Налоги как финансово-правовая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание

С появлением на земле первых государственных образований возникла необходимость в формировании материальных и финансовых источников их содержания и развития. Самым надежным и постоянным источником пополнения казны являлась дань, которая и стала одной из первых форм налога.
Налог – это элемент общественного бытия. Упоминания о налогах есть еще в философских трактатах античных мыслителей. Они трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 63.09 Кб (Скачать документ)

Распределительная функция  налогов выражает их сущность как  особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок, по мере роста величины доходов плательщика.

Регулирующая функция  налогов стала осуществляться с  тех пор, как государство начало активно участвовать в организации  хозяйственной жизни страны. Эта  функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма.

Налоговое регулирование  выполняет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую, воспроизводственного назначения.

Стимулирующая подфункция  направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений). Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, и, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Ими можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий. С их помощью можно повышать конкурентоспособность предприятий на мировом рынке, проводить протекционистскую политику. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.

Дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов.

Налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны воспроизводиться. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра – всегда. Поэтому, эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать.

Подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

Контрольная функция налогообложения  означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в  бюджет, т. е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность  для осуществления экономической  роли государства, т. е. экономической  функции налогов. В то же время, достигнутое  в результате экономического регулирования  ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству  получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов  способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее [15;41].

Применение налогов является одним из методов обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.

 С помощью налогов  определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Таким образом, налог  - это комплексная категория, которая имеет экономическое и юридическое значение. Он выступает важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях; выражает обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Элементами налога являются его объект, субъект, носитель, налоговая ставка, налоговый период, налоговый оклад, порядок исчисления и уплаты налога. Налоги выполняют фискальную, распределительную, регулирующую и контрольную функции, которые тесно взаимосвязаны между собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация налогов

2.1 Классификация налогов по экономическому признаку

I. По способу взимания налогов налоги делятся на: прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются  в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов  или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен. Среди прямых налогов выделяют: реальные прямые налоги и личные прямые налоги.

Реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.).

Личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного  дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.

Косвенные (иначе — адвалорные) налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и  услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды товаров), косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги, за исключением некоторого их числа (налог на добавленную стоимость), фискальные монополии, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства (налог с оборота в бывшем СССР), а также таможенные пошлины [19;32].

Основное отличие между  прямыми и косвенными налогами –  по месту формирования источника  выплаты налога. Если при прямом налогообложении источник формируется непосредственно у налогоплательщика, то при косвенном источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).

Другим критерием деления  налогов на прямые и косвенные  называют теоретическую возможность  переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что  окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, в то время как окончательным  плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Косвенные налоги, повышая цены товаров, ограничивают возможности расширения внутреннего рынка и экспорта товаров.

Данная классификация  хотя и общепринята, однако она отнюдь не являются абсолютной, так как прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут быть переложены на потребителя через механизм роста цен. В то же время косвенные налоги не всегда можно в полном объеме переложить на потребителя, поскольку рынок не обязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам. В частности НДС традиционно относится к косвенным налогам, но в том случае, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, НДС уменьшает прибыль производителя, т. е. становится прямым налогом.

II. По объекту обложения налоги делятся на: налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов); налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг); налоги с имущества; платеж за природные ресурсы; налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера.  

Налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов), - налог на прибыль, налог на дивиденды, налог на доходы от долевого участия в деятельности других организаций.

Налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг) – налог на добавленную стоимость, акцизы.

Налоги с имущества – налог на имущество организаций. С определенной долей условности к этой классификационной группе налогов можно отнести транспортный налог, так как транспортные средства также включаются в состав принадлежащего организации имущества, хотя непосредственным объектом обложения данным налогом выступает суммарная мощность двигателя транспортных средств.

Платеж за природные ресурсы – земельный налог, водный налог.

Налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера – государственная пошлина.

III. По способу обложения и взимания налоги делятся на: декларационные; кадастровые; у источника.

Характерной  чертой  декларационных налогов является  то,   что их выплата  производится  после  получения  дохода  и  лицом  получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

Объект кадастрового (от слова кадастр - таблица,  справочник) налога дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень   этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.  Для каждой  группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод  характерен  тем,  что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого  налога  может  служить  налог на владельцев  транспортных средств.  Он взимается по установленной ставке   от  мощности  транспортного средства, не зависимо от того, используется это  транспортное  средство  или простаивает.

Налог у источника вносится  лицом  выплачивающим  доход.  Поэтому  оплата  налога производится до получения дохода,  причем  получатель  дохода  получает  его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических  лиц.   Этот  налог  выплачивается предприятием или организацией,  на которой  работает физическое  лицо.  Т.е. до выплаты, например, заработной платы из  нее  вычитается  сумма  налога  и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

V. По налоговым ставкам налоги делятся на: прогрессивные; регрессивные; пропорциональные.

Прогрессивный налог - подоходный налог с физических лиц. Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней  и предельной налоговой ставки. Средней  ставкой  налога  называется  отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода. Предельная  налоговая  ставка – это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.

Регрессивный налог –  это налог, который в  денежном  выражении  равен  для всех плательщиков,  то  есть  составляет  большую  часть  низкого  дохода  и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги.

Пропорциональный налог  – это налог, при котором налоговая  ставка  остается неизменной,  независимо  от  стоимости  объекта  обложения.  К  такого  рода налогам,  в  частности,  относятся  налоги  на   имущество   предприятий   и физических лиц. Вне зависимости  от  различной  стоимости  имущества  разных предприятий при начислении этого налога в  России  действуют  равные  ставки налога [9;45].

 

2.2 Классификация налогов по административно – правовому признаку

Согласно данному основанию  налоги в России разделены на три вида: федеральные; региональные; местные.

Федеральные налоги – налоги, которые установлены  налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ. Они делятся согласно НК РФ на: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; водный налог; государственная пошлина; налог на добычу полезных ископаемых.

Налог на добавленную стоимость (гл.21 НК). Субъектами налога признаются организации;  индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным Кодексом РФ. Предметом налога  являются товары, работы, услуги. Объектом налога признаются следующие операции: реализация товаров на территории РФ; ввоз товаров на таможенную территорию РФ; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Акцизы (гл.22 НК). Субъектами налога признаются организации;  индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками акцизов в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным Кодексом РФ. Предметом налога согласно ст.181 НК признаются подакцизные товары. Налоговой базой при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок является конкретное количественное наполнение, а именно: объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки; стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость – по подакцизным товарам в отношении которых установлены процентные налоговые ставки; стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные налоговые ставки.

Информация о работе Налоги как финансово-правовая категория