Налогообложение производственных организаций Республики Беларусь: анализ практики, проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание

Цель исследования: исследование теоретических и практических аспектов налогообложения производственных организаций и определение путей его совершенствования. Используемые методы исследования: метод сравнительного анализа, аналитический метод, совокупность экономико-статистических методов. В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: рассмотрены законодательные акты, Республики Беларусь, труды белорусских, российских и зарубежных ученых-экономистов. Элементами научной новизны полученных результатов являются предложения по совершенствованию налогообложения производственных организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................3
1.СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ И ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАР-СТВА………………………………………………………………………………6
2.МЕТОДИКА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ ПРОИЗВЕДСТВЫННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.................................................................................17
2.1.КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ……………………………………………………………………………… 17
2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 24
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРмИРОВАНИЯ НаЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…….. ……………… ………… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая ПО НАЛОГАМ.docx

— 160.18 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 43 с., 21 источник, 7 таблиц.

Тема «Налогообложение производственных организаций Республики Беларусь: анализ практики, проблемы и пути их решения

Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговая политика, прибыль, выручка, финансы, государство,налог на добавленную стоимость.

Объектом исследования курсовой работы является налоговая система РБ.

Предметом исследования курсовой работы является налогообложение производственных организаций.

Цель исследования: исследование теоретических и практических аспектов налогообложения производственных организаций и определение путей его совершенствования.

Используемые методы исследования: метод сравнительного анализа, аналитический метод, совокупность экономико-статистических методов.

В процессе работы проведены  следующие исследования и разработки: рассмотрены законодательные акты, Республики Беларусь, труды белорусских, российских и зарубежных ученых-экономистов.

Элементами научной новизны полученных результатов являются предложения по совершенствованию налогообложения производственных организаций.

    Областью возможного практического применения является налогообложение производственных организаций.

Экономическая эффективность и значимость работы заключается в том, что основные предложения выводы и рекомендации могут послужить основой реального применения на практике и получения видимых результатов от их внедрения, например, при разработке учетной политики организации.

Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................3

1.СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ И ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………………………6

2.МЕТОДИКА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ ПРОИЗВЕДСТВЫННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.................................................................................17

2.1.КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ……………………………………………………………………………… 17

2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ  И УПЛАТЫ НАЛОГОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ  ОРГАНИЗАЦИЯМИ ………………………………24

3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРИРОВАНИЯ НЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…….. ……………… …………  32

Заключение ………………………………………………………………….. 38

Список использованных источников ……………………………..41

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы.Тема налогообложения всегда  актуальна. В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется пристрастное внимание всех слоев населения. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.Такое внимание было и остается вполне оправданным, поскольку налоги — это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики (в сочетании с денежно-кредитными инструментами).

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общественных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. Налоги как один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны; это необходимое звено экономических отношений в обществе. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

Налоговая система Республики Беларусь – один из важнейших элементов  экономической системы государства. В условиях коренных преобразований в экономике налоговая система  испытывает двойную нагрузку. С одной  стороны, она должна стимулировать  развитие экономики, придание ей соответствующей  структуры отраслей и производства, а с другой – она испытывает постоянное воздействие со стороны  государства, нуждающегося во все возрастающих финансовых ресурсах.

 Существует непосредственная  взаимосвязь между государственными  расходами и налоговой нагрузкой  на предприятие и население.  Эффективная налоговая система  может состояться при грамотном  регулировании налоговых отношений и соответствующем требованиям времени налоговом законодательстве.

Работа любого предприятия нашей  республики происходит в динамично  меняющемся налоговом окружении. Знание специалистами бухгалтерских и  экономических служб предприятия  налогового законодательства и умение быстро реагировать на его изменения  позволяет оптимизировать не только принятие управленческих решений руководством, но и всю хозяйственную деятельность предприятия в целях:

— максимального использования предоставляемых законодательством льгот и преференций; 
— устранение потенциальной возможности получения штрафных санкций предприятием из-за непреднамеренного нарушения налогового законодательства; 
— повышения результативности хозяйственных схем взаимодействия с внешними партнерами (поставщики, покупатели, инвесторы и т. д.) за счет их изменения и оптимальной привязки к налоговому окружению. 
Все это, в конечном итоге, будет способствовать повышению экономической эффективности работы предприятия, его конкурентоспособности на рынке, стабилизации хозяйственной деятельности в условиях мирового экономического кризиса.

Объектом исследования курсовой работы является налоговая система Республики Беларусь.

Цель данной курсовой работы – исследование теоретических и практических аспектов налогообложения производственных организаций и определение путей его совершенствования.

Задачи курсовой работы:

— рассмотреть сущность налогообложения производственных организаций в Республике Беларусь;

— раскрыть методику исчисления налогов, уплачиваемыхпроизводственными организациями;

— предложить пути совершенствования налогообложения в Республике Беларусь.

