Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность налогов, виды и функции налогов, а также пути совершенствования налоговой системы РК.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налогов Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Теоретические аспекты возникновения налогов……………………………...4
1.1 История возникновения налогов……………………………………………..4
1.2 Экономическая сущность налогов и их классификация……………………6
1.3 Функции налогов…………………………………………………………….12
2 Налоговая система РК на современном этапе……………………………….14
2.1 Анализ налоговой системы РК ………………………………......................14
2.2 Основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики…….18
3 Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан…………………………………………………………...23
Заключение ………………………………………………………………………30
Список используемой литературы……………………………………………...32
Приложения……………………………………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая налоги.doc

— 517.00 Кб (Скачать документ)

     Налоги - как установленные государством обязательные индивидуально - безвозмездные  денежные платежи, которые вносятся в бюджет при наличии соответствующих  материальных предпосылок по заранее  предусмотренным ставкам и в точно определенные сроки.

     Еще более лаконичное определение: «Налог - это обязательный безвозмездный  платеж (взнос), установленный законодательством  и осуществляемый плательщиком в  определенном размере и в определенный срок».

     Налоги  являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров.

     К налогам также не относятся платежи  обязательного характера, взимаемые  в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба, алименты, обязательные страховые взносы).

     Налоги - один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

     Рассмотрим  теперь признаки налога [2, с.62].

     Существуют  юридические и экономические признаки налога.

     К юридическим признакам налога относятся:

     1) установление налога государством;

     2) существование налога, только в  правовой форме;

     3) установление налога надлежащим  органам и актам, подлежащий правовой формы (признак законности налога);

     4) принудительный характер налога;

     5) налог является обязательным  платежом;

     6) уплата налога является юридической  обязанностью;

     7) порождения налогом стабильных  финансовых обязательств;

     8) правомерность изъятия денег;

     9) обеспечение уплаты налога мерами  государственной ответственности;

     10) наличие государственного контроля  за уплатой налога.

     К экономическим признакам налога можно отнести следующие:

     1) налог выступает в качестве  платежа государству;

     2) безвозвратность;

     3) безэквивалентность;

     4) стабильный характер налоговых  отношений;

     5) наличие объекта обложения;

     6) определенность субъекта налога;

     7) определенность размера налога;

     8) фиксированность сроков уплаты;

     9) налог является доходом государства;

     10) смена формы собственности при  уплате налога.

     Налог - это достаточно сложное образование, имеющее определенную внутреннюю структуру, состоящую из элементов [3, с.109].

     Элементами  налога являются:

     Субъект налога - это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог в размере, порядке и сроки, предусмотренные его налоговым обязательством.

     В юридическом плане субъектом  налога выступает налогоплательщик, который является стороной материального  налогового правоотношения и возникающего на его основе налогового обязательства.

     Объект  налога - это юридический факт, с помощью которого юридическое законодательство обуславливает наличие налогового обязательства.

     Предмет налога является материальным выражением объекта налога. Так, если объектом налога на транспортным средства является факт обладания плательщиком транспортного средства, то предметом этого налога выступает само транспортное средство, принадлежащее данному объекту на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления).

     С объектом обложения тесно связанное  употребляемое на практике понятие  «налоговая база». Налоговая база - исходная величина, к которой будет применена ставка налогообложения с тем, чтобы определить сумму налога.

     Понятие «источник налога» выражает те денежные средства, за счет которых налогоплательщик проплатит налог.

     Предмет налогового платежа означает то, что  подлежит передаче государству в  процессе уплаты налога (при денежных налогах это какая-то сумма денег, при натуральных налогах - какие-то материальные ценности, выражаясь юридическим языком - вещи, определяемые родовыми признаками, обозначаемые в тоннах, кубометрах и т.п.). Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности.

     Единица налогообложения - это единица измерения предмета налога, с помощью, которой определяется налоговая база (например, в земельном налоге единицей налогообложения выступает 1 га земельного участка). Там, где применяется масштаб налога, единица налогообложения совпадает с единицей масштаба налога (например, в налоге на транспортные средства, где масштабом налога выступает мощность транспортного средства, выраженная в киловаттах, единицей налогообложения выступает 1 киловатт).

     Норма налога - установленная законом величина налогообложения, определяющая размер налогового платежа.

     Норма налога определяет правила исчисления налога. В большинстве случаев  размер налога является результатом  взаимодействия ставки налогообложения  с единицей налогообложения.

     Ставка  налогообложения - размер налога на единицу налогообложения.

