Профессиональный подход к разработке системы внутрифирменного налогового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 09:32, реферат

Описание

В настоящее время процесс формирования в России эффективной, отвечающей современным требованиям рыночной экономики, системы налогообложения объективно привел к пониманию необходимости согласования достаточно противоречивых интересов государства и налогоплательщиков. От реализации этой задачи во многом зависит выполнение государством функций пополнения и расходования бюджетных средств, дальнейшее развитие субъектов хозяйственной деятельности, а также экономики в целом. Инструментом, способствующим решить вышеуказанную проблему, может стать налоговое планирование.

Работа состоит из  1 файл

Курсовик Налоговая политика предприятия-понятия,оценка её эффективности.docx

— 82.56 Кб (Скачать документ)

Содержанием этого этапа  НП являются изучение (анализ) налоговых  проблем организации и постановка задачи, в соответствии с которой  затем подбираются инструменты  и разрабатываются схемы НП. Налоговый анализ включает, в частности, определение особенностей организации финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, формирование налогового поля (перечень основных налогов, которые надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и льготы), анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций (в том числе бухгалтерских записей), оценку суммы налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования и др.

В качестве задачи налогового планирования может выступать минимизация  налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или  сбору; по совокупности налогов, исчисляемых  на базе одного и того же объекта налогообложения (например, оборотных налогов с выручки); по всей совокупности налогов и сборов, плательщиком которых является организация, и т. д.

Инструменты


Действующее налоговое законодательство предоставляет хозяйствующим субъектам  ряд возможностей для практической реализации НП.

Инструменты НП — налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом, соглашения об избежании двойного налогообложения и т. д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные с позиций возникающих налоговых последствий условия хозяйствования.

В качестве основных инструментов НП можно выделить следующие:

  1. Налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством (например, льготы по налогу на имущество организаций, работниками которых являются инвалиды, если их численность составляет более 50 %).
  2. Оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера; производство готовой продукции из собственного сырья или из давальческого сырья).
  3. Цены сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами).
  4. Отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок по прибыли (доходу) у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц).
  5. Специальные налоговые режимы, предусмотренные ст.18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и особые системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, единый налог на вмененный доход).
  6. Льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями (например, разработка схем международного налогового планирования — взаимодействия в своей коммерческой деятельности фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения).
  7. Элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения, учетная политика в целях налогообложения (например, метод определения выручки от реализации «по оплате» или «по отгрузке», оценка материально — производственных запасов и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей).

Создание схемы налогового планирования


При осуществлении НП организация  создает определенную схему, в соответствии с которой она планирует осуществлять финансово — хозяйственную деятельность. Основная задача организации при этом состоит в том, чтобы правильно применить и сгруппировать используемые инструменты НП с целью построения системы, позволяющей реализовать задачи НП наилучшим образом. Схема НП представляет собой оптимальную структуру организации хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, выработанную с учетом соответствующих требований законодательства в качестве варианта оптимизации налогообложения согласно поставленным целям.

При осуществлении НП необходимо учитывать вероятность изменений  в налоговом законодательстве, которые  могут быть связаны с тенденциями  в развитии налоговой политики, установлением  новых форм и режимов налогообложения, корректировок налоговых ставок, отменой налоговых льгот и т. д. Оценка этой вероятности должна производиться на основе имеющейся информации с учетом существующих тенденций налоговой теории и политики.

Обычно изменения, которым  подвергается налоговое законодательство, вступают в силу не сразу после  принятия соответствующих документов, а по истечении определенного периода времени (вплоть до нескольких лет). Таким образом, сотрудники организации, создающие схемы налогового планирования, могут заранее ознакомиться с нормативными правовыми актами и понять, какие налоговые выгоды можно извлечь из их применения.[2]

Самый ответственный период для создания новых схем налогового планирования - последние недели перед  началом нового года, так как большинство  изменений, могущих выгодно оптимизировать налогообложение, вступают в силу с 1 января каждого года. В некоторых  случаях требуется изменить те или  иные положения учетной политики организации в целях налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие налоговых рисков, источники их возникновения

Налоговые риски рассматривают  с двух позиций - предпринимателя  и государства.

Налоговый риск предпринимателя связан с возможными изменениями налоговой  политики (появление новых налогов, ликвидация или сокращение налоговых  льгот и т.п.), а также изменением величины налоговых ставок.

Налоговый риск государства состоит  в возможном сокращении поступлений  в бюджет в результате изменения  налоговой политики и/или величины налоговых ставок.

Налоговые риски, как и все прочие, возникают там, где есть неопределенность. Однако прочие предпринимательские  риски российские бизнесмены уже  умеют предвидеть, просчитать и либо от них защититься, либо смягчить их последствия. К налоговым же рискам отношение в России еще очень  часто бывает безалаберным. А потому нередко руководитель предприятия  узнает, что та или иная сделка оказалась  слишком обременительной с точки  зрения налоговых платежей уже после  ее совершения. (В лучшем случае узнает от своих специалистов, в худшем — от сотрудников налогового ведомства, в самом худшем — от представителей карательных органов). И тогда  перед предпринимателем встают два  извечных вопроса. Вопрос первый: «Кто виноват?» Список виновных напрашивается  сам собой: бухгалтер, финансовый директор, рекомендовавший сделку налоговый  консультант, не заметивший ошибку аудитор, проводивший проверку налоговый  инспектор, неясный закон… Вопрос второй: «Что делать?» Для российских предпринимателей типичен такой набор ответов: разозлиться или расстроиться; уволить  главного бухгалтера; уволить главного бухгалтера после того, как он решит  все вопросы с налоговой инспекцией; продолжать действовать, как задумано изначально, надеясь, что пронесет1. Но единственно правильным ответом является намерение налоговыми рисками управлять. А начинается управление с понимания природы и масштабности налоговых рисков, а также вероятности и причин их возникновения.

Говоря о рисках, предприниматели  в 95% случаев думают о недоплаченных  налогах. Однако налоговые риски  состоят еще и в том, что  могут быть упущены возможности  грамотного построения сделки с использованием легитимных методов налогового планирования. Невозможно проводить агрессивную  рыночную политику и одновременно добиться снижения налоговых рисков до минимума.

На любом предприятии есть люди, которые создают риски, а есть те, кто их гасит. Предприниматели, активно  развивающие бизнес, как правило, создают налоговые риски, и обычно их меньше всего волнует, каково будет налоговое последствие того или иного действия. Поэтому те, кто развивает бизнес, должны постоянно контактировать с теми, кто занимается контролем налоговых рисков. На практике эти люди находятся на разных «полюсах» и предпочитают не контактировать. А потому в России зачастую главный бухгалтер узнает о сделке только тогда, когда решение о ней уже принято и налоговые последствия просчитывать поздно. Для разрешения этой проблемы многие средние и особенно крупные компании ввели у себя отдельные, отличные от обычной бухгалтерии, структурные подразделения, которые занимаются управлением налоговыми рисками.

2. Группы налоговых рисков

Налоговые риски можно разделить  на следующие группы.

1. Риски, связанные с проведением  конкретной сделки. Каждая сделка  имеет налоговые последствия,  если она специально не освобождена  от налогов. Но риски возникают,  когда предприятие заключает  крупную или необычную для  себя сделку (персонал, системы, базы  данных, процедуры контроля не  настроены на то, чтобы в полной  мере справиться с риском).

2. Риск неоднозначного толкования  закона налогоплательщиком и  налоговым органом. Это еще  один типичный риск для России. Опыт показывает, что налоговые  риски сопутствуют как раз  тем сделкам, которые проведены  для того, чтобы добиться благоприятных  налоговых последствий. Нужно  понимать: когда предприятие стремится  сэкономить на налогах, оно  находится в зоне потенциального  риска, и поэтому действовать  необходимо крайне осмотрительно2.

3. Риски возникают из-за простых управленческих ошибок и недосмотра, когда налоговый или бухгалтерский отделы не вовлечены в процесс принятия управленческих решений. А это означает, что в компании нет четкой организационной структуры, контроль за налогами сосредоточен только в руках главного бухгалтера, либо обязанности налогового менеджера определены нечетко.

4. Сделка плохо документирована.  Недавно проведенное исследование  наступления налоговых рисков  в России показало, что одной  из частых причин возникновения  негативных налоговых последствий  является недостаточное документальное  подтверждение того, какую сделку  осуществило предприятие. Неслучайно  налоговые органы все чаще  требуют предоставления полной  документации, дабы удостовериться, что продекларированная сделка  действительно осуществлена. К сожалению,  очень часто этой документации  или недостаточно, или она вообще  отсутствует.

5. Операционные риски возникают  в повседневной деятельности  компании: одни сделки несут большие  риски, чем другие. По опасности  наступления налоговых рисков  нельзя сравнить обычную поставку  товаров с торговлей внутри  группы, да еще и при пересечении  границы. И очевидно, что чем  больше бухгалтерия и налоговый  отдел вовлечены в планирование  этих операций, а не просто  отражают их результаты, тем с  большим основанием можно говорить  об управлении рисками.

6. Портфельные риски. Каждый  отдельный риск может быть  невелик, но в совокупности  они могут создать угрожающую  ситуацию, особенно если предприятие  имеет разветвленную обширную  сеть филиалов. Руководство компании  должно задаться вопросами, что  произойдет, если риски сложатся; достаточно ли ресурсов, чтобы  нейтрализовать последствия; окажется  ли результат развития по такому  сценарию приемлемым. Нужно быть  готовым к худшей ситуации.

7. Внешние риски включают изменения  в законодательстве, неожиданные  судебные решения, «смену власти»,  начиная от федерального министра  и заканчивая налоговым инспектором.  Руководитель столкнется с очень  сложной матрицей, если филиалы  предприятия географически разбросаны  по России. Ведь в нашей стране  не только на Дальнем Востоке,  но и в Санкт- Петербурге законодательство толкуется иначе, нежели в Москве. Если же бизнес переходит границы страны, ситуация еще более усложняется.

8. И наконец, риск нанесения  ущерба репутации компании. Готова  ли компания к тому, чтобы статья  или информация о практике  управления налоговыми рисками  в ней появилась на первых  страницах солидного издания.  Многие международные организации  имеют внутренний документ об  управлении налоговыми рисками,  где есть такое заявление: компания  заявляет об отказе от методов  налогового планирования, если опасается,  что его детали станут публичными.

3. Управление налоговыми  рисками

Поиск решений проблем налогового, как и любого другого вида риска, может быть поставлен на профессиональную основу, т.е. риск может быть профессионально управляем.

Управление налоговым риском можно  охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени  прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к  исключению или снижению отрицательных  последствий наступления таких  событий.

Управление рисками представляет собой специфическую сферу экономической  деятельности, требующую глубоких знаний в области налогового, гражданского, административного и уголовного права, анализа хозяйственной деятельности, методов оптимизации хозяйственных  решений и многого другого. Основная задача предпринимателя в этой сфере - найти вариант действий, обеспечивающий оптимальное для данного проекта  сочетание риска и дохода, исходя из того, что чем прибыльнее проект, тем выше степень риска при  его реализации.

Основными принципами управления риском можно назвать следующие:

  • нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
  • необходимо думать о последствиях риска;
  • нельзя рисковать многим ради малого.

Из этих принципов можно выделить основные приемы управления налоговым  риском: избежание риска, снижение степени риска, принятие риска.

Избежание риска означает отказ от реализации мероприятия (проекта), связанного с риском. Это решение принимается при случае несоответствия указанным выше принципам. Если, например, уровень возможных потерь выше уровня ожидаемой прибыли.

Этот принцип позволяет полностью  избежать неопределенности и возможных  потерь и, вместе с тем, означает полный отказ от прибыли. Кроме того, отказ  от одного вида риска может привести к возникновению других.

Снижение степени риска предполагает сокращение вероятности и объема потерь.

Принятие риска означает оставление всего или части риска (в случае передачи части риска  кому-то другому) за предпринимателем, т.е. на его ответственности. В этом случае предприниматель принимает  решение о покрытии возможных  потерь собственными средствами3.

Однако любая компания должна точно оценить, сколько будет  стоить качественное управление налоговыми рисками. Главное — понять, как  компания планирует управлять рисками. Возможно, она будет использовать только те приемы, при которых риски  не возникают. Либо фирма предпочтет перекладывать риски на других путем  включения в контракты оговорок, не разрешенных у нас налоговым  законодательством, но разрешенных  Гражданским кодексом РФ, или требуя гарантий от своих контрагентов. Еще  один вариант — использование  налогового планирования, проведение одних видов сделок вместо других (например, лизинг вместо покупки оборудования). При этом необходимо ответить на вопрос, какой ценой дается экономия. Но решение подобных вопросов вне компетенции бухгалтерии или налогового отдела. В России не еще ни одного совета директоров, который рассмотрел бы и утвердил стратегию налогового планирования предприятия. Однако топ-менеджеры, лично контролирующие налоговые риски, у нас уже не редкость.

Сокрытие информации от налоговых  органов, не является приемлемой практикой, поскольку риском быть пойманным  управлять практически невозможно4. Аудиторская практика во всем мире изменилась — если раньше итоговые риски для предприятия складывались как среднее между техническими рисками и риском обнаружения, то сейчас считается, что риск обнаружения равен 100%. В реальной жизни это, конечно, не так. Но для того чтобы предприятие оценило свой налоговый риск, оно должно представить, что скрываемую запись о сделке все же обнаружили, и оценить, сможет оно защитить свои позиции от налоговых органов или нет. Бизнесу с долгосрочными перспективами не стоит рассчитывать на то, что налоговики выявят нарушений налогового законодательства.

Информация о работе Профессиональный подход к разработке системы внутрифирменного налогового планирования