Основные и исходные данные для разработки темы.Теоретической и методологической основой для написания курсовой работы послужилиНалоговый кодекс Республики Беларусь, Законы, Указы и Декреты Президента по вопросам налогообложения, материалы периодической печати, статистические данные по налоговой отчетности, ресурсы сети Internet, посвященные проблемам налогообложения организаций. Исследуемую проблему широко рассмотрели в экономической литературе следующие авторы: Заяц Н. Е., Киреева Е. Ф., Образкова Т. Б., Юткина Т. Ф. и другие.

Перечень примененных  методов исследования.В ходе исследования были использованы: метод сравнительного анализа, аналитический метод, совокупность экономико-статистических методов.

Объем и структура результатов. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Курсовая работа включает 43 с., 21 источник, 7 таблиц.

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ И ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА

 

Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент его экономической политики. Согласно Налогового кодекса Республики Беларусь «налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты» [11, ст.6 ].

Т. Ф. Юткина рассматривает налог как понятие, «интегрирующее смысл всех налоговых категориальных образований («система налогообложения», «налоговая система», «налоговое производство») в их теоретическом восприятии и в конкретно содержательных образах функционирования в государстве в определенный период времени»[22, с.44]. Для раскрытия категориального смысла понятия «налог», считает автор, следует исследовать его категориальные свойства, причем в строго определенной иерархической последовательности

Налог уплачивается в целях  финансового обеспечения деятельности государства. Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных доходов. Именно за счет налогов в преобладающей степени формируется централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обеспечения деятельности государства.

Налоги являются специфической  формой экономических отношений  государства с хозяйствующими субъектами, с различными группами населения и каждым членом общества. Эти отношения возникают в связи с перераспределением части стоимости национального дохода и образованием централизованного государственного фонда финансовых ресурсов. Указанные отношения неравноправные, односторонние. В них государство является главным, решающим действующим лицом, а плательщики налогов — пассивные исполнители. Специфичность этих отношений выражается, во-первых, в обязательном характере налогов (представляют часть национального дохода, принудительно изымаемого государством у предприятий и граждан), во-вторых, в безвозвратности (хотя значительная часть налогов расходуется на развитие народного хозяйства, социально-культурные и другие общегосударственные мероприятия, т. е. возвращаются плательщикам косвенно).

Взимание налогов производится властью государства при наличии  соответствующего налогового законодательства, т. е. в форме правовых отношений. 
Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях. Налоги выполняют, как и финансы, две функции — распределительную и контрольную. 
Посредством распределительной функции осуществляется формирование доходной части государственного бюджета, а затем направление этих доходов на финансирование различных мероприятий, связанных с реализацией государством своих функций (хозяйственно-организаторской, социальной, обороны страны и др.). В процессе осуществления этой функции реализуется стимулирующее или сдерживающее (дестимулирующее) воздействие на производственную и непроизводственную сферу общества. Достигается это посредством введения соответствующих ставок и разных льгот, исключений, преференций. 
Путем контрольной функции оценивается эффективность каждого платежа и налогового режима в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетно-налоговую политику. Контрольная функция налогов проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции налогов находятся в тесной взаимосвязи и единстве, в конечном счете они определяют эффективность налоговых отношений. 
Сегодня налоги классифицируют по многим признакам: методам установления, органам власти, в распоряжение которых они поступают; видам плательщиков и др.

Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов, у государства, по существу, нет иных методов мобилизации средств. Оно может использовать для покрытия своих ресурсов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В результате для государства существует один главный доход - налоги. В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80 - 90 % всех бюджетных поступлений в развитых странах.

Именно с помощью налогов  определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия, кроме того, налоги являются одним из определяющих факторов, влияющих на рост ВВП. Грамотно построенная налоговая система – залог экономических успехов любой страны.

Доходная часть бюджета в  Республике Беларусь формируется в основном за счет налоговых платежей. Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Состав и структуру доходной части бюджете Республики Беларусь за 2011 – 2012 гг.  рассмотрен в таблице 1.1.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1. – Состав и структура доходов бюджета за 2011-2012 гг.

 

Показатели

Годы

Отклонение

2011

2012

сумма, млн.рублей

уд.

вес, %

сумма, млн.рублей

уд. вес, %

суммы

(+/-)

уд. веса, п.п.

Налог на прибыль

2 321 941,6

6,9

4 768 203,6

5,1

2 446 262

-1,8

Налоги на товары (работы, услуги)

19 072 445,2

56,7

50 111 710,1

54

31 039 264,9

-2,7

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

7 263 913,5

21,6

25 377 834,7

27,4

18 113 921,2

5,8

Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы

1 362 378,4

4,1

3 258 530,4

3,5

1 896 152,0

-0,6

Налоговые доходы, всего

30 020 678,7

89,3

83 516 279,0

90

53 495 600,3

0,7

Неналоговые доходы, всего

3 588 017,4

10,7

9 255 014,9

10

5 666 997,5

-0,7

Всего доходов

33 611 384,9

100

92 771 972,2

100

59 160 587,3

-

Информация о работе Налогообложение производственных организаций Республики Беларусь: анализ практики, проблемы и пути их решения