     Умножение ставки налогообложения на количество единиц налогообложения определит  сумму налогового платежа.

     Метод налогообложения - порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное. Размер налога определяется в твердой фиксированной сумме, равное для всех налогоплательщиков (равное налогообложение), либо с применением ставки налогообложения. Равное налогообложение наиболее отчетливо проявляется при подушном налоге - со всех налогоплательщиков взимается одинаковая сумма налога. Нечто подобное имеет сейчас место при уплате предпринимателями индивидуального налога путем выкупа патента - стоимость патента (т.е. сумма налога) является одинаковой для всех лиц, занимающихся однородным видом предпринимательской деятельности. Ставки налогообложения могут быть:

     - в твердой денежной сумме с  единицей налогообложения (например, земельный налог);

     - процентные, где все налогоплательщики платят налог в одинаковой доле от налогооблагаемой базы (например, в размере от 30% от налогооблагаемого дохода). Таким образом, сама сумма налога зависит от размера налогооблагаемой базы, ставка же остается равной для всех налогоплательщиков;

     При простой поразрядной прогрессии налогооблагаемая база разбивается на определенные разряды, для каждого из которых устанавливается налог в виде оклада в абсолютной сумме.

     Удобством такого метода налогообложения является простота исчисления суммы налога - достаточно определиться со своим налоговым разрядом, как эта сумма будет известна. Неудобством - скачкообразность размера налога, что приводит к неравномерности налогообложения.

     Следует сказать, что этот метод, широко применявшийся  в прошлом, в настоящее время не используется.

     При простой относительной прогрессии налогооблагаемая база также разбивается на определенные разряды, но при переходе от низшего разряда к высшему возрастает ставка налога, выраженная в пропорциональном размере.

     Такой метод налогообложения применяется в Казахстане при расчете размера налога на сверхприбыль недропользователей.

     Удобством такого метода выступает относительная  простота исчисления суммы налога, неудобством, хотя и более сглаженная, но остающаяся довольно значительной скачкообразность размера налога. Так, при возрастании внутренней нормы прибыли с 24 до 25 % (т.е. на 1%) ставка налога возрастает на 6%. При сложной прогрессии налогооблагаемая база также разбита на определенные базы, при этом ставка налога возрастает от низшего разряда к высшему. Однако на границах каждого разряда налога исчисляется отдельно, и общая сумма налога определяется путем сложения сумм, исчисленных применительно к каждому разряду.

     В Казахстане такой метод применяется  при подоходном налоге с физических лиц. Здесь налогооблагаемая база (т.е. исчисленный налогооблагаемый доход) разбита на 6 разрядов, каждому из которых соответствует своя ставка, размер которой возрастает от низшего разряда к высшему. Кроме того, существует регрессивное налогообложение, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой базы. Ставка налога является элементом, определяющим предел вмешательства государства в отношении собственности, а точнее - размер отчуждаемой государством для удовлетворения общегосударственных нужд и потребностей собственности частного лица или предприятия.

     Необходимо  подчеркнуть, что значение налогов  как основного источника финансирования государства не меняет ни тип государства (социалистическое или буржуазное), ни тип экономики (основана она на частной или государственной собственности), поскольку это значение определяется следующими непреходящими экономическими факторами: во-первых, труд государственных служащих, при его общественной полезности и значимости, не создает стоимости, которая могла бы быть выражена в деньгах; в силу этого, во-вторых, государство вынуждено искать деньги на стороне и, проще говоря, отбирать их у тех, кто их зарабатывает, производя стоимость. Тип государства, как и тип экономики, может повлиять лишь на механизм налогообложения [2].

       Поскольку в XVII в. стала появляться острая нужда государств Европы в налогах, среди ученых началась дискуссия, какие налоги лучше прямые или косвенные. Этим было заложено одно из важных оснований для современной классификации налогов. По мере развития систем налогообложения изменялся характер классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие :ту или иную налоговую систему.

     При многочисленности и разнообразии налогов  классификация позволяет устанавливать  их сходство и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

     Этим  объясняется как теоретическая, так и практическая ценность классификации  налогов, т.е. разделения их на группы и подгруппы в соответствии с теми или иными признаками (основаниями) классификации.

     В первую очередь различают прямые и косвенные налоги, и в основе такого деления могут лежать различные  подходы и принципы (перелагаемость налога, способ обложения и взимания, платежеспособность). В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные связано в основном с подоходно-расходным принципом, установленным финансистами в начале XX в [5, с.113].

     1. По способу взимания различают:

     1.1 Прямые налоги которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

     1.2 Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

Информация о работе Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан