Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность налогов, виды и функции налогов, а также пути совершенствования налоговой системы РК.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налогов Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Теоретические аспекты возникновения налогов……………………………...4
1.1 История возникновения налогов……………………………………………..4
1.2 Экономическая сущность налогов и их классификация……………………6
1.3 Функции налогов…………………………………………………………….12
2 Налоговая система РК на современном этапе……………………………….14
2.1 Анализ налоговой системы РК ………………………………......................14
2.2 Основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики…….18
3 Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан…………………………………………………………...23
Заключение ………………………………………………………………………30
Список используемой литературы……………………………………………...32
Приложения……………………………………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая налоги.doc

— 517.00 Кб (Скачать документ)

     Уходу от уплаты налогов способствует также достаточно высокий уровень штрафных санкций. Широко применяются на практике такие способы ухода от налогового пресса, как выдача беспроцентных ссуд сотрудникам, имитация неплатежеспособности, привлечение подставных лиц и «фирмишек» при осуществлении коммерческих операций, расчеты наличной валютой. Таким образом, с одной стороны, вне государственного контроля оказываются огромные суммы доходов населения, концентрируемые в руках незначительной его части, с другой – растущие недоимки налогов с юридических лиц. В результате существенно падают поступления средств в государственный бюджет.    Сужению доходной базы государственного бюджета и созданию дополнительных возможностей ухода от налогов способствует огромное число налоговых льгот.          Цель установления льгот, казалось бы, благая – достичь определенных общественных целей:                                       - стимулирования экономического роста;                                            - поддержки отдельных отраслей, малого предпринимательства;                        - ускоренной амортизации.         Однако отсутствие достаточно ясной, утвержденной на государственном уровне экономической стратегии привело к тому, что льготы все больше становятся тормозом эффективной экономической политики. Вся совокупность льгот, предоставлявшихся за последние 34 года, как показывают результаты анализа, не дала того эффекта, который обещали получатели льгот. Всякий раз, когда в системе налогообложения появляются льготные условия для отдельных налогоплательщиков, в их пользу перераспределяется хозяйственный оборот, а государство теряет гораздо большие суммы, чем планировалось. И все это ради того, чтобы какие то частные лица получили ренту за счет различия в условиях налогообложения. Концептуальное изменение фискальной политики государства в переходной экономике должно осуществляться в комплексе мер реформирования во всех других сферах государственного регулирования и, прежде всего, в области денежно-кредитного регулирования, индикативного планирования и др. Локальное же преобразование какой-либо сферы, приносит значительно больше негативных результатов, нежели позитивных. В рыночной экономике, неопределенность в налогообложении, сдерживает инвестиции. Если предприниматель знает, что в случае нахождения им способа заработать больше денег, правительство найдет способ изъять их в виде налогов, старается или уклониться от налогообложения, или свернуть свою деятельность. Причиной свертывания деловой активности, не обязательно выступает текущее налогообложение.     Правительство Казахстана не исключает также и более радикальных изменений налоговой системы в будущем, в частности отмены НДС и замены его налогом с продаж. Но это дело будущего, пока же в различных рейтингах Казахстан занимает место, пусть и не в первых рядах, но, надо отметить, достаточно привилегированное.         Таким образом, ныне действующая налоговая система, являясь реальным инструментом реализации экономической политики, отражающей концепцию Министерства Финансов, направлена на низкое снижение экономической безопасности Казахстана, на завершение сползания отечественного производства в периферийную экономику, сопровождаемую консервацией низкого уровня жизни основной массы населения и образованием пропасти между нею и элитной группой сверх богатых людей.. Вот почему, в зависимости от конкретной ситуации, в том числе специфики и состояния развития экономики, стабильности государственной власти страны, этот фактор может выступать либо в качестве средства, обеспечивающего его хозяйственную безопасность, либо, напротив, - источника повышенного для него риска, либо даже угрозы. Другими словами, налоговая система требует коренного реформирования. Но этого можно добиться при условии коренного изменения курса экономических реформ [14, с.17]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                
