Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность налогов, виды и функции налогов, а также пути совершенствования налоговой системы РК.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налогов Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Теоретические аспекты возникновения налогов……………………………...4
1.1 История возникновения налогов……………………………………………..4
1.2 Экономическая сущность налогов и их классификация……………………6
1.3 Функции налогов…………………………………………………………….12
2 Налоговая система РК на современном этапе……………………………….14
2.1 Анализ налоговой системы РК ………………………………......................14
2.2 Основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики…….18
3 Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан…………………………………………………………...23
Заключение ………………………………………………………………………30
Список используемой литературы……………………………………………...32
Приложения……………………………………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая налоги.doc

— 517.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1 Теоретические  аспекты возникновения налогов……………………………...4

1.1 История  возникновения налогов……………………………………………..4

1.2 Экономическая сущность налогов и их классификация……………………6

1.3 Функции  налогов…………………………………………………………….12 

2 Налоговая система РК на современном этапе……………………………….14

2.1 Анализ налоговой системы РК ………………………………......................14

2.2 Основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики…….18 

3 Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан…………………………………………………………...23

Заключение  ………………………………………………………………………30

Список  используемой литературы……………………………………………...32

Приложения……………………………………………………………………...33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  данной темы заключается в том, что с приобретением независимости, как в правовой, так и в экономической сфере потребовались радикальные изменения. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система. На сегодняшний день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования.  
 Учитывая важную роль налогов в регулировании социально-экономических процессов и формировании доходной базы бюджетов разных уровней, в 1995 году возникла необходимость принятия Указа Президента, впоследствии ставшего Законом РК, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", заложившего базовую основу налоговой системы, организации специального аппарата управления и контроля за налогами.  С момента возникновения государства необходимым звеном экономических отношений в обществе являются налоги, изменение форм которых неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы.  Как мы знаем, налог носит общественный характер. Развитие общества любой общественно-экономической формации связано с необходимостью налогов в обеспечении таких общественных интересов, как: 
- социальное обеспечение населения;  
- обеспечение обороноспособности страны;   
- проведение крупномасштабных научных исследований;  
- создание общегосударственных резервов на случай непредвиденных обстоятельств; 
- обеспечение исполнения задач, заложенных в Стратегии-2030. 
 Налоговая система Казахстана должна быть достаточно эффективной, чтобы положительно влиять на развитие предпринимательства. Поддержка предпринимательства в нашей стране определена как одно из приоритетных направлений развития государства.  

     В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономически процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Денежные средства, собранные посредством налогов, дают государству возможность проводить социальную политику, в том числе оказывать материальную помощь тем слоям и группам населения, которые не в состоянии обеспечить свое существование на минимальном уровне.

     Рыночное развитие государства предполагает широкое использование налоговой политики в качестве регулятора важных сторон его жизни. Опыт разных стран показывает, что именно налоги и налоговая система являются наиболее мобильными финансовыми институтами управления экономикой. Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую и др.

     Важнейшим инструментом налоговой политики является налоговая система. Она призвана создать условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность; ограничивать социально не оправданные денежные доходы отдельных граждан; осуществлять ограничение роста цен и доходов с учетом инфляционной сбалансированности; обеспечивать рост и укрепление базы государственного бюджета.

     Цель  данной курсовой работы - раскрыть сущность налогов, виды и функции налогов, а также пути совершенствования налоговой системы РК.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-определить  экономическую сущность налогов  и их классификацию;

-рассмотреть понятие и задачи налогов Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;

-рассмотреть  основные проблемы и недостатки  налоговой системы Республики  Казахстан;

-рассмотреть  перспективы развития и пути  совершенствования налоговой системы  Республики Казахстан.

     На  сегодняшний день в налоговое законодательство внесено значительное количество изменений и дополнений, что, в основном, связано с приведением налоговой системы в соответствие с объективно обусловленным динамическим развитием экономики, возникновением новых хозяйственно-экономических взаимоотношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические аспекты  возникновения налогов

     1.1 История возникновения  налогов 

     История развития налогов проходила в  несколько этапов.   1.История возникновения и развития налогов и налогообложения в Древнем Мире (IVтыс. до н.э. - Vв.). Точный момент возникновения налогов как экономического явления науке установить пока не удалось. Однако не будет большим прегрешением перед истиной утверждение, что они возникли вместе с государством в его современном понимании. Первые появившиеся налоги носили бессистемный характер и взимались по мере необходимости (войны, крупные ирригационные и общественные стройки) в натуральной форме (продовольствием для чиновников и армии, строительными материалами, рабочей силой). В мирное время в Афинах и Римской империи налоги не взимались, а их введение обусловливалось началом ведения военных действий. Обложение налогом зависело от имущественного и семейного положения (ценза). В Древнем Египте введение налогов было связано со строительством ирригационных сооружений в дельте Нила. Сбором налогов ведали жрецы храмов. В Китае уже в Vв. до н.э. взималась натуральная подушная подать.

По мере увеличения расходов государств налоги начали взиматься в денежной форме  более регулярно и стали основным источником денежного содержания государства.

