Планирование и прогнозирование поступления налогов в федеральный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:40, дипломная работа

Описание

Цели и задачи налогового планирования на макро- и микроуровне различны, так же как противоположны интересы казны и налогоплательщика. Государство стремится получить как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов для осуществления общенациональных задач, в то время как каждое физическое и юридическое лицо — уменьшить свои налоговые обязательства.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы планирования и прогнозирования
налоговых поступлений 5
1.2 Становление налоговой системы РФ и проблемы
мобилизации налоговых поступлений 5
1.3 Структура налоговой системы Российской Федерации 11
1.4 Методы выявления недопоступлений налогов и платежей
в сфере неформальной (скрытой) экономической деятельности 14
2 Планирование и прогнозирование 21
2.1 Характеристика федеральных налогов 21
2.2 Основы планирования и прогнозирования налоговых
поступлений в бюджетную систему страны 35
2.3 Методы прогнозирования 40
3 Прогнозирование и планирование бюджетных доходов
на основе федеральных налогов 46
3.1 Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджет РФ 47
3.2 Прогнозирование налоговых поступлений
по отдельным видам налогов 50
3.3 Совершенствование системы планирования
налоговых поступлений 63
Заключение 67
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Планирование и прогнозирование диплом.doc

— 432.00 Кб (Скачать документ)

Поступление государственной пошлины в федеральный бюджет на 2014 год прогнозируется в сумме 99 770,5 млн. рублей (0,14% к ВВП), что на 735,4 млн. рублей или на 0,7% больше суммы, планируемой на 2013 год, что объясняется ростом планируемого количества обращений, связанных с оформлением юридически значимых действий.

Доходы федерального бюджета от поступлений платежей при пользовании природными реcурсами.

Платежи при пользовании природными ресурсами на 2012 год прогнозируются в сумме 73 749,2 млн. рублей (0,13% к ВВП), что на 13 404,7 млн. рублей или на 15,4% меньше уточненной оценки 2011 года.

Платежи при пользовании природными ресурсами включают:

- плату за негативное воздействие на окружающую среду – 4 196,0 млн. рублей;

- платежи при пользовании недрами – 42 289,3 млн. рублей;

- плату за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям – 1 205,1 млн. рублей;

- плату за использование лесов – 15 717,3 млн. рублей;

- плату за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, – 10 341,5 млн. рублей.

Прогнозируемое поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет на 2012 год составит 4 196,0 млн. рублей, что на 371,6 млн. рублей или на 9,7% больше уточненной оценки 2011 года.

Расчет указанной платы произведен на основе объемов негативного воздействия на окружающую среду (выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ с отводимыми сточными водами, хранение и захоронение отходов) предшествующего года с учетом роста промышленного производства в 2012 году и нормативов, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» и от 01.07.2005 № 410 «О внесении изменений в приложение

№ 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344», проиндексированных в 2,05 и 1,67 раза соответственно.

В доходах федерального бюджета на 2012 год учтено поступление платежей при пользовании недрами в сумме 42 289,3 млн. рублей, в том числе разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории Российской Федерации в сумме 41 670,0 млн. рублей. Поступление разовых платежей при пользовании недрами прогнозируется исходя из размера разового платежа и количества участков недр, выставляемых на аукционы (конкурсы) в 2012 году. Согласно предварительному перечню участков недр углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых количество аукционов в 2012 году составит 550. По сравнению с уточненной оценкой поступления разовых платежей за 2011 год прогнозируется уменьшение доходов федерального бюджета на 16 810,0 млн. рублей или на 28,7%, что обусловлено дополнительным выделением из резервного фонда недр для реализации в 2011 году ряда крупных месторождений углеводородного сырья на сумму стартового платежа в размере 35,7 млрд. рублей.

Поступление платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям в федеральный бюджет на 2012 год прогнозируется в сумме 1 205,1 млн. рублей. Прогноз платы осуществлен на основании межправительственных договоров о сотрудничестве в области промысла морских живых ресурсов, заключенных в 2011 году, с учетом корректировки объема общего допустимого улова в зависимости от состояния запасов водных биологических ресурсов и дальнейшего перераспределения квот вылова (добычи) между иностранными государствами.

По сравнению с уточненной оценкой за 2011 год прогнозируется снижение поступления платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям на 59,7 млн. рублей или на 4,7%, что вызвано ожидаемым сокращением поступлений от Японии (на 874,3 млн. японских иен) в связи с потерей судов во время стихийного бедствия в марте 2011 года.

В доходах федерального бюджета на 2012 год учтены поступления платы за использование лесов в сумме 15 717,3 млн. рублей, в том числе платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы – 14 416,8 млн. рублей, платы за использование лесов в части минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений – 1 300,5 млн. рублей. Расчет платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений произведен исходя из объема отпуска древесины на корню, объема лесных ресурсов, площади лесных участков и минимальных ставок платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» и проиндексированных в 2012 году в отношении ставок платы за единицу объема древесины в 1,3 раза, ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и за единицу площади лесного участка в 1,13 раза. По сравнению с уточненной оценкой за 2011 год прогнозируется увеличение поступления платы за использование лесов на 2 320,8 млн. рублей или на 17,3% за счет роста платежей в части минимального размера арендной платы.

Поступление платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, на 2012 год прогнозируется в сумме 10 341,5 млн. рублей. Прогноз поступления указанной платы рассчитан на основе объемов водопользования, фактически сложившихся за 2011 год, с учетом договоров водопользования, заключаемых на 2012 год взамен лицензий, прекращающих свое действие в 2012 году, и ставок платы за пользование водными объектами, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности». По сравнению с уточненной оценкой за 2011 год прогнозируется рост поступления платы за пользование водными объектами на 988,4 млн. рублей или на 10,6%, что обусловлено переходом водопользователей от уплаты водного налога к внесению платы за пользование водными объектами.

Доходы федерального бюджета по платежам при пользовании природными ресурсами на 2013-2014 годы прогнозируются в сумме 75 746,4 млн. рублей (0,12% к ВВП) и 77 366,8 млн. рублей (0,11% к ВВП) соответственно.

 

 

3.2 Совершенствование  системы планирования налоговых поступлений

 

Налоговое планирование связано с учетом системы факторов и условий функционирования организации и существующего налогового законодательства.

Оптимизация налогового бремени должна строиться на выборе критерия оптимизации и системы ограничений. Критерием оптимизации налогового бремени может быть максимизация чистой прибыли организации при заданной системе ограничений.

При использовании этих методов оптимизации необходимо как можно более четко прописать правовые основы оптимизации, чтобы избежать претензий налогового органа и доначисления налогов.

Вне всякого сомнения у налогового планирования есть будущее. На очередные запреты государства налогоплательщик ответит поиском новых схем. Государство в ответ на очередные схемы будет прикрывать те законодательные лазейки, которые позволяют реализовывать подобные схемы. В экономических изданиях в последнее время многими авторами проводится мысль о том, что при гармонизации налоговой системы возможности налогового маневра и налогового планирования существенно уменьшатся. Гармонизация налоговой системы, скорее всего, значительным образом отменит, и вполне справедливо, многие совершенно неэффективные налоговые льготы. Значит, будет меньшее количество льготных режимов налогообложения. Но в рамках рыночной экономики невозможно или очень трудно убрать различия в налоговых режимах предприятий ввиду их специализации, размера и иностранного участия. Налоговым кодексом РФ предусмотрены еще разные инвестиционные кредиты. Иностранные инвестиции, о которых мечтают почти все экономисты страны, нельзя ограничить закрытым списком нескольких стран-инвесторов.  Финансовые и промышленные группы будут продолжать выбирать, на каком звене производственной цепочки формировать и получать прибыль.
Даже изменение налоговой привязки, т.е. регистрация предприятия в другой территориальной налоговой инспекции, может способствовать минимизации определенных налогов. Несмотря на значительное количество налоговых дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, преобладающая часть налоговых правонарушений и преступлений остается вне поля зрения контрольных и правоохранительных органов. Фактически нарушение формальных правил налогообложения является общеупотребимой в российском бизнесе практикой, т.е. обычаем делового оборота. Это касается многих налогов, но уж совершенно точно - сборов во внебюджетные фонды и НДФЛ при выплате зарплаты. Базу налоговой системы и львиную долю налоговых поступлений обеспечивают в федеральные налоги, в основном налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц. Значение прямых налогов, прежде всего налога на прибыль организаций и косвенных налогов, особенно НДС, возрастает. Остальные налоги, преимущественно местные, составляют некоторый налоговый фон. Налоговое планирование главным образом направлено на минимизацию именно основных налогов. Их уменьшение достаточно часто приводит к уменьшению и всех остальных. В целях налогового планирования очень важно своевременно отказаться от привычных, давно применяемых схем бизнеса и расчетов. Если в рамках существующих схем невозможно добиться заметных результатов, значит, пришло время менять сами схемы. Тогда оптимизация должна проводиться не только в рамках действующей схемы бизнеса, но и между различными возможными схемами бизнеса.  Сложная ситуация с взаимодействием налогового и бухгалтерского учета в смысле доступности и понятности, особенно в вопросе реализации ниже себестоимости, приводила к тому, что при очередном этапе планирования деятельности предприятия нельзя было точно просчитать предстоящие налоговые и финансовые результаты.

С помощью налогового планирования как элемента налогового механизма государство осуществляет управление экономикой на макро- и микро уровнях. Налоговое планирование решает следующие основные задачи:

- формирование налогового законодательства;

- построение действенной налоговой системы исходя из конкретной социально-экономической ситуации;

- определение объема и структуры государственных обязательных платежей;

- установление содержания объектов налогообложения и состава налоговой базы;

- разработка размера налоговых справок и льгот, а также исполнение всех поставленных задач.

Основная доля налогов приходится на налоги на прибыль организации и доходы. Второе место в структуре доходов консолидированного бюджета занимают налоги и взносы на социальные нужды (около 14%).

Как недостаток, следует отметить тенденцию снижения доли налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, к которым относятся НДС и акцизы с 11,1% в 2008 году до 8,1% в 2009 году. Более того, сумма данных налогов в 2009 году снизилась на 21,8% по сравнению с уровнем 2008 года. Всё это говорит об имеющих место недостатках в процессе налогового планирования и прогнозирования на макроуровне по данным налогам.

Если анализ поступления налогов осуществляется на федеральном уровне, то надо особо выделить субъекты, в которых доля поступлений в тот или иной бюджет резко отличается от средней по России в ту или иную сторону. При анализе поступлений в федеральный и территориальный  бюджеты необходимо также использовать  показатели экономического развития   для расчетов темпов роста поступлений в реальном выражении, в определении налоговой нагрузки (уровня собираемости налогов).

Единая методика анализа налоговых поступлений в бюджетную систему страны позволяет осуществить детальный анализ поступлений федеральных налогов и сборов на основе формирования единой информационной базы. Методика планирования поступлений позволяет  осуществлять расчеты прогнозируемых поступлений по федеральным налогам.

 

Заключение

 

Налоговое планирование начинается с разработки научно обоснованной концепции налогообложения, в соответствии с которой вносятся изменения в налоговую систему государства, ее состав и структуру, соответствующую экономическому развитию.

Планирование и прогнозирование в налогообложении объективно необходимо. Налоговому планированию предшествует налоговое прогнозирование, которое, опираясь на основные экономические макро показатели, позволяет предвидеть направление экономического развития общества. Налоговое планирование осуществляется в целях ориентации на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и проводится с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства.

С помощью налогового планирования как элемента налогового механизма государство осуществляет управление экономикой на макро- и микро уровнях. Налоговое планирование решает следующие основные задачи:

- формирование налогового законодательства;

- построение действенной налоговой системы исходя из конкретной социально-экономической ситуации;

- определение объема и структуры государственных обязательных платежей;

- установление содержания объектов налогообложения и состава налоговой базы;

- разработка размера налоговых справок и льгот, а также исполнение всех поставленных задач.

В странах со стабильной налоговой системой налоговое планирование осуществляется с применением математического аппарата. В нашей стране, где часто происходят кардинальные изменения системы платежей в бюджет, использование математического аппарата в налоговом планировании ограничено. При выполнении намеченных задач налоговое планирование проходит три этапа:

- прогнозирование;

- текущее планирование;

- исполнение и контроль за ним.

Важнейший этап по формированию доходов - прогнозирование налоговых поступлений, которые составляют, более 90 % от общего объема доходов бюджета. Планирование доходов федерального бюджета осуществляет Минфин РФ совместно с Министерством по налогам и сборам РФ, поскольку последний располагает всей необходимой информацией и оперативно отслеживает состояние аккумуляции налогов в бюджет.

Планирование поступлений налогов, в особенности федеральных, создающих основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность региональных и местных бюджетов; тенденций развития налогооблагаемой базы и составляющих её элементов и на этой основе прогнозирование объемов поступлений платежей в бюджет на определенный период являются важнейшей задачей экономических ведомств, финансовых органов на всех уровнях управления.

В основу налогового планирования должен быть заложен принцип минимизации потерь и выпадающих доходов бюджетной системы. Анализ таких показателей, как налоговая база, использование налогового потенциала, уровень собираемости налогов и сборов, мониторинг налоговых платежей крупнейших и основных налогоплательщиков, прогнозирование показателей их экономической деятельности, налоговая нагрузка, мониторинг основных финансовых потоков и их соответствия товарно-материальным потокам, постоянная инвентаризация налоговых льгот, отсрочек и рассрочек по налоговым платежам и т.д., должен стать неотъемлемой частью налогового планирования, а ранее господствующий в налоговом планировании метод «от достигнутого» должен быть исключен из практики

Информация о работе Планирование и прогнозирование поступления налогов в федеральный бюджет