Реформирование НДС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 10:41, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: 1) определить какие трудности возникают у налогоплательщика с применением вычетов по НДС, 2) проанализировать спорные вопросы, возникшие у государства по поводу реформирования НДС.
В первой главе курсовой работы будет рассмотрена краткая история налога на добавленную стоимость и изложен общий порядок применения налоговых вычетов по НДС.
Во второй главе производится анализ арбитражной практики, по которой можно четко проследить основные дискуссионные вопросы для налогоплательщиков в применении налоговых вычетов по НДС, то есть чаще всего возникающие ошибки налогоплательщиков при реализации их права на налоговый вычет по НДС.
Третья глава работы посвящена направлениям дальнейшего реформирования НДС, так как у государства есть достаточно веские причины для столь решительных шагов. Все это наиболее подробно разобрано в этой главе.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2007 Реформирование НДС.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

                                                        Введение.

      Данная тема курсовой работы  выбрана  не случайно. В настоящее  время актуальной остается проблема  реализации прав налогоплательщиков  на налоговые вычеты. Но в то  же время и у государства есть не мало трудностей, связанных с предоставлением вычетов по НДС, а именно сумма возмещений по налогу только за девять месяцев 2006 года возросли в 1,4 раза и преодолели планку в 70%.[6]  В нынешнем году поступления от НДС также могут сократиться.

  В связи с этим в курсовой работе будут рассмотрены проблемы с применением вычетов по НДС не только с позиций налогоплательщика, но и государства.

   Цель курсовой работы: 1) определить какие трудности возникают у налогоплательщика с применением вычетов по НДС, 2) проанализировать спорные вопросы, возникшие у государства по поводу реформирования НДС.

   В первой главе курсовой работы  будет рассмотрена краткая история налога на добавленную стоимость и изложен общий порядок применения налоговых вычетов по НДС.

   Во второй главе производится  анализ арбитражной практики, по  которой можно четко проследить  основные дискуссионные вопросы  для налогоплательщиков в применении налоговых вычетов по НДС, то есть чаще всего возникающие ошибки налогоплательщиков при реализации их права на налоговый вычет по НДС.

   Третья глава работы посвящена   направлениям дальнейшего реформирования  НДС, так как у государства  есть достаточно веские причины для столь решительных шагов.  Все это наиболее подробно разобрано  в этой главе.

   В заключении приводятся основные  выводы и итоги курсовой работы.

   При написании курсовой работы  были использованы следующие  источники: Налоговый Кодекс РФ, учебник Н.В. Милякова, в котором подробно излагаются общетеоретические вопросы налогов и налогообложения, статьи в журналах  за 2006-2007 года и ресурсы Internet.  
 

1. Понятие налога на добавленную стоимость. Предыстория НДС в странах Западной Европы и в России

   НДС — это вид косвенного налога на товары и услуги, влияющего на процесс ценообразования и структуру потребления. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства — от сырья до предметов потребления.

  Носителем НДС является конечный потребитель, поэтому в соответствии с принятыми принципами классификации налогов НДС обычно относят к категории косвенных налогов. Вместе с тем в некоторых случаях НДС приобретает признаки прямого налога:

  • при передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;
  • при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

   НДС взимается с каждого акта продажи. Теоретически объектом налогообложения является добавленная стоимость, которая определяется посредством исключения из объема продукции (в денежном выражении) стоимости потребленных на ее производство сырья, материалов, полуфабрикатов, приобретенных со стороны, и некоторых других затрат. Добавленная стоимость включает заработную плату с отчислениями на социальное страхование, прибыль, проценты за кредит, расходы на рекламу, транспорт, электроэнергию и т. п.

  На  практике почти невозможно выделить добавленную стоимость в общей стоимости продукции (работ, услуг), поэтому для упрощения расчетов за объект обложения налогом на добавленную стоимость принимается не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации, включая стоимость списанных на издержки производства и обращения материальных затрат (без учета уплаченного за них НДС). Выделение же налога на добавленную стоимость и исключение двойного налогообложения достигаются тем, что плательщик перечисляет в бюджет разность между суммами налога, полученными от потребителей и уплаченными поставщикам.

   Сумма НДС определяется на  всех стадиях технологической  цепочки вплоть до конечного  потребителя как разница между  суммами налога, полученными от  покупателей за реализованные  им товары (работы, услуги), и суммами  налога, уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, топливо, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки обращения. НДС включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителям (покупателям). При исчислении суммы НДС базой является прирост стоимости на данной стадии производства (перепродажи). Предприятия являются только сборщиками этого вида налога, фактическими носителями выступают конечные потребители товаров, работ или услуг.

  НДС изобретен французским экономистом  М. Лоре для замены налога с оборота и впервые введен во Франции в 1954 г. НДС — продукт длительной эволюции налога с оборота, который был введен во Франции в 1920 г., а в 1936 г. преобразован в налог на производство.

  После введения НДС во Франции этот налог  получил распространение в странах — членах ЕЭС (например, в Великобритании с 1973 г.) и некоторых других промышленно развитых странах мира. Переход к НДС в странах Западной Европы происходил в период реформирования экономики и решения макроэкономических задач. Он активно используется в моделях экономических систем и выполняет важную роль в регулировании товарного спроса.

  Для целей макро- и микроэкономического  анализа во многих странах применялись сходные показатели. Так, в СССР с 1973 г. проводился широкомасштабный экономический эксперимент по определению в общем объеме производства машиностроительных предприятий чистой продукции, поскольку все остальные действовавшие критерии (валовая, товарная, реализованная продукция) содержали в себе прошлый, овеществленный труд, вложенный на предприятиях — поставщиках материалов и комплектующих, что искажало их значение для оценки хозяйственной деятельности. Так как показатель чистой продукции не содержит прошлый труд, вложенный на других предприятиях, этот показатель по сравнению с другими объемными показателями точнее измеряет производительность труда. Показатель чистой продукции применялся и в других странах СЭВ — в Болгарии, Польше, Венгрии, Румынии и ГДР.

  В бухгалтерском учете часть затрат, отражаемая в качестве общехозяйственных и общепроизводственных, формировала фактическую себестоимость только в середине следующего за отчетным месяца (после подсчета всех отклонений фактической себестоимости от нормативной), поэтому теоретический метод определения чистой продукции простым вычитанием из валовой продукции суммы материальных затрат на практике не работал. Из-за этого исчезала оперативность и ставилась под сомнение вообще целесообразность использования показателя чистой продукции для объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия. И все же постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» показатель нормативной чистой продукции вводился в обрабатывающих отраслях в качестве основного стоимостного показателя.

  В России НДС был введен с 1 января 1992 г. одновременно с отменой налога с оборота и налога с продаж. Система применения НДС регулируется главой 21 НК РФ. Переход к косвенному налогообложению в России был обусловлен необходимостью:

  • гармонизации налоговой системы страны с налоговыми системами стран Западной Европы;
  • наличия стабильного источника бюджетных доходов;
  • систематизации налогов.

  В промышленно развитых странах удельный вес НДС в налоговых бюджетных поступлениях составляет в среднем 25% (исключение составляет Франция, где его доля в налоговых поступлениях значительно выше — около 40%). В России НДС занимает одно из главенствующих мест среди налоговых поступлений в доходную часть государственного бюджета (более 41 %), что составляет свыше 36% всех доходов федерального бюджета (2006 год). [2]

  В настоящее время НДС регулирует гл. 21 НК РФ, он относится к федеральным  налогам и взимается на всей территории Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             
 

                  
 
 
 

                 1.1 НДС: общий порядок применения налоговых вычетов.

Налоговому  вычету подлежат суммы налога:

  • предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
  • товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления  операций, признаваемых объектами налогообложения (есть исключения);
  • товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи;
  • уплаченные покупателями — налоговыми агентами;
  • предъявленные продавцами налогоплательщику — иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах Российской Федерации, при приобретении указанным налогоплательщиком товаров (работ, услуг) или уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации для его производственных целей;
  • предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата 
    этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), 
    в случае отказа от этих работ (услуг). Аналогично по авансам 
    при расторжении договоров и возврате средств;
  • исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет 
    с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых 
    на территории Российской Федерации, в случае расторжения 
    договора и возврата сумм авансовых платежей;
  • предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками — застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств;  предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ; предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства;
  • исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • уплаченные по расходам на командировки (расходам по 
    проезду к месту служебной командировки и обратно, включая 
    расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении 
    налога на прибыль организаций (по нормативам);
  • исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

  Механизм  исчисления налогового вычета по НДС  сложен и трудоемок. В практике развитых рыночных государств нередко этот участок бухгалтерского учета и расчетов с бюджетом ведут специализированные фирмы. Для обеспечения правильного учета сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих вычету, в план счетов бухгалтерского учета введен дополнительный счет 19 с субсчетами, на которых отражаются суммы уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость по материальным ценностям, основным средствам и нематериальным активам.

  Сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная  налогоплательщику (продавцом покупателю) при приобретении товаров (работ, услуг) (НДСв), для целей налогового вычета рассматривается только в отношении тех товаров (работ, услуг), операции по реализации которых осуществляются на территории РФ. Аналогичен подход и к сумме НДС, уплаченной при ввозе товаров (работ, услуг) на таможенную территорию РФ. Для принятия сумм НДС к налоговому вычету в соответствии с экономическим содержанием налога должны соблюдаться определенные правила (условия) (ст. 170 НК РФ).

  Согласно  статье 171 НК РФ важнейшими условиями  вычета сумм налога на добавленную  стоимость, предъявленного налогоплательщику поставщиками по приобретенным товарам (работам, услугам), являются:

  • приобретение товаров (работ, услуг) для производственных 
    целей или иных операций, признаваемых объектами налогообложения НДС; а также приобретение товаров (работ, услуг) для 
    перепродажи;
  • выделение суммы налога на добавленную стоимость в счете-фактуре и в расчетных документах (при применении кассового метода поставки товарно-материальных ценностей должны быть также оплачены);
  • оприходование товарно-материальных ценностей;
  • введение в действие основных средств, принятие на учет 
    нематериальных активов.

  Выполнение  первого условия означает, что  расходы по  приобретенным товарам (работам, услугам) должны учитываться  в установленном порядке при  формировании налоговой базы по налогу на прибыль, причем в части расходов на командировки представительские расходы, рекламу — с учетом утвержденного порядка и нормативов.

  Не  принимается к вычету сумма НДС, предъявленная налогоплательщику и уплаченная по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым:

  • при производстве и (или) реализации продукции, оказании 
    услуг, выполнении работ, которые освобождены от обложения 
    НДС (указаны в разделе необлагаемых операций);
  • производстве и передаче товаров (работ, услуг), операции по 
    передаче (выполнении, оказании) которых для собственных нужд 
    признаются объектом налогообложения, но не подлежат налогообложению из-за их включения в состав необлагаемых операций;
  • реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ.

Информация о работе Реформирование НДС