  как  оперативное внесение улучшений в  НДС, чем очередная и непредсказуемая реформа.

Информация о работе Реформирование НДС