Налоги как финансово-правовая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание

С появлением на земле первых государственных образований возникла необходимость в формировании материальных и финансовых источников их содержания и развития. Самым надежным и постоянным источником пополнения казны являлась дань, которая и стала одной из первых форм налога.
Налог – это элемент общественного бытия. Упоминания о налогах есть еще в философских трактатах античных мыслителей. Они трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 63.09 Кб (Скачать документ)

Введение

С появлением на земле первых государственных образований возникла необходимость в формировании материальных и финансовых источников их содержания и развития. Самым надежным и постоянным источником пополнения казны являлась дань, которая и стала одной из первых форм налога.

Налог – это элемент  общественного бытия. Упоминания о  налогах есть еще в философских  трактатах античных мыслителей. Они  трактовали налог как общественно  необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими.

В эпоху становления и  развития капиталистических отношений  значение налогов стала усиливаться, поскольку государству нужны были дополнительные средства для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий,  рынков сырья и сбыт готовой продукции.

С изменением роли и значения налогов в экономической системе  общества произошла эволюция во взглядах и на саму природу налога. В XX веке основной была точка зрения о том, что налог – это принудительный взнос, взимаемый государством, который идет на покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона.

В настоящее время в  Российской Федерации налоги являются обязательными, индивидуальными, безвозмездными платежами, взимаемыми государством в целях обеспечения своей деятельности с юридических и физических лиц. Зачисление их в бюджетную систему предполагает и определяет их публичный характер, т.е. направленность на общезначимые интересы соответствующего территориального уровня. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы  налоговой политике.

Ни  одно  государство  не  может  существовать  без  налогов.  За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются  финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных  органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным  служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на  социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды  и  т.д.

Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

Налоги – это не только историческое явление, существовавшее во всех обществах, но и объективно необходимое явление в любом  обществе, обеспечивающее его развитие и совершенствование.

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность налога как финансово-правовой категории и рассмотреть классификацию налогов. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, ввести элементы налога, выделить виды и функции налогов в российской экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность налога

1.1 Понятие и признаки налога

Налоги — одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения функций этих органов. С одной стороны, ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, с другой стороны, налоги — один из признаков государства.

Налог – категория комплексная, которая имеет экономическое  и юридическое значения.

Согласно ст. 8 НК РФ под  налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [3;9].

Нормативное определение  налога содержит следующие юридические  признаки: обязательность; безвозвратность и индивидуальная безвозмездность; денежный характер; публичное предназначение.

Бесспорным отличительным  признаком налогов выступает  их обязательный характер, означающий юридическую обязанность перед государством. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого гражданина. Статья 57 Конституции РФ установила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы [2;16]. Следовательно, налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения налоговой обязанности. Обязательность уплаты служит одним из главных критериев, отличающих налоги от иных видов доходов бюджетов, установленных [1;41].

 Вторым юридическим  признаком, вытекающим из нормативного  определения налога, является безвозвратность и индивидуальная безвозмездность. Законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм. Согласно действующему законодательству налоги передаются государству в собственность, и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривает никаких личных компенсаций налогоплательщику за перечисленные обязательные платежи. Поэтому выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у государства встречной обязанности по предоставлению конкретно-определенному лицу каких-либо материальных благ или совершению в его пользу каких-либо действий.

Налогоплательщик не имеет  прямой личной заинтересованности в  уплате налогов, поскольку, добросовестно уплатив налог, он не получает от государства дополнительных субъективных прав. Признак безвозвратности свидетельствует об отсутствии эквивалентного характера в имущественных отношениях, регулируемых налоговым правом.

 Вместе с тем налогоплательщик  получает от государства публичную  пользу, «общее благо», отвечающее  его частным интересам. Любой  налогоплательщик является частью социума, оформленного в качестве государства. Государство, действуя в интересах всего общества, реализует различные внутренние и внешние функции: социальную, экономическую, политическую, правоохранительную, военную и т. д. Конечный результат деятельности государства распространяется на всех членов общества независимо от тех сумм налогов, которые каждый из них уплачивает. Следовательно, уплата налога дает налогоплательщику право на равный доступ к общественным благам, поскольку государство реализует публичные функции одинаково относительно всех граждан.

 Возмездный характер  налога может проявиться только  в процессе распределения публичных денежных средств, т. е. в рамках бюджетных отношений.

Налог взимается посредством  отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления. В современных условиях все налоговые платежи уплачиваются только в денежной форме. Отчуждение в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается.

 Налог уплачивается  из денежных средств, принадлежащих  налогоплательщику. Уплата налога производится в наличной или безналичной формах в валюте Российской Федерации. В исключительных случаях иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

И последним юридическим  признаком налога является его публичное предназначение. С древнейших времен налоги взимаются для финансового обеспечения деятельности государства и его органов. Современные государства для пополнения своей казны используют и другие виды поступлений и платежей. Но на первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги. В России налоговые платежи составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

При определении экономической  природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налога характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

Отчуждение собственности  в результате налоговых отношений  происходит в денежной форме, однако при этом отчуждается часть денежного дохода, полученного от реализации товаров, подлежащих обложению налогом или иной собственности, которая служит основой экономических отношений. Таким образом, категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и органами власти – с другой.

 

1.2 Элементы налога

Налог считается установленным  лишь в  том случае, когда определены элементы налога.

     В налогах, как финансово-экономической категории, можно выделить ряд элементов, без которых налог не может считаться установленным. Они отражают его социально-экономическую сущность, которая определяет условия налогообложения, организацию, порядок исчисления и изъятия налога [5;59].

     Элементами налога являются: субъект; носитель налога; объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; источник налога; налоговая ставка; единица налога; налоговый оклад; налоговая квота; налоговая льгота; порядок исчисления налога; порядок уплаты налога.

     Субъект - организация и физическое лицо, на которое в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать  налоги.

     Носитель налога – физическое или юридическое лицо, уплачивающее налог субъекту налога, а не государству.

     Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

     Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

     Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

     Источник налога - доход субъекта налога или носителя налога, из которого вносится налог в бюджет.

     Налоговая ставка - размер налога или величина налогового исчисления на единицу измерения налоговой базы.

     Единица обложения (налога) - единица измерения объекта налога, принятая за основу для начисления оклада налога и выраженная в рублях, тоннах, килограммах, квадратных метрах и других единицах измерения.

     Налоговый оклад - сумма налога, исчисляемая на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в соответствующий бюджет.

     Налоговая квота – доля оклада налога в источнике налога. Она может быть исчислена по конкретному налогу, а также в целом по субъекту налога.

     Налоговая льгота - предоставляемая отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренная законодательством о налогах преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

     Порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

     Порядок  уплаты налога. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

     Элементы  налога  составляют структуру налога, которая  характеризуется зависимостью экономики (бюджета) от налогов на различные виды доходов; влиянием налогов (сборов) на доходы субъектов налога; зависимостью колебания цен на товары (продукты) от налогов (сборов); зависимостью колебания самих налогов (налоговых ставок) от изменения  параметров элементов налога и т. д.

 

1.3 Функции налогов

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов  показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов [12;55].

Выделяют четыре функции  налогов: фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную.

Фискальная функция –  собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция является основной функцией налогов. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

Информация о работе Налоги как финансово-правовая категория