Проблемы общения с налоговыми органами при проведении встречных, камеральных и выездных проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:51, контрольная работа

Описание

В данной контрольной я рассмотрю основные вопросы налогоплательщиков, о том, что нужно знать о налоговых проверках, как обжаловать решение налоговой инспекции, как избежать лишних проблем при проведении налоговых проверок и правильно подготовиться к ним.

Содержание

Введение............................................................................................................... 3
Глава 1. Проблемы общения с налоговыми органами при проведении встречных, камеральных и выездных проверок...............................................
4
1.1 Камеральная налоговая проверка......................................................... 4
1.2 Выездная налоговая проверка............................................................... 8
1.3 Встречная налоговая проверка.............................................................. 10
Глава 2. Организационно-технические и методологические аспекты учетной политики организации..................................................................................
12
Глава 3. Практическая часть............................................................................... 26
Список используемой литературы..................................................................... 30

Работа состоит из  1 файл

к.р.doc

— 303.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение............................................................................................................... 3
Глава 1. Проблемы общения с налоговыми органами при проведении встречных, камеральных и выездных проверок...............................................  
4
  1.1 Камеральная налоговая  проверка......................................................... 4
  1.2 Выездная налоговая  проверка............................................................... 8
  1.3 Встречная налоговая  проверка.............................................................. 10
Глава 2. Организационно-технические и методологические аспекты учетной политики организации..................................................................................  
12
Глава 3. Практическая часть............................................................................... 26
Список  используемой литературы..................................................................... 30

 

Введение 

       Как известно, наибольшее количество конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами возникает при проведении налоговых проверок.

       Любые мероприятия налогового контроля, проводимые налоговиками – неприятная для налогоплательщика процедура. Ведь в данном случае происходит столкновение двух совершенно противоположных «желаний». Налоговики всеми способами пытаются что-то найти в учете налогоплательщика, заваливая его требованиями о представлении документов. При этом в требованиях зачастую поименованы не относящиеся к проверяемым налогам и сборам документы. Налогоплательщики, в свою очередь, всеми силами стараются представить налоговикам минимальное количество документов, которые не могут навредить, появившись в решении по результатам налоговой проверки.

       Налоговым кодексом предусмотрено два вида налоговых проверок – камеральные и выездные (п.1 ст.87 НК РФ). Также выделяют такую разновидность этих проверок, как встречная проверка. Рассмотрев эти виды, мы узнаем, какие отличия имеют эти проверки, какие права и обязанности несут налогоплательщики и налоговые органы. Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.

       В данной контрольной я рассмотрю основные вопросы налогоплательщиков, о том, что нужно знать о налоговых проверках, как обжаловать решение налоговой инспекции, как избежать лишних проблем при проведении налоговых проверок и правильно подготовиться к ним.

       Теоретической основой данного исследования является работа автора, Вахрушиной М.А. Также для написания работы использованы журнальные статьи,  законодательные акты РФ, информационная правовая система «КонсультантПлюс» и интернет ресурсы. 

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ С НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВСТРЕЧНЫХ, КАМЕРАЛЬНЫХ

И ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК 

       Основной  формой налогового контроля являются налоговые проверки.

       Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

       Налоговые проверки разделяются на камеральные, выездные и встречные. Подробнее рассмотрим каждую проверку. 

1.1 Камеральная налоговая проверка 

       В механизме налогового контроля камеральная  налоговая проверка занимает одно из основных мест, так как именно она является наиболее эффективным методом, позволяющим предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии.

       Согласно  ст. 88 НК РФ камеральная налоговая  проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

       Налоговики  в ходе камеральной проверки проверяют представленную налогоплательщиком отчетность. Следовательно, камеральная проверка проводится по налогу, по которому предоставлена отчетность, и охватывает налоговый или отчетный период, указанный в ней. Камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах.  Цель камеральной проверки - правильность заполнения налоговых деклараций, проверка соответствия данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета. [14]

         Камеральная проверка проводится  в течение трех месяцев со  дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2 ст.88 НК РФ). При этом продления срока камеральной налоговой проверки и её приостановление Налоговым кодексом не предусмотрено. Мероприятия в рамках камеральной проверки могут начаться без какого-либо решения руководителя налогового органа в любой день трехмесячного срока после представления налоговой отчетности (п. 2 ст. 88 НК РФ). [6]

       При камеральной проверке НК РФ предусмотрено  несколько оснований для требования документов:

       - в случае применения компанией  налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);

       - при желании организации вернуть  НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ);

       - при проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ);

       - если налоговая инспекция решает назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю (п. 6 ст. 101 НК РФ).

       Кроме того, налоговики вправе при камеральной  проверке потребовать  документы, которые обязаны были представить вместе с проверяемой декларацией (расчетом). Никаких иных оснований для истребования документов в рамках проведения камеральной проверки не предусмотрено.

       Начиная с 1 января 2010 г. инспекции не вправе требовать те документы, которые ранее налогоплательщиками были представлены при проведении камеральных или выездных проверок (ст. 93 НК РФ). Ведение с начала 2007 г. журнала учета представленных в налоговые органы документов теперь поможет налогоплательщикам в возможных спорах. Пункт 5 ст. 93 НК РФ предусматривает только два исключения для повторного требования документов: если они представлялись в виде подлинников и были возвращены, а также, если они были утрачены инспекцией вследствие обстоятельств непреодолимой силы. [5]

       Итак, налоговики вправе требовать у налогоплательщика документы при камеральной проверке только в определенных случаях. Какие же это документы? Рассмотрим данный вопрос в виде таблицы.

       Таблица

Ситуация Налогоплательщик  применяет льготу по проверяемому налогу Проводится  проверка налогов, связанных с использованием природных ресурсов Налогоплательщик  подает декларацию по НДС с суммой налога к возмещению
1 2 3 4
Истребуемые документы Документы, которые подтверждают заявленную льготу (п. 6 ст. 88 НК РФ) Документы, на основании которых налог исчислялся и уплачивался (п. 9 ст. 88 НК РФ) Документы, которые подтверждают правомерность вычетов налогоплательщика по ст. 172 НК РФ
Комментарий Льготы в  зависимости от уровня налога (федеральный, региональный или местный) устанавливаются Налоговым кодексом РФ, а также региональными или местными законами (п. 3 ст. 56 НК РФ). В соответствующих актах для каждой льготы могут быть предусмотрены свои основания применения и (или) подтверждающие документы В настоящее  время к налогам, связанным с использованием природных ресурсов, можно отнести: - налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ); - водный налог (гл. 25.2 НК РФ); - земельный налог (гл. 31 НК РФ) О документах, на основании которых плательщики принимают НДС к вычету. Особый порядок принятия НДС к вычету предусмотрен при импортных и экспортных операциях.
 

       Налогоплательщик  должен представить в налоговый  орган документы в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

       В ходе принятия решения по итогам камеральной проверки налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий, в том числе и об истребовании документов. Эти мероприятия проводятся за рамками самой проверки и длятся не более одного месяца (ст. 101 НК РФ). Однако это мероприятие может быть проведено только до вынесения соответствующего решения по итогам проверки и обязательно должно быть указано в решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Данное решение вправе вынести руководитель налоговой инспекции или его заместитель, если в ходе рассмотрения материалов проверки выяснится, что имеющихся доказательств недостаточно.

       На  практике проверка заканчивается после  того, как налоговики получат все  необходимые им данные, проведут необходимые мероприятия по проверке. Документом, который, безусловно, свидетельствует о завершении камеральной проверки, является акт камеральной проверки. Его налоговики составляют в течение 10 дней после ее окончания (ст. 100 НК РФ). Однако акт камеральной проверки составляется только тогда, когда выявлено совершенное налогоплательщиком нарушение налогового законодательства (п. 5 ст. 88 НК РФ). [16]

       Исключение - камеральная проверка декларации по НДС, в которой налог заявлен к возмещению. Об окончании такой проверки результат узнается в любом случае. Если при проверке выявлены нарушения, ее окончание будет оформлено в общем порядке - актом камеральной проверки. А если нарушений нет, налоговые органы либо вынесут решение о возмещении соответствующих сумм НДС, либо известят об окончании проверки и отсутствии нарушений. [6]

       В противном случае акта не будет. При  этом инспекция не обязана уведомлять о завершении камеральной проверки (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 N 20-14/4/051403@).

       После вручения акта камеральной проверки, появляется право представить в налоговый орган возражения на него. Эту процедуру необходимо провести в течение 15 дней. Срок исчисляется в рабочих днях. Возражения по акту налоговой проверки пишутся в произвольной форме. После этого налоговый орган должен вынести решение по итогам камеральной проверки. И налогоплательщик вправе участвовать в процедуре рассмотрения материалов проверки (ст. 101 НК РФ). Акт налоговой проверки не обжалуется. По нему можно только представить возражения.

       Если  по акту налоговой проверки налоговой  инспекцией вынесено решение, то его можно обжаловать двумя способами путем подачи жалобы в вышестоящие налоговые инстанции, или путем обращения в арбитражный суд. Судебное обжалование решений налоговой инспекции - наиболее эффективный способ. Потому что трёхмесячный срок, отведенный законом на обжалование решения налогового органа, в случае обращения в вышестоящие налоговые инстанции, - не переносится. Заявление о признании недействительным решения налоговой инспекции подаётся в арбитражный суд в срок не позднее трёх месяцев со дня получения решения. Если фирма этот срок пропустит, то она лишается права на подачу судебного иска. 

1.2 Выездная налоговая  проверка 

       Как показывает практика, перспектива проведения выездной проверки заметно нервирует налогоплательщиков, и дело не только в том, что контролирующим органом могут быть выявлены нарушения. Выездная проверка — это еще и серьезный дестабилизирующий фактор, сказывающийся на повседневной работе налогоплательщика, поскольку подразумевает отвлечение сотрудников от выполнения их должностных обязанностей, представление и массовое копирование документов, использующихся в производственной деятельности, и ряд других отвлекающих моментов.

       Новая редакция ст. 89 НК РФ содержит более четкие и прозрачные правила, определяющие место и время проведения выездных проверок, а также их предмет и период их охвата. Изменены нормы, касающиеся количества выездных проверок.

       Выездная  налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, а не налогового органа, что создает дополнительные возможности для проверки налоговыми органами самых разных аспектов деятельности налогоплательщика, влияющих на правильность исчисления и уплаты налогов и сборов. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. При этом должностные лица налогового органа вправе убедиться в отсутствии помещений для проведения проверки путем осмотра помещений налогоплательщика, используемых для осуществления предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ). Налогоплательщик же не имеет права препятствовать работе сотрудников налоговых органов, предъявивших ему служебные удостоверения и решение о проведении проверки.

       Для выездной налоговой проверки требуется решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которое оформляется в соответствии с требованиями. О том, что именно хотят проверить налоговые органы, руководители организации узнают из решения о проведении проверки. Этот документ, который проверяющие обязаны предъявить перед началом проверки.

Информация о работе Проблемы общения с налоговыми органами при проведении встречных, камеральных и выездных проверок