  2. История развития налогов и налогообложения в Средние века (V-XVIIвв.). Вплоть до XVIIв. в Европе налоговые системы развивались медленно и были крайне запутанными, а большинство налоговых платежей носили нерегулярный характер: они вводились, когда было необходимо покрыть целевые затраты либо когда в казне кончились деньги.

          В то же время все большее  значение постепенно приобрело  косвенное налогообложение –  акцизы, взимавшиеся, как правило,  у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Не в последнюю очередь это было связанно с экономическим процветанием в XV– первой половине XVIв. ряда европейских стран, и в первую очередь Германии. В вольных городах Европы в этот период формировались системы подоходного и цехового поимущественного (предпринимательского) налогообложения.

          При этом в большинстве стран  Европы фактически сложилась  следующая система налогообложения.  Сельское население уплачивало  феодалу подушной налог – капитицию (через откупщика). Города собирали подоходные налоги с горожан и акцизы. Затем город уплачивал фиксированную законодательным актом или договором сумму подати вассалу короля. Король время от времени изымал часть собственности (земли вместе с «источниками налогов – городами и сельским населением») у своих вассалов [1,c.18].

          Сбор налогов постепенно становится  видом предпринимательского промысла. Им занимались так называемые  откупщики – богатые буржуа, которые  выкупали право собирать установленные  налоги у государства, внося валовую сумму налога в казну еще до начала сбора. Далее, применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщики осуществляли сбор налогов с населения, с учетом, естественно, своей прибыли. Откупщикам помогали войска, поэтому сбор налогов напоминал военную компанию – с убитыми и ранеными. Такая система возникла в период феодальной раздробленности, а затем прижилась и развилась. При этом духовенство и дворянство от уплаты налогов было освобождено.

  3. История развития налогов и налогообложения в Новое время (XVII-XVIII- конец XIXв.). Новое время, как известно, связано с началом буржуазных революций, произошедших сначала в Нидерландах, а затем в Англии. Для Европы этого периода характерны бурные социальные и политические изменения, утверждение юридического равенства всех граждан в сфере частно – правовых отношений, либеральные преобразования государственного строя в большинстве государств, порождение процесса юридизации налогообложения, придания налоговым системам большей организационной стройности в результате развития идей просвещения и «естественных прав».

          В 1776 г. шотландский экономист  и философ Адам Смит в своей  работе «Исследование о природе  и причинах богатства народов»  впервые сформулировал принципы  налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначив их место в финансовой системе государства, а также указал, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства. Государства Европы способствовали развитию «налоговой идеологии», ставшей теоретической основой всеобщности налогообложения [1,c.23].

          В середине XIXв. уменьшилось число  налогов, большее значение придавалось  соблюдению юридической формы  при их введении и взимании.

  4. История развития налогов и налогообложения в Новейшее время (XX-XXIвв.). Достижения финансовой науки были опробованы и в ходе налоговых реформ, проведенных после Первой мировой войны и полностью основанных на научных принципах налогообложения.  Именно тогда в большинстве индустриально развитых стран была заложена конструкция современных налоговых систем, в которой прямые налоги, и прежде всего индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

          Однако создать приемлемую в  течение продолжительного времени  налоговую систему на основании упомянутых научных изысканий не удалось. Историю налоговых систем индустриально развитых капиталистических государств после Второй мировой войны можно охарактеризовать как эпоху непрекращающихся налоговых реформ, направленных на поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения, степени налогового воздействия на экономику, величины налогового бремени, налоговых льгот, период бурного совершенствования национального и международного налогового законодательства.

          На рубеже XX-XXIвв. в Европе начинает формироваться налоговая система Европейского сообщества. 

     1.2 Экономическая сущность налогов и их классификация 

       Любое государство может существовать лишь тогда, когда обладает собственной финансовой базой, проще говоря, имеет деньги для содержания своего аппарата и покрытия расходов, возникающих в процессе реализации им своих функции.

     Между тем, деньги являются продуктом сферы  материального производства, к которому государственная деятельность, будучи по своей природе разновидностью управленческой деятельности, не относится. Другими словами, труд конкретного государственного служащего, рассматриваемого в отдельности, как и деятельность всего государственного аппарата в целом, имея бесспорно общественно-полезный характер, не создают того продукта, выразителем стоимости которого выступают деньги.

     В силу этого государство вынуждено  искать их где-то на стороне.

     Добывает  себе государство денежные средства различными способами:

     1) в одних случаях оно использует  метод, основанный на добровольной  передаче денег от их собственника (владельца) государству, в качестве классического примера которого выступают государственные займы (как внутренние, так и внешние);

     2) в других случаях добывание  денег происходит путем их  принудительного изъятия, где  не менее классическим примером выступают налоги.

     Несмотря  на многовековую историю взимания налогов, многочисленные научные разработки по их поводу (как экономического, так  и правового порядка), вопрос о  понятии налога продолжает оставаться спорными, а имеющиеся его определения не лишены, тех или иных недостатков.

Информация о работе Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан