Планирование и прогнозирование поступления налогов в федеральный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:40, дипломная работа

Описание

Цели и задачи налогового планирования на макро- и микроуровне различны, так же как противоположны интересы казны и налогоплательщика. Государство стремится получить как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов для осуществления общенациональных задач, в то время как каждое физическое и юридическое лицо — уменьшить свои налоговые обязательства.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы планирования и прогнозирования
налоговых поступлений 5
1.2 Становление налоговой системы РФ и проблемы
мобилизации налоговых поступлений 5
1.3 Структура налоговой системы Российской Федерации 11
1.4 Методы выявления недопоступлений налогов и платежей
в сфере неформальной (скрытой) экономической деятельности 14
2 Планирование и прогнозирование 21
2.1 Характеристика федеральных налогов 21
2.2 Основы планирования и прогнозирования налоговых
поступлений в бюджетную систему страны 35
2.3 Методы прогнозирования 40
3 Прогнозирование и планирование бюджетных доходов
на основе федеральных налогов 46
3.1 Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджет РФ 47
3.2 Прогнозирование налоговых поступлений
по отдельным видам налогов 50
3.3 Совершенствование системы планирования
налоговых поступлений 63
Заключение 67
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Планирование и прогнозирование диплом.doc

— 432.00 Кб (Скачать документ)

Задача организации работы территориальных налоговых органов по мобилизации налоговых поступлений в бюджетную систему страны предполагает широкое использование налогового законодательства. Отдельные аспекты налогообложения изменяются ежегодно различными нормативно-правовыми документами ( в основном постановлениями Правительства РФ и приказами МНС России). Подобная нестабильность нормативной базы привела к недостаточности методических основ по анализу и планированию налоговых поступлений.

На эффективность деятельности налоговых органов по мобилизации налогов и сборов влияет ряд факторов. К внешним факторам традиционно относятся: уровень нормативно – законодательного обеспечения и подготовленности финансово-экономической службы налогоплательщиков, степень готовности юридических и физических лиц к взаимодействию с налоговыми органами, наличие претензий к налогоплательщику со стороны кредиторов и правоохранительных органов управления в сохранении жизнедеятельности предприятий и организаций. В числе внутренних факторов выделяются: методическое обеспечение деятельности территориальных налоговых органов, непосредственно осуществляющих мобилизацию налогов и сборов в бюджетную систему, результаты оценки фактических возможностей предприятий и организаций по налоговым платежам, уровень подготовленности кадров территориальных налоговых органов, а также информационное взаимодействие территориальных налоговых органов. Без последнего фактора невозможно, например определить уровень мобилизации налоговых поступлений по предприятию со значительным числив филиалов. В свою очередь это зависит от качественной методологии анализа и планирования налоговых поступлений в бюджетную систему.

К 1991 году налоговые органы оказались в исключительно сложном положении из-за отсутствия методических основ по анализу и планированию налоговых отступлений в бюджетную систему. На момент введения в действие НК РФ, а именно на 1 января 1999г., для российской экономики был характерен низкий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему страны. Вследствие ограниченности денежной массы, находившейся в распоряжении прдприятий, мобилизации налоговых поступлений в бюджеты могла быть осуществлена только при четких, скоординированных действиях федеральных и региональных налоговых органов.

Формирование российской налоговой системы сопровождалось проявлением многообразных видов налоговых преступлений. Для достоверности оценки налогового потенциала, уровней налогообложения и собираемости налогов, перспектив расширения базы налогообложения существенное значение имеет выявление основных параметров налоговой системы, системы перераспределения доходов предприятий и населения.

Проблема ухудшения наполнения федеральных и субнациональных бюджетов налогами и сборами была вызвана неодинаковым уровнем как налоговой нагрузки на налогоплательщиков, так и заданий по мобилизации налоговых поступлений территориальным налоговым органам в разрезе субъектов РФ.

В условиях перехода к рыночной экономике произошли кардинальные изменения в прогнозировании налоговых поступлений. Отсутствие плановых показателей по прибыли, налоговой базе по другим видам налогов существенно изменило методы планирования платежей в бюджет.
В современных условиях для повышения обоснованности планирования доходов бюджета резко возрастает значение аналитической работы. Исследуется весь спектр факторов, влияющих на объем платежей в бюджет.
Территориальные финансовые управления параллельно ведут работу по прогнозированию контингентов доходов на своей территории совместно с налоговым ведомством. База для расчетов - основные параметры прогноза социально-экономического развития на следующий год и среднесрочную перспективу, составной частью которого являются показатели, определяющие объем платежей в бюджет по соответствующим налогам.
Кроме данных о налогооблагаемой базе необходимо располагать сведениями об особенностях налогообложения в планируемом году: изменение ставок, введении или отмене льгот и т. д.
 

1.2 Структура налоговой системы Российской Федерации

 

Государственная налоговая система – это совокупность императивных, т.е. повелительных и не допускающих выбора форм части совокупного дохода организаций и граждан, структурированная в подсистемы подоходных, потребительских, ресурсных и имущественных налогов, а также комплекс экономико-правовых и методико-функциональных принципов и реализующих их действий государственных органов управления в лице финансовых и налоговых администраций.

Государственная налоговая система, как организационно-правовой механизм, отражает все достоинства и недостатки конкретного экономического пространства и конкретной системы государственного устройства и управления. По состоянию налоговых правоотношений в государстве судят о его прогрессе и регрессе.

Принципиальные основы построения национальных налоговых систем определяет Конституция конкретного государства. Принципы построения государственной налоговой системы есть свидетельство не только состояния государственной власти, но и индикатор цивилизованности общества в целом.

В Российской Федерации (далее РФ) устанавливается трехуровневая налоговая система, в которой выделяются федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Отнесение налогов к тому или иному виду осуществляется на основании территориального (географического) признака – по сфере их единообразного применения – и полномочий властей различного уровня регулировать налоговые правоотношения на подведомственной им территории.

Федеральными являются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом (далее НК) и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации (ст. 12 НК РФ). Последнее, однако, не означает, что все поступления от федеральных налогов приходятся исключительно на федеральный бюджет. Федеральные налоги могут выступать в качестве регулирующих, и часть поступлений от федеральных налогов, а в некоторых случаях и большая их часть, может передаваться на региональный или местный уровень.

К федеральным налогам и сборам относятся:

– налог на добавленную стоимость;

– акцизы;

– налог на доходы физических лиц;

– налог на прибыль организаций;

– налог на добычу полезных ископаемых;

– водный налог;

– сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

– государственная пошлина.

Региональными признаются налоги, установленные НК и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на соответствующих территориях. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах, в порядке и пределах, установленных НК, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК и законами субъектов РФ о налогах (ст.12 НК РФ). Как и для федеральных налогов, уровень бюджета, в который передаются налоговые поступления, не является определяющим. Региональный налог тоже может оказаться регулирующим (для этого достаточно соответствующего решения на региональном уровне в рамках бюджетного законодательства), и тогда часть такого налога будет направляться в бюджет местного самоуправления.

К региональным налогам и сборам относятся:

– налог на имущество организаций;

– налог на игорный бизнес;

– транспортный налог.

Местными признаются налоги и сборы, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам относятся:

– земельный налог;

– налог на имущество физических лиц.

Кроме перечисленных налогов и сборов в РФ применяются специальные налоговые режимы - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемые в случаях и в порядке, установленных НК РФ. Они могут предусматривать освобождение от обязанностей по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов. К ним относятся:

- система налогообложения для сельскохозяйственных - - -товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

 

1.3 Методы выявления недопоступлений налогов и платежей в   сфере неформальной (скрытой) экономической деятельности

 

Достоверная оценка налогового потенциала страны и регионов, уровней налогообложения и собираемости налогов, а главное – перспектив расширения базы налогообложения существенным образом зависит от раскрытия масштабов теневой экономики, степени ее воздействия на формирование основных параметров налоговой системы, системы перераспределения доходов предприятий и населения, на характер отношения налоговых органов с производителями и потребителями товаров, работ и услуг.

Аналитическое исследование теневой экономики неотделимо от таких не менее острых проблем, как утечка капитала и уход от налогообложения с использованием доказавших на практике свою эффективность методов и схем.

Важное значение для анализа налоговых преступлений имеют сведения о способах уклонения от уплаты налогов. Виды и способы уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей можно классифицировать следующим образом:

В подавляющем большинстве случаев преступный умысел лиц, виновных в уклонении от уплаты налогов, направлен на сокрытие налога на прибыль, НДС, акцизов и налога на доходы физических лиц.

Одним из наиболее «криминализированных» налогов является налог на прибыль. В целях снижения сумм налога на прибыль, подлежащих уплате, достаточно часто применяется исключение из валовой прибыли, являющейся объектом налогообложения, целого ряда расходов, не предусмотренных законодательством; занижение стоимости реализованных товаров (работ, услуг), завышение затрат, относимых на издержки производства и обращения.

Однако нельзя не согласиться с тем, что, пожалуй, самыми распространенными способами уклонения от уплаты налога на прибыль являются сокрытие необлагаемой прибыли путем не отражения осуществляемой  деятельности (части деятельности) предприятия в документах бухгалтерского учета либо неоприходования денежной выручки, а также расчет посредством «черного нала».

Для уклонения от уплаты акцизов характерны сокрытие объекта налогообложения, необоснованное использование льгот и представление в бухгалтерских документах операций, связанных с производством и реализацией подакцизной продукции, как не носящих акцизного характера. Нередки также случаи переложения обязанностей по уплате акцизов на подставные организации под видом сдачи им в аренду мощностей по производству подакцизной продукции.

Для НДС характерны такие способы уклонения от уплаты, как сокрытие объекта налогообложения, необоснованные применение льготы  и занижение налоговой базы.

Самой острой проблемой для налоговых органов являются фирмы – однодневки. Это наиболее криминализированная часть той категории организаций, которые не предоставляют в налоговые органы отчетность или предоставляют нулевые балансы. Значительная часть их открывается по фиктивным или утраченным документам, в оффшорных зонах, в странах ближнего зарубежья и т.д. Делается это для отвлечения внимания от основных коммерческих структур, действующих в России, отмывания «грязных денег», скупки недвижимости, мошенничества на рынке жилья, реализации несертифицированного продовольствия и иных, в том числе подакцизных, товаров, для другой незаконной предпринимательской деятельности, обналичивания денег, перекачки средств за границу и реализации всевозможных криминальных сделок.

Масштабы этого явления превзошли все разумные пределы. Так, по состоянию на 1 января 2002 года налогоплательщики этой категории составляли 52% (1,6 млн.) от общего числа зарегистрированных на территории Российской Федерации налогоплательщиков. Из числа этих организаций 44% (1,4 млн.) не предоставляли налоговую отчетность вообще и 8% (0,2 млн.) представляли нулевую отчетность.

Общественная опасность этих организаций состоит не в том, что они засоряют Единый государственный реестр налогоплательщиков, а в том, что деятельность так называемых фирм-однодневок лежит в основе абсолютного большинства всех применяемых налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, в частности схем незаконного возмещения НДС из федерального бюджета.

Теневая экономика тесно связана с вопросами ухода от налогообложения и незаконного вывоза капитала за рубеж. Эти факторы являются звеньями одной цепи, они неотделимы друг от друга.Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ меры, вывоз капитала из страны нисколько не уменьшается и даже, наоборот, имеет тенденцию к увеличению. По некоторым оценкам, ежегодно экономика страны теряет суммы, равнозначные государственному бюджету. В то же время иностранные специалисты считают, что вывоз валюты из России достигает 3,5 млрд. долл. ежемесячно, а с учетом тайно переводимых вкладов на личные счета эта сумма представляется заниженной. Таким образом, можно предполагать, что в отдельные годы «утекает» до двух бюджетов страны.Один из мотивов «бегства» капитала является и неадекватная налоговая политика. Высокий уровень налогообложения толкает многих предпринимателей на сокрытие своих капиталов. Теневая экономика является постоянным источником денежных средств, потенциально готовых покинуть страну, именно здесь создаются основные доходы, ориентированные на уклонение от любых форм государственного контроля.«Бегство» капитала из России в значительной мере вызвано недостаточным законодательным регулированием операций по его вывозу, а также слабой эффективностью валютного и экспортного контроля. Так, например, полностью отсутствует прозрачность в финансово-экономической деятельности естественных монополий, а также многих нефтяных  компаний и других крупных предприятий. Посредством созданных у себя мощных информационно-аналитических служб налогового планирования эти предприятия весьма успешно проводят политику оптимизации налоговых платежей, что позволяет им избегать полного и объективного контроля со стороны государственных органов: Федеральной налоговой службы России, Государственного таможенного комитета России и других.С достоверностью можно сказать, что масштаб «бегства» капитала является своеобразным индикатором эффективности проводимой налоговой и инвестиционной политики, валютно-финансового регулирования, доверия инвесторов к национальной валюте и в целом к экономической политике государства.

Информация о работе Планирование и прогнозирование поступления налогов в федеральный бюджет