Практика применения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на примере УФНС России по Челябинской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 19:42, дипломная работа

Описание

Цель работы – исследовать практические аспекты применения имущественного налогового вычета по НДФЛ при продаже и покупке имущества.

Для достижения данной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

определить место и роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе Российской Федерации;
рассмотреть действующий механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;
рассмотреть виды налоговых вычетов по налогу на доходы физтческих лиц;
рассмотреть практику предоставления имущественного вычета при продаже и при покупке имущества;
рассмотреть порядок разрешения спорных ситуаций, связанных с применением имущественного вычета;
рассмотреть судебную практику по вопросам предоставления имущественного вычета;
проанализировать предоставление имущественных вычетов УФНС России по Челябинской области;
разработать рекомендации налогоплательщикам по получению имущественных вычетов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….... 7
1 НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………................. 9
1.1 Место и роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе Российской Федерации…………………………………………
9
1.2 Действующий механизм исчисления налога на доходы физических лиц…………………………………………………………...
16
1.3 Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц………... 24
2 ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО ВЫЧЕТА………. 39
2.1 Практика применения имущественного вычета при покупке имущества………………………………………………………………...
39
2.2 Практика применения имущественного вычета при продаже имущества.............................................................................................
66
3 АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ВЫЧЕТОВ ПО ДАННЫМ УФНС РОССИИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ…………...
70
3.1 Анализ предоставления имущественных вычетов по данным УФНС России по Челябинской области…………………………….
70
3.2 Судебная практика по вопросам предоставления имущественного налогового вычета……………………………………………………
76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...….. 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….

Работа состоит из  7 файлов

12_Титульный лист к раздаточному материалу_2009.doc

— 35.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диплом.doc

— 505.50 Кб (Скачать документ)
    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....
7
    1 НАЛОГ НА  ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………….................
9
    1.1 Место и  роль налога на доходы физических  лиц в налоговой системе Российской  Федерации…………………………………………
 
9
    1.2 Действующий  механизм исчисления налога на доходы физических лиц…………………………………………………………...
 
16
    1.3 Налоговые  вычеты по налогу на доходы  физических лиц………...
24
    2 ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ  ИМУЩЕСТВЕННОГО ВЫЧЕТА……….
39
    2.1 Практика  применения имущественного вычета  при покупке имущества………………………………………………………………...
 
39
      2.2 Практика  применения имущественного вычета  при продаже имущества.............................................................................................
 
66
    3 АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ  ИМУЩЕСТВЕННЫХ ВЫЧЕТОВ ПО ДАННЫМ  УФНС РОССИИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ…………...
 
70
      3.1 Анализ  предоставления имущественных вычетов  по данным УФНС России по  Челябинской области…………………………….
 
70
      3.2 Судебная  практика по вопросам предоставления  имущественного налогового вычета……………………………………………………
 
76
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…..
86
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….
89

    ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

   Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из самых собираемых налогов  как в России, так и во многих промышленно-развитых странах. Он формирует  значительную часть федерального, регионального и местного бюджетов.

   Актуальность  темы. Многие российские налогоплательщики знают, что в современных условиях изменчивого законодательства заплатить налоги, соблюдая все правила – это нелегкая задача, но вернуть однажды уплаченное гораздо сложнее.

   Налоговый вычет – это один из видов налоговой  льготы, а именно установленная законодательством  сумма, на которую уменьшается в  целях налогообложения полученный налогоплательщиком доход.

   Проблема  получения имущественных налоговых вычетов по НДФЛ на сегодняшний день актуальна практически для каждого третьего налогоплательщика, подающего налоговую декларацию.

   Предметом работы предоставление имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.

   Объект  работы – УФНС России по Челябинской области.

   Цель  работы – исследовать практические аспекты применения имущественного налогового вычета по НДФЛ при продаже и покупке имущества.

