Налоги как финансово-правовая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание

С появлением на земле первых государственных образований возникла необходимость в формировании материальных и финансовых источников их содержания и развития. Самым надежным и постоянным источником пополнения казны являлась дань, которая и стала одной из первых форм налога.
Налог – это элемент общественного бытия. Упоминания о налогах есть еще в философских трактатах античных мыслителей. Они трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 63.09 Кб (Скачать документ)

Налог на доходы физических лиц (гл.23 НК). Субъектами налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Предметом налога являются доходы или предметы материального мира. Налоговый период – календарный год.

Налог на прибыль организаций (гл.25 НК). Субъектами признаются российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ. Предметом налога является прибыль. Объектом налогообложения является формирование данной прибыли. Налоговый период – календарный год.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл.25.1 НК). Плательщиками сбора признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию на пользование объектами животного мира на территории РФ и объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген. Объектом налогообложения признаются объекты животного мира и водных биологических ресурсов.

Водный налог (гл.25.2 НК). Субъектами налога признаются организации и физические лица, осуществляющие и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. Предметом налога являются вода территорий и акваторий, электроэнергия, древесина. Объектом налога признается факт пользования водными объектами или факт выдачи лицензии. Налоговый период – квартал.

Государственная пошлина (гл.25.3 НК). Плательщиками пошлины признаются организации и физические лица в случае, если они: обращаются за совершением юридически значимых действий; выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемыми мировыми судьями.

Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК). Субъектами налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями недр. Предметом налога являются полезные ископаемые. Объектом является факт  добычи полезных ископаемых. Налоговый период – календарный месяц.

Региональные налоги –  налоги, которые установлены Налоговым  Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Они согласно НК РФ делятся на: транспортный налог; налог на игорный бизнес; налог на имущество организаций.

Транспортный налог (гл. 28 НК). Субъектами налога признаются лица, на которые зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Предметом налога являются транспортные средства. Объектом налога признается регистрация автотранспортного средства и право собственности, владения и распоряжения транспортным средством. Налоговый период – календарный год.

Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК). Субъектами налога признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса. Предметом налога является азартная игра – это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное между двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения по правилам, установленным организатором игорного заведения; пари – это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное между двумя или несколькими участниками между собой или с организатором игорного заведения, исход которого зависит от события, относительно которого не известно наступит оно или нет. Объект налога – игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы. Налоговый период – календарный год.

Налог на имущество организаций (гл.30 НК). Субъектами налога признаются российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ. Предмет налога – имущество, стоящее на балансе. Объект налога – право на имущество.

Местные налоги – налоги, установленные Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Они согласно НК РФ делятся на: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

Земельный налог (гл. 31 НК). Субъектами налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Предметом налога является земля. Налоговый период – календарный год.

Налог на имущество физических лиц. Субъектами налога признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого  объектом налогообложения. Налоговый период – календарный год.

VI. По способу обложения налоги делятся на: налоги с физических лиц; налоги с предприятий и организаций; смешанные налоги.

Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее  в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.).

Налоги с предприятий  и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.).

Смешанные налоги, которые  уплачивают как физические лица, так  и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог  с владельцев транспортных средств  и др.).

2.3 Классификация налогов по порядку введения налога

По порядку введения можно  выделить налоги общеобязательные и  факультативные.

Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются  на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. При  этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. К общеобязательным относятся все федеральные налоги, предусмотренные в ст. 19 закона «Об основах налоговой системы», а также налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду (ст. 20 Закона), налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (ст. 21 Закона) [18;22].

Факультативные налоги предусмотрены  основами налоговой системы, однако, непосредственно вводиться они  могут законодательными актами республик  в составе Российской Федерации  или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключение тех, которые являются общеобязательными.

Таким образом, множественность  налогов, их различное назначение и  построение делают необходимой классификацию  налогов. Основными являются следующие классификации: по экономическому признаку, административно-правовому признаку и порядку введения налога. Классификация по экономическому признаку также включает несколько классификаций налогов: по способу взимания налогов, по объекту обложения, по налоговым ставкам и т.д. Согласно НК РФ выделяют федеральные, региональные и местные налоги и сборы. К федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; водный налог; государственная пошлина; налог на добычу полезных ископаемых. К региональным налогам относятся транспортный налог; налог на игорный бизнес; налог на имущество организаций. К местным налогам - земельный налог; налог на имущество физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути оптимизации налогов в России

       Анализ  видов налогов свидетельствует,  что, являясь наиболее важным  механизмом регулирования экономики,  налоговая система России не  в полной мере соответствует  условиям рыночных отношений  и является неэффективной и неэкономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но и громоздкой, сложной и запутанной по исчислению налогов.

     Множество  льгот по видам налогов для   различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок  и  изменений, вносимых законодательными органами и ведомствами, порождает множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы субъектами налога, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, в том числе с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, что делает налоговую систему неэкономичной. Большое налоговое бремя, возлагаемое на субъектов налога, является основным мотивом ухода субъектов налога от уплаты налогов и сборов.

     Концентрация  основных сумм налоговых платежей  в  федеральном бюджете и  внебюджетных фондах не заинтересовывает  территориальные образования регионов в их экономическом развитии (развитии инфраструктуры регионов), не стимулирует процесс изъятия доходов у субъектов налога в пользу бюджета региона. Более того, само законодательство не способствует этому в той его части, что множество субъектов налога как производителей товаров уплачивают налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации юридических лиц.

Для того чтобы налоговая  система  функционировала эффективно в условиях рыночных отношений и стимулировала товаропроизводителя и труд работника, необходимо выполнить два условия: во-первых, снизить налоговое бремя за счет уменьшения числа налогов и их ставок; во-вторых, сделать  налоговую систему понятной, прозрачной, простой, доступной для субъекта налога, экономичной и простой в исчислении налогов с оптимально-минимальным штатом налоговых служащих.

Налоговая система будет  работать эффективно, если она будет  построена по принципу доходности субъекта налога и административно-территориальному принципу уплаты налогов. Это означает, что все субъекты налога, зарегистрированные или осуществляющие хозяйственную деятельность в данном территориальном образовании, уплачивают налоги в бюджет (фонд) данного образования, из которого часть средств, установленная законом, зачисляется непосредственно в бюджет (фонд) данного образования, а другая часть средств перечисляется в бюджет (фонд) вышестоящего территориального образования и далее, в федеральный бюджет. Данная схема формирования бюджетов территориальных образований позволит упростить процессы, протекающие в налоговой системе, и даст возможность территориальным образованиям объективно формировать свои бюджеты, своевременно производить выплаты организациям и гражданам, а оставшуюся часть средств направлять на развитие инфраструктуры региона [17;28].

     Анализ  системы  налогообложения России и зарубежных  стран позволяет  выявить ряд направлений совершенствования налоговой системы и разрешения проблемы в налоговой сфере, основными из которых являются, во-первых, создание экономичной и эффективной налоговой системы с упрощенной законодательной базой, охватывающей всех субъектов налога, которые несут налоговое бремя на издержки и содержание аппарата, налоговых служащих, на организацию сбора, обработку и хранение налоговой информации и установление контроля за поступлением налогов; во-вторых, создание налоговой системы с  учетом конкретно складывающихся условий и адекватной внешнеполитическим и внутренним изменениям обстановки. Регуляторами налоговой системы могут выступать: своевременная отмена или ввод в  действие новых платежей (налогов, сборов); своевременное изменение налоговой  базы и налоговых ставок в сторону  уменьшения или увеличения;     изменение соотношения различных видов налогов или их замена на группу или единый вид налога на доход, который обеспечит необходимую долю средств бюджета, используемого для решения задач, стоящих перед органом власти;    своевременное введение пропорциональных, прогрессивных, дифференцированных или регрессивных принципов налогообложения субъектов налога.

    Таким образом, чтобы налоговая система  функционировала эффективно в условиях рыночных отношений и стимулировала товаропроизводителя и труд работника, необходимо выполнить два условия: во-первых, снизить налоговое бремя за счет уменьшения числа налогов и их ставок; во-вторых, сделать  налоговую систему понятной, прозрачной, простой, доступной для субъекта налога, экономичной и простой в исчислении налогов с оптимально-минимальным штатом налоговых служащих. Но они в коей мере не разрешают противоречий в налогообложении, но они в определенной мере будут способствовать: уменьшению противоречий;    разработке оптимальной, экономичной  и достаточно эффективной налоговой  системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Информация о работе Налоги как финансово-правовая категория