Прогнозирование и планирование налоговых поступлений, налоговый потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:51, контрольная работа

Описание

Планирование на макроуровне охватывает сферу налогового планирования в масштабе федерального, регионального и местного бюджетов. Анализ налоговых поступлений свидетельствует, что в результате мобилизации налоговых поступлений доля федерального бюджета составляют около 8%. Территориальные бюджеты (бюджет субъектов РФ) формируются также за счет налоговых поступлений, доля которых составляет более 50%, а вненалоговые доходы формируют его на 8 - 12%.

Содержание

1. Прогнозирование и планирование налоговых поступлений, налоговый потенциал
2. Характеристика системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог
3. Задача
4. Тест
5. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Налоги

 

Содержание

    1. Прогнозирование и планирование налоговых поступлений, налоговый потенциал
    2. Характеристика системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог
    3. Задача
    4. Тест
    5. Список используемой литературы

     

 

       

№1 Прогнозирование  и планирование налоговых  поступлений, налоговый потенциал

Планирование  на макроуровне охватывает сферу  налогового планирования в масштабе федерального, регионального и местного бюджетов. Анализ налоговых поступлений  свидетельствует, что в результате мобилизации налоговых поступлений доля федерального бюджета составляют около 8%. Территориальные бюджеты (бюджет субъектов РФ) формируются также за счет налоговых поступлений, доля которых составляет более 50%, а вненалоговые доходы формируют его на 8 - 12%. Остальная часть территориальных бюджетов формируется за счет федерального бюджета. Финансовая устойчивость территориального бюджета в условиях бюджетного регулирования является важнейшим фактором благополучия муниципальных образований.

На практике налоговые поступления составляют высокую долю в доходах практически  во всех консолидированных и областных (краевых) бюджетах субъектов РФ этого  уровня. Поэтому любые сбои в мобилизации  плановых объектов налогов, прежде всего  федеральных в данных условиях, могут крайне отрицательно сказаться на исполнении расходной части бюджета любого уровня.

Основными налогами, определяющими особенности структуры  доходов бюджета субъекта РФ, являются: налог на прибыль (доход) предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог с продаж, НДС и акцизы. То есть успешное функционирование и развитие экономики и инфраструктуры субъекта РФ, его социальной сферы в определяющей степени зависит от налоговой политики, разрабатываемой на федеральном уровне и уровне самого субъекта федерации, а также практических мер, форм и методов ее реализации руководством субъекта РФ.

Вместе с тем  анализ свидетельствует, что на уровне бюджетов отдельных субъектов РФ, особенно республиканского звена, структура  доходов бюджета отличается высоким удельным весом финансовой помощи из федерального бюджета. Причиной данного положения является то, что сумма собственных и регулирующих доходов не обеспечивает финансирования расходов даже на уровне минимальных социальных стандартов. Кроме объективных причин, порожденных кризисами и переделом собственности, одной из главных причин является все же неправильная налоговая политика центра по отношению к территориальным образованиям. Это объясняется тем, что многие виды налоговых поступлений напрямую поступают в федеральный бюджет и лишь потом в виде дотаций, субсидий, субвенций и трансфертов поступают в субъекты федерации.

Весьма важным является этот вопрос для местных  бюджетов - бюджетов муниципальных  образований.

Это актуально  потому, что финансовая устойчивость муниципальных образований практически полностью определяется долями и суммами начислений от регулирующих налогов, размерами финансовой помощи из вышестоящих бюджетов в форме дотаций, субвенций и трансфертов.

В этом плане  речь в отношении муниципальных образований должна идти о проведении коренной перестройки политики на государственном уровне в сфере налогообложения. Целью такой политики должно стать обеспечение реальной финансовой самостоятельности бюджетов всех уровней в объемах, регулируемых законодательством. Необходимо четко определить, какие следует предпринимать шаги, чтобы налоговая система наилучшим образом выполняла свои оперативные, тактические и стратегические задачи. При решении основных задач налогового процесса можно выделить 3 этапа:

- прогнозирование;

- планирование  с обязательным законодательным  утверждением планов;

- исполнение  и контроль за выполнением  планов;

Этап прогнозирования  налогового процесса является важнейшим  элементом, обеспечивающим объективность, достоверность и выполняемость последующих решений и поставленных задач. Одной из таких задач является прогнозирование основных макро- и социально-экономических показателей развития национальной экономики, к которым относятся:

- валовый внутренний  продукт (ВВП);

- валовый национальный продукт (ВНП);

- чистый национальный  продукт (ЧНП);

- национальный  доход (НД);

- личный доход  населения;

- средняя процентная  ставка;

- платежный баланс;

- численность  населения и др.

ВВП определяет общий размер агрегированной налогооблагаемой базы, так как является неструктурированным источником всех налоговых платежей.

ВНП дает представление  о том, какая часть налоговых  платежей будет формироваться за счет деятельности исключительно национального  капитала.

ЧНП дополняет  оба первых экономических показателя, сужая агрегированную налогооблагаемую базу (за счет исключения амортизационных отчислений) до части ВНП, формирующей доходы населения, что позволяет создать адекватное представление о возможном объеме источника налоговых поступлений, в частности, косвенных налогов.

НД отражает не косвенные налоги, а наоборот, другую составляющую налоговых поступлений, каковыми являются прямые налоги.

Личные доходы населения, представляющие собой долю национального дохода, позволяют  проследить, какая часть доходов может быть израсходована на индивидуальное потребление или сбережение.

Личные доходы являются показателем, определяющим возможную  величину налоговых поступлений  за счет подоходных налогов и т.д.

Средняя процентная ставка позволяет уточнить влияние на объем налоговых поступлений размеров ВВП и ВНП, так как ее величина формирует совокупный (инвестиционный и потребительский) спрос на производственный общественный продукт.

Численность населения  обосновывает прогнозирование определенных налоговых поступлений - объем налоговых платежей в части прямых налогов на физических лиц, отчисления в различные фонды и т.д.

Важной задачей  прогнозирования результативности налогового процесса является задача определения в налоговом (бюджетном) периоде достижимого объема государственных доходов как в целом, так и за счет источников. При решении данной задачи следует учитывать следующие обстоятельства.

1. Высокий удельный  вес возможных налоговых поступлений  в общем объеме государственных  доходов оправдан в том случае, если прогноз экономического развития страны характеризует ее достаточный потенциал в виде высокого уровня всего комплекса приведенных выше показателей. В противном случае объем прогнозируемых налоговых изъятий приведет к резкому снижению налоговых поступлений на стадии их мобилизации.

2. Смещение структуры  государственных доходов в сторону  налоговых поступлений может  объективно привести к снижению  объемов ВНП. При этом следует  учесть, что макроэкономические  последствия в силу общего  инерционного характера макроэкономических процессов могут проявиться не в текущем, а в последующих налоговых периодах. То есть положительные результаты оперативного и тактического характера могут явиться причиной ухудшения стратегической перспективы.

3. Усиление роли  налоговой составляющей в общем объеме государственных доходов предполагает тщательное обоснование структуры налоговых поступлений, что вызвано влиянием различных элементов налоговых и неналоговых доходов на экономические процессы.

Изложенные обстоятельства позволяют сформировать рациональную структуру государственных доходов, определить их общий объем и экономически целесообразное распределение по агрегированным источникам поступлений.

Основой решения  задачи повышения качества налогового планирования является прогноз общего объема налоговых доходов и тщательное обоснование методики при расчетах конкретных видов налогов, сборов и других платежей. То есть процесс планирования структуры налогов и сборов заключается в определении их рационального соотношения исходя из территориальных задач текущего периода.

Определение состава  и объема налогооблагаемой базы в  практике налогового прогнозирования  может быть разделено на два этапа:

- разработку  конкретной и понятной для  расчетов методики исчисления  налогооблагаемой базы с обязательным формированием требований к ее информационному обеспечению;

- оценку и  анализ потенциального объема  налогооблагаемой базы на основе  методики и прогнозных показателей  экономического развития.

Установление  требований к составу и объему налогооблагаемой базы и размерам налоговых ставок в сочетании с данными прогноза микро- и социально-экономических показателей развития позволяет сформировать план налоговых поступлений, определяющий общие объемы каждого вида государственных доходов, в том числе по отдельным видам налогов и срокам поступления.

Результативность  и обоснованность налогового процесса могут быть обоснованы показателями: объемом бюджетных назначений по налоговым и неналоговым доходам; реальными поступлениями денежных средств из налоговой системы; уровнем выполнения бюджетных назначений; отношением объема выполнения бюджетных назначений к ВВП и отношением поступления в бюджет реальных денежных средств к ВВП.

В целом процесс  налогового планирования можно представить  в виде следующей схемы.

1. Устанавливаются цели, на достижение которых ориентирована система налогообложения.

2. Разрабатываются  методы и конкретные мероприятия  реализации поставленных целей.

3. Разграничиваются  налоговые полномочия и доходные  источники между органами власти  и управления различных уровней.

4. Определяются  или устанавливаются (хотя нужно  было бы рассчитывать) конкретные  пропорции распределения налогов  между бюджетами различных уровней,  составляющих основу налогового  планирования.

5. Рассчитываются  конкретные или общие суммы налогов, взимаемых с каждой территории (административной единицы), что должно обеспечить экономически обоснованные показатели.

Определяются  общие объемы налоговых поступлений  на краткосрочную и долгосрочную перспективу на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий, отдельных отраслей, экономики в целом на федеральном, региональном и местном уровнях.

Расчет общих  сумм налогов на федеральном, региональном и местном уровнях в принципе осуществляется на основе единых методических подходов, но лишь различается количеством участников и задачами, свойственными каждому уровню.

Например, применительно  к субъекту РФ Комитет финансов администрации  субъекта РФ является центральным звеном в процессе планирования налоговых  поступлений в бюджет региона. На первом этапе расчета общей суммы собираемости налогов Комитет финансов суммирует статистические и аналитические материалы, необходимые для составления плана налоговых доходов в бюджет исходя из целей и задач (политики) администрации (правительства субъекта РФ).

Процесс работы начинается с того, что налоговые  инспекции региона на основе анализа  предыдущих поступлений налогов  составляют прогноз объема платежей в бюджет с юридических и физических лиц, зарегистрированных в регионе. Сведения о фактической величине налогов, зачисляемых в бюджеты всех уровней региона, размеров недоимок по налогам, предполагаемым суммам налоговых поступлений на следующий отчетный период передают в Управление по налогам и сборам субъекта РФ, где составляется отчет о налоговых поступлениях в бюджетную систему РФ в целом по субъекту РФ.

Кроме того, составляются и отчеты о задолженности по налоговым  платежам, уплате налоговых санкций  и пени, ряду других отчетных и аналитических  материалов, используемых для расчетов прогнозной величины налоговых поступлений.

Расчеты в целом  производятся исходя из объема фактически поступивших сумм, выявленных анализом тенденций поступлений платежей в бюджет, с учетом инфляции и  предлагаемых изменений в налоговом  законодательстве всех уровней.

Для расчетов используется информация о фактических суммах поступивших в бюджет платежей всех уровней региона, которую предоставляет Управление Федерального Казначейства по субъекту РФ.

Одновременно  Комитет экономики и промышленной политики субъекта РФ сообщает Комитету финансов необходимые для прогнозирования доходов бюджета варианты прогнозных показателей социально-экономического развития субъекта РФ на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу (3 - 5 лет).

Информация о работе Прогнозирование и планирование налоговых поступлений, налоговый потенциал