   Для достижения данной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

  • определить место и роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе Российской Федерации;
  • рассмотреть действующий механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;
  • рассмотреть виды налоговых вычетов по налогу на доходы физтческих лиц;
  • рассмотреть практику предоставления имущественного вычета при продаже и при покупке имущества;
  • рассмотреть порядок разрешения спорных ситуаций, связанных с применением имущественного вычета;
  • рассмотреть судебную практику по вопросам предоставления имущественного вычета;
  • проанализировать предоставление имущественных вычетов УФНС России по Челябинской области;
  • разработать рекомендации налогоплательщикам по получению имущественных вычетов.

   При написании дипломной работы были использованы законодательные акты, нормативные документы, определяющие порядок предоставления имущественного налогового вычета, периодические издания и учебная литература по данному вопросу, а также данные УФНС России по Челябинской области. 
 
 

 

    НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

    1.1 Место и  роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе Российской Федерации

   Налог на доходы физических лиц является прямым, федеральным, регулирующим налогом. Он действует на территории всей страны, взимается государством непосредственно с доходов налогоплательщика по единым ставкам, используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов в виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.

   Цели  взимания и основные черты НДФЛ в  России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:

  • НДФЛ является личным налогом, т. е. его объектом является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;
  • НДФЛ в большей степени отвечает основным принципам налогообложения –  всеобщности, равномерности и эффективности;
  • налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;
  • основной способ взимания НДФЛ – у источника выплаты дохода – является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

   Широкое распространение этого налога во всех странах мировой системы  вызвано рядом факторов, определяющих особую роль НДФЛ с населения в общей системе налогообложения. Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.

     Преимущество этого налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны.

   НДФЛ – один из важнейших источников государственных доходов. Так, поступления от налога на доходы физических лиц занимают наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета США (около 40%), Великобритании (35%), Дании (примерно 50%), в то время как  в России налог на доходы физических лиц в структуре консолидированного бюджета составляет около 26%. Кроме того, налог на доходы физических лиц с граждан имеет приоритетное значение в доходах бюджетов таких экономически развитых стран, как Канада, Германия, Австрия, Япония, Норвегия.

   Во  зарубежных странах НДФЛ взимается по прогрессивной шкале. Диапазон ставок налога широк: от 0 до 56,8% во Франции, от 19 до 53% в Германии, от 10 до 50% в Италии. Предельная ставка налога на доходы физических лиц в Дании в 1996 году составляла 61%. Казалось бы, ставки налога очень высоки, но следует учесть, что во всех странах установлены довольно значительные налогооблагаемые минимумы и представлены льготы по различным основаниям. Во многих странах в результате проведенных реформ произошло резкое сокращение максимальных ставок налога и их количества.

   До 1 января 1999 г. суммы этого налога полностью поступали в бюджеты субъектов РФ, из которых до 90% поступлений от него шло в местные бюджеты. Этот порядок зачисления суммы НДФЛ вполне обоснован, ввиду недостаточности средств в местных бюджетах и на том основании, что в соответствии с Федеральным Законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» № 126 – ФЗ от 25.09.1997 к собственным доходам местных бюджетов относится не менее 50% НДФЛ. В 1999 году НДФЛ зачислялся в федеральный бюджет по ставке 3% и в бюджеты субъектов РФ – по ставке 9%. В настоящее время поступление налога на доходы физических лиц в региональный бюджет РФ составляет 70%,  в местный бюджет РФ – 30% [24].

   Как и любой другой налог, НДФЛ является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней, регулирования уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан, стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов, помощи наименее защищенным категориям населения.

   По  оперативным данным Федеральной  налоговой службы, в консолидированный  бюджет Российской Федерации в 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 6288,3 млрд.рублей, что на 20,9% меньше, чем за 2008 год. В декабре 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 635,9 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 33,4% (таблица 1) [26].

 

      Таблица 1 – Поступление налогов и сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009 году

Налоги Бюджеты
2009 г.,млрд.руб. в % к 2008 г.
консо-лиди-

рован-ный

бюджет

в том числе консо-лиди-

рован-ный

бюджет

в том  числе
федера-

льный бюджет

консо-лиди-

рован-ные

бюджеты

субъектов РФ

феде-раль-

ный бюд-жет

консо-лиди-

рован-ные

бюджеты

субъектов РФ

Всего 6 288,3 2 502,6 3 785,7 79,1 70,1 86,5
из  них:

налог на прибыль  организаций

1 264,4 195,4 1 069,0 50,3 25,7 61,0
НДФЛ 1 665,0 - 1 665,0 100,0 - 100,0
НДС 1 176,6 1 176,6 - 117,9 117,9 -
акцизы  по подакцизным товарам, производимым на

территории Российской Федерации

327,4 81,7 245,7 104,0 65,2 129,7
налоги  на имущество 569,7 - 569,7 115,5 - 115,5
налоги, сборы и регулярные платежи 

за пользование  природными ресурсами

1 080,9 1 006,3 74,7 62,0 61,5 71,1
из  них НДПИ 1 053,8 981,5 72,3 61,7 61,2 70,0
 

   Основную  часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц – 26,5%, налога на прибыль организаций – 20,1%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации – 18,7%, налога на добычу полезных ископаемых – 16,8%. Данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура поступивших налогов  и сборов и иных платежей в консолидированный  бюджет РФ в 2009 году

   В 2009 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 5543,5 млрд.рублей (88,2% от общей суммы налоговых доходов), региональных – 459,4 млрд.рублей (7,3%), местных налогов и сборов – 111,2 млрд.рублей (1,8%), налогов в виде УСН и ЕНВД – 169,8 млрд.рублей (2,7%).

   В 2009 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1665,0 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 0,03% меньше, чем в 2008 году. В декабре 2009г. поступление налога на доходы физических лиц составило 228,0 млрд.рублей, что в 1,7 раза больше, чем в предыдущем месяце [24].

   Поступления налогов и сборов в областной  и местный бюджеты Челябинской  области представлены в таблице 2, 3, а также изображены на рисунке 2,3.

 

      Таблица 2 – Поступление налогов и сборов в областной бюджет в 2009 году по Челябинской области (млн. руб.)

Период Всего в том  числе
налог на прибыль НДФЛ акци-

зы

налоги на имущес-тво НДПИ налоги на сово-купный доход оста-льные нало-ги и сборы
январь 1 865,8 518,7 1 082,4 126,3 62,6 15,0 60,8 0,0
февраль 1 507,3 -115,0 1 329,8 105,9 133,7 10,5 42,3 0,0
март 2 330,3 223,7 1 470,3 97,7 404,8 16,2 117,5 0,1
апрель 3 801,9 293,0 1 454,1 106,2 1 699,8 13,7 234,8 0,3
май 3 035,0 320,6 1 310,8 111,7 1 244,7 11,1 36,1 0,0
июнь 388,5 -1 651,5 1 449,6 123,3 437,6 13,0 16,4 0,1
июль 3 238,4 536,2 1 628,2 137,1 728,4 19,6 188,7 0,2
август 3 079,7 636,2 1 313,2 135,1 950,4 20,4 24,3 0,1
сентябрь 3 126,5 1 238,4 1 507,6 123,7 216,3 25,9 14,5 0,1
октябрь 3 591,5 1 280,9 1 435,2 109,5 550,7 21,1 194,2 0,0
ноябрь 2 718,7 79,8 1 449,7 112,5 1 032,1 22,2 22,4 0,0
декабрь 4 292,8 1 574,5 2 377,2 121,9 175,6 18,5 25,0 0,1

ГРАФИКА 2.doc

— 60.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Задание(печать).doc

— 55.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

РЕЦЕНЗИЯ.doc

— 46.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Практика применения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на примере УФНС России по Челябинской области