                                                                                                                                                                        3 Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы в Республике Казахстан

     Совершенствование системы налогообложения заключается  в совершенствовании законодательной  базы, а также в совершенствовании  механизма обложения.          Отдавая должное содержанию налоговой и бюджетной политики, следует отметить, что существующая система налогообложения, в свете стратегических планов развития Казахстана, требует дальнейшего совершенствования и обеспечения стабильности основных принципов, заложенных в налоговое законодательство, которое позволит обеспечить поступательное развитие экономики государства, поможет создать достаточный уровень жизни населения страны. Это во многом зависит от правильности выбора стратегии и тактики налоговой реформы, умения предвидеть все, даже самые отдаленные, ее социально-экономические и политические последствия и факторы, которые могут вызвать какие-либо отклонения, способности четко реагировать на эти отклонения от заданных параметров и быстро их корректировать путем внесения в предварительные расчеты необходимых поправок.       Законодательная база Республики Казахстан, необходимая для успешного ведения своего бизнеса, в основном уже сформирована. Но, вместе с тем, практика показала, что абсолютное большинство проблем возникает именно из-за несовершенства принятых законов и других документов республиканского уровня. Чтобы досконально разобраться в налоговом законодательстве, нужны специальные знания. Ведь на данный момент законодательная база состоит из множества инструкций, писем, разъяснений, которые не только не взаимосвязаны, но и противоречат друг другу.           Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан будет осуществляться путем:        - приведения налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, которая должна способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени»;     - оптимизации льгот и соответствующего снижения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики, приведение налогообложения юридических лиц в соответствие с международными стандартами;    - приведения налога на добавленную стоимость в соответствие с лучшей мировой практикой;           - унифицирования акцизов на импорт и на внутреннее производство;   - реформирования специальных налоговых режимов в целях их большего соответствия требованиям малого и среднего бизнеса;     - реформирования системы налогообложения недропользователей;   - упрощения администрирования, введения правил налогового учета, повышения качества налоговых услуг, сокращения налоговой отчетности, упорядочение проверок.         С 1 января 2009 года в республике вступил в действие новый Налоговой кодекс, введение которого послужило толчком к дальнейшему развитию налоговой системы РК.                                   Так к основным изменениям в налоговой системе с введением нового Налогового кодекса следует отнести:       1. изменение ставки налога на добавленную стоимость;    2. изменение сроков подачи налоговой отчетности в соответствующие налоговой органы;          3. приостановку действия ряда статей старого Налогового кодекса; 4. изменение порядка и размеров уплаты акцизов на продукции;  5. поэтапное увеличение ставок налогов для недропользователей. Налоговая система Республики Казахстан в ее конечном виде рассчитана на очень законопослушных граждан. В настоящее время механизм исчисления подоходного налога с юридических и физических лиц сталкивается с препятствиями, приобретающими постепенный государственный характер. Во-первых, цель, которую преследует налогоплательщик — это уплатить как можно меньше налога. Данная цель достигается очень простым способом: при увеличении суммарной величины вычетов юридических лиц, происходит уменьшение налогооблагаемого дохода, что приводит к уменьшению суммы налога. Запрещающие меры, на наш взгляд, не в состоянии изменить ситуацию. Во-вторых, у отечественных хозяйствующих субъектов не в полной мере сформировалось понятие налоговой дисциплины. Ярким примером тому может служить то, что плательщики сетуют на несвоевременное перечисление причитающихся им сумм, уклоняются от уплаты или отсрочивают уплату налогов, хотя осознают, что решение данной проблемы лежит в них же самих. В-третьих, на сегодняшний день мы имеем в своем распоряжении практически полностью убыточные отрасли народно-хозяйственного комплекса.   Одним из главных условий успешного осуществления налоговой реформы является максимальное сближение, как правило, не совпадающих, а то и прямо противоположных, интересов и точек зрения всех, участвующих в процессе налогообложения сторон (государства в лице налоговой администрации с одной стороны, и налогоплательщиков с другой стороны).  В свою очередь налогоплательщики, юридические и физические лица, должны быть полностью уверены, что налоговое законодательство, во-первых, достаточно стабильно, чтобы гарантировать хотя бы на ближайшую перспективу законность совершаемых в соответствии с ним действий без риска невольно оказаться жертвой его очередного внезапного изменения; во-вторых, в равной степени защищает интересы всех, участвующих в процессе налогообложения, сторон, и значит, при необходимости, можно рассчитывать на его реальную защиту; в-третьих, справедливо не только по своей форме, но и, по сути, не делая ни для кого исключений и объективно отражая истинные потребности всего общества; в четвертых, принято не задним числом, а гласно, после широкого обсуждения с участием всех заинтересованных сторон, включая налогоплательщиков.    Следующим критерием, отражающим привлекательность налоговой реформы в социально-экономическом плане для всех участников процесса налогообложения, является совокупное налоговое бремя, как сложноорганизованный комплекс совместно действующих отдельных видов налогов.           Исследования по налогам на сегодня показывают, что совокупное налоговое бремя составляет при нынешних экономических условиях более 50 процентов. Из истории становления налоговых систем зарубежных государств с развитой рыночной экономикой известно, что если доля налоговых изъятий в общей сумме валовых доходов производителей (за вычетов сумм издержек) составляет более половины, это приводит к свертыванию производства, в пределах 45-50% - обеспечивается процесс простого воспроизводства, ну а для обеспечения расширенного воспроизводства необходимо, чтобы удельный вес налогов в валовом доходе товаропроизводителей не превышал 30%.        Важно заметить также, что лишь посредством ослабления налогового бремени и упрощения действующей налоговой системы, возможно, разрешить одну из злободневных проблем казахстанской экономики - низкую собираемость налогов.         Налоговая система тесно связана с бюджетной, налоги должны в первую очередь должны обеспечить в определенной степени доходы бюджета. Подтверждение этому было в процессе проведения анализа влияния подоходного налога на бюджеты разных уровней. Но, если в условиях рынка рассматривать этот вопрос системно, то увидим, что налоговая система также влияет на расходную часть бюджета.     Необходимо избегать изменения налогового законодательства, влияющего на распределение доходов хозяйствующих субъектов в течение финансового года. Все подобные изменения должны доводиться до налогоплательщиков заблаговременно, с тем, чтобы они могли реально прогнозировать результаты своей деятельности и учитывать эти изменения в хозяйственных договорах с контрагентами. Иначе, о какой налоговой дисциплине можно говорить, если налогоплательщик по причине постоянно изменяющихся нормативных актов, нередко противоречивых, по существу работает вслепую, точно не представляя конечных результатов труда.    Подавляющее большинство налогоплательщиков предпочитает использовать метод учета доходов по мере поступления выручки на расчетный счет предприятия, что обусловлено следующими особенностями экономической ситуации в Республике Казахстан:                                                             -инфляция делает невыгодным использование метода начислений, поскольку более поздний момент поступления реальных денег к продавцу по сравнению с моментом уплаты налога автоматически повышает реальный уровень эффективной налоговой ставки;                                         -кризис неплатежей в экономике приводит к тому, что хозяйствующим субъектам, использующим метод начислений, грозит изъятие через налоги части оборотных средств, поскольку в этом случае налоги уплачиваются в том числе с доходов, реальное получение которых весьма проблематично.   Таким образом, необходимо, для простоты и удобства, чтобы налоговый и бухгалтерский учет были едины, при этом вся отчетность и весь учет производился по бухгалтерскому учету.       Все казахстанские налоги, в том числе и подоходный налог, уплачиваются независимо от отрицательной рентабельности или полученного балансового убытка. Объектом налогообложения стал не результат, а процесс предпринимательской деятельности [14, с.21].   В настоящее время экономистам Казахстана, СНГ и зарубежными экономистами обсуждается, идея единого налога на доход. Идея справедливости в налогообложении впервые прозвучала в теории единого налога. Практический аспект теории единого налога был связан с преобразованиями в налоговой системе. Во все времена и эпохи человеческий ум много изощрялся над изобретением налогов и целых податных систем. Как выразился один политический деятель: В основе теории единого налога лежит, безусловно, правильная мысль о том, что налоги уплачиваются из одного источника - доходов. Но если так, то единый налог представляется теоретически более целесообразным, простым и коротким путем, чем множество отдельных налогов. Идея единого налога появилась еще в средние века, когда в целях привлечения к несению налогового бремени привилегированных слоев общества, была создана теория единого акциза.          В настоящее время данная тема широко обсуждается в экономической литературе. Одни экономисты считают, что целесообразно ввести налог на валовую выручку (НВВ) со ставкой 7%. При этом, из валовой выручки при определении налогооблагаемой части исключать амортизационные отчисления. Другими экономистами предлагается введение единого (нейтрально-пропорционального) налога со ставкой 19%. Третьи считают, что ставка единого налога должна быть 10% от валовой выручки, но при сохранении таможенных платежей, государственной пошлины, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, социального налога. При этом предельная ставка не должна превышать 20%.     С целью повышения заинтересованности предпринимателей в инвестировании производства предлагается пересмотреть состав затрат, относимых на вычеты, включив в него НДС по основным средствам и увеличив ставки амортизационных отчислений.       Во всем мире государственная поддержка малого бизнеса, а также стимулирование отечественных товаропроизводителей осуществляется путем предоставления льгот. При этом - это не простое снижение налоговой ставки, а мероприятия, которые реально могли бы стимулировать развитие этих хозяйствующих субъектов. В мировой практике в качестве льготы применяется налоговый инвестиционный кредит, он был рассмотрен выше, т.е. вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов компании (часто с условием использования этого кредита для последующих инвестиций).          Применительно к практике налогообложения подоходным налогом в Республике Казахстан хорошо известны налоговые кредиты (хотя их так не называют) по налогу на добавленную стоимость. К примеру, обороты по реализации товаров, готовой продукции за пределы СНГ облагаются по нулевой ставке, в то же время по материалам и другим затратам на производство разрешен зачет на НДС, следовательно, через бюджет Республики - эти налогоплательщики финансируют свою деятельность. Даже при условиях невозвратности НДС из бюджета денежными средствами, такое состояние расчетов с бюджетом наиболее выгодное для налогоплательщика, т.е. он освобождает себя от авансовых платежей по НДС, использует данную задолженность бюджета в будущем. Кроме того, в этой ситуации НДС не восстанавливается и его можно квалифицировать как невозвратный налоговый кредит.           Предлагается для стимулирования развития предприятий, производителей товаров, предприятий малого и среднего бизнеса, занимающихся производством товаров разрешить использовать до 50% подоходного налога с юридических лиц или до 10% единого совокупного налога для заранее оговоренных законом инвестиции. Это позволило бы в течение 5 лет поднять предприятия-производителей, которые в последующем компенсировали бы потери бюджета от отданной льготы сполна [18, с.40].   Среди налоговых льгот, используемых во многих странах -полное освобождение от налогов или отсрочка их оплаты (что при длительной отсрочке в условиях роста цен может быть равнозначно полному или хотя бы частичному освобождению от налога).        При выборе пути реформ необходимо должным образом оценить действующую налоговую систему. Говоря о принципе одноразового налогообложения надо упомянуть о двух типах налогов, которыми облагается сразу вновь созданная стоимость. Первый тип - налог на добавленную стоимость, которым облагается вновь созданная стоимость на этапе потребления и второй тип - подоходные налоги, которыми облагается вновь созданная стоимость на этапе получения доходов. Прямые подоходные налоги в любое конкретное время превосходят НДС на размер накопления. Однако в долговременной перспективе различия между объектами, облагаемыми этими налогами, исчезают, ибо накопления делаются, чтобы позже их можно было потребить.           «В интересах развития предпринимательства в Республике Казахстан и укрепления налоговой базы предлагается снижение ставки НДС до 13% с одновременным снижением льгот по нему, а также пересмотр применения нулевой ставки НДС, ограничившись лишь ее применением при экспорте товаров» [19]. Налоги и налоговая политика -мощный ресурсный фактор, т.е. находящийся в руках государства инструмент непосредственного воздействия на экономику и в то же время - механизм обратной связи государства с хозяйствующими субъектами. Вот почему, в зависимости от конкретной ситуации, в том числе специфики и состояния развития экономики, стабильности государственной власти страны, этот фактор может выступать либо в качестве средства, обеспечивающего его хозяйственную безопасность, либо, напротив, - источника повышенного для него риска, либо даже угрозы.           Концептуальное изменение фискальной политики государства в переходной экономике должно осуществляться в комплексе мер реформирования во всех других сферах государственного регулирования и, прежде всего, в области денежно-кредитного регулирования, индикативного планирования и др. Локальное же преобразование какой-либо сферы, приносит значительно больше негативных результатов, нежели позитивных. В рыночной экономике, неопределенность в налогообложении, сдерживает инвестиции. Если предприниматель знает, что в случае нахождения им способа заработать больше денег, правительство найдет способ изъять их в виде налогов, старается или уклониться от налогообложения, или свернуть свою деятельность. Причиной свертывания деловой активности, не обязательно выступает текущее налогообложение.      Налоговая система является важным рычагом мобилизации доходов в бюджет государства и одновременно тонким регулятором социально – экономических процессов, и совершенствование налоговой системы это объективный процесс, требующий воздействия на систему налоговых правонарушений с учетом состояния экономической системы региона и экономической ситуации в стране. [20, с. 99].     Сегодня Казахстан - страна с быстро развивающейся экономикой. На постсоветском пространстве Казахстан первым сформировал свою программу долгосрочного развития до 2030 г., которую успешно выполняет. Недавняя реформа налогового законодательства Казахстана направлена на модернизацию и диверсификацию экономики страны, улучшение условий ведения бизнеса для предпринимательства, увеличение инвестиций в производство. 
 "Еще в 1997 году, приняв Стратегию "Казахстан-2030", мы сформулировали долгосрочную повестку, главные цели и приоритеты страны, которые затем получили логическое развитие в Стратегическом плане до 2010 года. И мы стали жить так, как планировали и достигли следующих результатов. В 2008 году в сравнении с 2000 годом на два года раньше запланированного мы удвоили объем ВВП республики, и эффективно выполнили социальные обязательства государства. Среднемесячная заработная плата выросла в пять раз, а средний размер пенсий в три раза. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась в четыре раза (с 50 до 12%).         В период мирового финансового кризиса, который, безусловно, повлиял на темпы развития экономики Казахстана, накопленный потенциал позволил не только защитить финансовую систему страны, но и продолжить рост экономики страны. Так, в 2009 году рост экономики Казахстана составил 1,1%, промышленности - 1,7%.  

                                    
  Построив одну из лучших на пространстве СНГ банковских систем, перейдя на формирование так называемого ненефтяного бюджета, а также создав свой Национальный фонд, Казахстан осознанно идет по пути планомерного снижения налогового бремени, рассчитывая на долгосрочную перспективу. 
 Удалось приблизиться к выполнению одной из важнейших задач - снижению налоговых платежей для несырьевых секторов экономики, компенсировав выпадающие доходы бюджета за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора.      Таким образом, можно выделить следующие основные особенности совершенствования налоговой системы Республики Казахстан: сокращение льгот и преференций, постепенное снижение ставок по основным налогам в долгосрочной перспективе, оптимизация налоговой отчетности (приближение к международным стандартам).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Самой неблагоприятной миссией в любой  стране, как известно, является сбор налогов, какой справедливой она  не была, так как нет таких налогоплательщиков, которые бы с радостью расстались с частью полученных ими доходов. Поэтому большинство критических выступлений приходится на саму налоговую систему. Положительное восприятие налога плательщиками может наступить только тогда, когда государство «дождется» такого уровня сознательности населения, при котором каждый налогоплательщик добровольно согласился бы давать налог и не испытывал при этом экономического ущемления. Но в силу неуклонного роста уровня человеческих потребностей такое положение в условиях рыночной экономик вряд ли наступит. Но налоги носят объективный характер, их необходимость диктуется и обусловлена существованием государства.     Государство не может функционировать без налогов, поскольку ему надо управлять, обеспечивать национальную оборону, безопасность и так далее. Кроме того, совместное проживание людей на определенной территории требует создания соответствующей инфраструктуры общего пользования. Поэтому важнейшей задачей создания системы налогообложения и обеспечения ее эффективного функционирования должно быть осознание каждым человеком, работником, а особенно предпринимателями, объективности существования и необходимости уплаты налогов. А для этого должно поменяться их сознание, отношение к налогу не как к убытку, потере, а как к этому явлению относятся американцы, которые говорят: «Налог- это цена цивилизации!» или китайцы: «Как же можно не любить свое государство, не уплачивая налоги». Конечно же, здесь немаловажную роль может сыграть само государство, путем информирования о фактическом использовании налогов.    Для стран с рыночной экономикой вопросы совершенствования налоговой системы и налогового законодательства являются одними из постоянных процессов. Вся налоговая система, составные ее части должны быть сориентированы на стимулирование производственной и деловой активности.          Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения. Весь мировой опыт свидетельствует о том, что, достигнув определенной точки роста, налоги должны затем снижаться, иначе у плательщиков налогов уменьшается стимул к производственной и иной деятельности, появляется соблазн укрывать свои доходы. Поэтому близость к критической точке налоговых изъятий заставляет всесторонне анализировать ситуацию оптимальных уровней ставок налога.       Совершенствование системы налогообложения заключается в совершенствовании законодательной базы, а также в совершенствовании механизма обложения. Одним из главных условий успешного осуществления налоговой реформы является максимальное сближение не совпадающих, а то прямо противоположных интересов и точек зрения всех участвующих в процессе налогообложении сторон.        Таким образом, проанализировав все недостатки и достоинства действующего механизма налоговой системы целесообразным предложить следующее:                                             -создать единую систему учета; т.е. такую систему, которая бы позволила производить исчисления налога совмещая в себе все '' лучшие стороны '', как в интересах налогоплательщика, так и государства;                                 -перейти на ранее существующий кассовый метод;                               -авансовые платежи заменить текущими;                                   -установить ставки, которые бы не сталкивали интересы плательщиков и государства, качественная разработка системы предоставления скидок и льгот;                                  -введение единого налога;                                -ограничить внесение поправок и корректировок в Инструкции и другие нормативные акты, для того, чтобы они не противоречили Налоговому Кодексу РК, а лишь разъясняли его;                             -создание качественных секторов информационного разъяснения, периодически вводимых новшеств в Закон, с целью доведения их до населения;                                 - разработки и введения административного кодекса, регламентирующего права и обязанности, как налогоплательщика, так и работников налоговых служб;                                                            -дальнейшее совершенствование информационно-технического обеспечения налоговых органов, которая бы облегчала деятельность налоговых инспекторов в организации учета и контроля налогоплательщиков.     
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

1.  Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 06.02.2008 г.                             2.  Кодекс Республики Казахстан от 10.12.2008г. «О НАЛОГАХ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖАХ В БЮДЖЕТ (НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС)».            3.  Идрисова Э.К. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса. – Алматы // Каржи-Каражат-Финансы Казахстана, 1999 г.                           4.  Раимбаев А.К. «Классификации налогов» // Финансы Казахстана-1999 г.-№10-11.                                            5.  Оспанов М.Г. Гармонизация налоговых отношений. – Алматы // Факсинфо, 1997 г.                                   6.  Указ Президента Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г., № 2235.                            7.  Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. – Алматы // Каржа-каражат-Финансы Казахстана, 2004 г.                                8.  Алипов А. Налогообложение малого и среднего бизнеса нуждается в совершенствовании // Каржы-Каражат – Финансы Казахстана. –1997 г.- № 11. 9.  Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996 г.                           10.  Финансы: Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Изд. «Перспектива»; Изд. «Юрайт», 2000 г. – 520с.                           11.  Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» от 07.07.2006 г.                            12.  Темирханов E.E. Гармонизация налоговых отношений. – Алматы // Факсинфо, 2000 г.                    13.  Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2008 г. «О республиканском бюджете на 2009-2011 гг.».                      14. Байдуйсенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Каржы-Каражат. Финансы Казахстана – 2001 г. № 4 с. 23-31                                                                       15.  Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане //Алматы: Lem 2002 г.                 16.  Библиотека бухгалтера и предпринимателя, «Налоги и сборы в Казахстане», № 2/104/ февраль 2002 г.                                                                     17.  Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. – Алматы // Каржы-каражат-Финансы Казахстана, 1994 г.                                  18.  Материал газеты «Капитал.kz», №47 (134), от 06.12.2009 г.                              19.  Библиотека бухгалтера и предпринимателя, Налоги и сборы в Казахстане № 2/104/ февраль 2005 г.                     20.  Бункина М.К. Национальная экономика // Учебное пособие. – М.: 1997. 21.  Данные Карагандинского статистического управления за 1996-2009гг.                                         22. Поиск с Интернета ссылки: www.nalog.kz

     Приложение  А

         Таблица 1 – Налоговые поступления, коэффициент налоговой нагрузки  по предприятиям, состоящим на мониторинге по видам экономической деятельности за  9 месяцев 2009-2010 гг.
          млн.тенге  
ОКЭД 9 месяцев 2009 года 9 месяцев 2010 года (предварительные данные)
Оборот  по реал-ии Налоговые пост-ия в компетенции НК МФ РК КНН, % Оборот по реал-ии Налоговые пост-ия в компетенции НК МФ РК КНН, %
ИТОГО по 300 крупным предприятиям 11 063 050 1 379 773 12,5 13 419 233 2 200 802 16,4
в т.ч. по отраслям            
Добыча  угля, лигнита и торфа 40 812 4 560 11,2 59 128 10 391 17,6
Добыча  сырой нефти и природного газа;предоставление услуг в этих областях 3 269 259 1 031 348 31,5 4 701 362 1 738 502 37,0
Добыча  урановой и ториевой руд 83 973 8 631 10,3 113 279 -839 -0,7
Добыча  металлургических руд 104 102 10 093 9,7 202 514 30 862 15,2
Производство  пищевых продуктов, не включая напитков и табака 124 113 1 334 1,1 134 735 1 019 0,8
Производство  напитков 40 751 3 568 8,8 54 941 7 438 13,5
Производство  табачных изделий 69 085 16 129 23,3 66 710 20 063 30,1
Производство  кокса, нефтепродуктов и ядерных  материалов 105 635 17 249 16,3 151 970 26 036 17,1
Химическая промышленность 34 892 -263 -0,8 36 196 -1 701 -4,7
Металлургическая  промышленность и производство готовых  металлических изделий 783 692 44 576 5,7 1 201 958 106 525 8,9
Производство  прочих неметаллических минеральных  продуктов 22 173 1 636 7,4 23 925 1 361 5,7
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 212 791 16 451 7,7 284 354 23 876 8,4
Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий  и предметов личного пользования 675 223 10 597 1,6 634 577 11 023 1,7
Транспорт и связь 1 030 260 78 834 7,7 1 250 199 82 727 6,6
Торговля  нефтепродуктами 512 041 28 530 5,6 417 419 30 807 7,4
Строительство 433 543 23 365 5,4 348 502 33 572 9,6
Банковская  деятельность 3 239 319 60 246 1,9 3 501 332 46 027 1,3
Накопительные пенсионные фонды 0 504 0,0 0 1 012 0,0
Страховая деятельность, аудиторские услуги 47 631 1 205 2,5 17 265 1 101 6,4
Другие  виды деятельности 233 753 21 180 9,1 218 868 31 003 14,2

Информация о работе Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан