Налоги и налоговая система в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги, и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Подводя итог вышесказанному, не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных для будущих специалистов финансовой сферы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

1.Налоговая система как часть экономической системы общества…….5
Экономическая сущность налоговой системы……………………….5
Организационная структура налоговой системы………………….. 10
2.Экономическая роль налогов. Их виды………………………………. 18
3.Особенности налоговой системы в Российской Федерации…………28
Заключение………………………………………………………………..34

Литература…………………………….…………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система.Курсовая.doc

— 165.00 Кб (Скачать документ)

      Все налоговые преобразования, естественно, увязываются с Налоговым кодексом РФ. Но его оценка у авторов часто  противоречива. «Кодекс представляет собой несовершенный, полный недоразумений и различного рода коллизий документ, который с самого начала нуждался и сегодня нуждается в серьезной доработке»11. Действительно, в каждую четвертую статью вносились поправки, среди них – связанные с основополагающими моментами. Налоговый кодекс должен быть законом прямого действия, однако он содержит ряд расплывчатых понятий, таких как «разумная цена», «нормальная прибыль» и т.д. Для того чтобы каждая глава Кодекса имела прямое действие, она должна отвечать буквально на любой вопрос, с которым могут столкнуться в практике налогообложения и налогоплательщик, и контрольный орган.

      В большинстве стран мира налоговые  отчеты основываются на сведениях, предоставляемых налогоплательщиками Достоверность таких финансовых отчетов достаточно сложно подтвердить как налоговым органам, так и аудиторам. Поэтому для небольших российских компаний было бы целесообразно перейти на принцип прямого обложения материальных объектов, поскольку их сложно скрыть от контроля. Эта мера позволит отойти от принятого метода уплаты налога — декларирования доходов и перейти на такие принципы обложения, которые не будут зависеть от финансовых отчетов налогоплательщика.

      Подобная  реформа затронет не всех налогоплательщиков, а только те организации, где итоговое администрирование затруднено. Это, в первую очередь, относится к малым предприятиям и вновь образуемым компаниям. В крупных предприятиях уже существует достаточно эффективный административный и финансовый контроль, поэтому коренное изменение существующей системы налогообложения, построенной на финансовой отчетности налогоплательщика, нецелесообразно.

      Первый  шаг на этом пути уже сделан – в 1998 г. Был введен единый налог на вмененный доход. Величина данного налога определяется такими объективными показателями как местонахождение предприятия, ассортимент реализуемой продукции, торговая площадь и т.п. Введение этого налога нередко подвергается критике. Так поправочные коэффициенты, разработанные в каждом субъекте федерации, не всегда позволяют дифференцировать предприятия по уровню их потенциального дохода. Отсюда возникают определенные трудности — многие предприниматели вынуждены закрывать свои фирмы, а небольшие прибыльные предприятия пользуются льготной системой налогообложения. В результате снижается предпринимательская активность, ухудшается положение на рынке труда.

      Налоговая система Российской Федерации отличается высоким уровнем налогообложения юридических лиц, в то время как физические лица платят налоги по заниженным ставкам. В принятой части второй Налогового кодекса порядок налогообложения в этом отношении принципиально не изменится. К примеру, введение единого социального налога12 не сопровождается существенным понижением социальных взносов, взимаемых с фонда оплаты труда. Полностью отменен налог в пенсионный фонд взимаемый с работающих. Представляется правильным сокращение социальных взносов, уплачиваемых работодателем, при одновременном увеличении ставок налогов, взимаемых с работников, по аналогии с системой налогообложения США. Таким образом, с введением единого социального налога не только сокращается налоговое бремя, но происходит упрощение для предприятий процедуры налогообложения и его контроля.

      В тоже время нельзя не отметить ряд позитивных изменений в налогообложении, связанных с принятием второй части НК. Отменены налоги с оборота – на пользователей автодорог и на содержание жилищно-коммунальной сферы, поскольку существование этих налогов оказывает негативное воздействие на финансовое положение организации. Однако это положение в полной мере будет применяться лишь с 1 января 2003 года, а до этого времени сохраняются взносы в дорожные фонды в размере 1 % от выручки, полученной от реализации продукции (1 % от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности). При этом сумма налога полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды, что является следствием достигнутого политического компромисса между федеральной властью и регионами.

      «Обложение  доходов всех физических лиц по ставке 13%, прописанное в главе 23 второй части Налогового кодекса – это  способ защиты фискальных интересов  государства, попытка вытащить на «свет» денежные доходы богатых налогоплательщиков. Только ежегодный недобор подоходного налога оценивается примерно 80 млрд. руб. Поставлена задача «вытащить из тени» зарплату, которую на предприятиях выдают без обложения подоходным налогом»13. По различным оценкам, 98% плательщиков этого налога уплачивают его по минимальной ставке14.

      Увеличены акцизы на бензин, однако эта мера носит незавершенный характер. Сокращение государственного регулирования ценовой политики отраслей естественных монополий и ограничение финансирования коммунальных услуг для населения, позволило бы ввести акцизы на энергетические ресурсы. Введение акцизов означало бы, что налогами будут облагаться не результаты труда, а ресурсы. Кроме того, часть функций налогового контроля перейдет к энергетическим компаниям, обладающим современными средствами контроля над потребителем.

      Более высокие ставки налогов следует  применять к видам деятельности, требующей государственной регистрации – юридические сделки с недвижимостью, транспортными средствами и т.п. Серьезный резерв заложен в повышении ставок налога на имущество с физических лиц. При этом важное значение имеет определение базы налогообложения. Так базой налога на недвижимое имущество должна являться рыночная или страховая стоимость, а не стоимость, обозначенная в БТИ. При незаконченном строительстве объектов целесообразно взимать налог пропорционально степени готовности объекта.

      Существенный  резерв заложен в обложении НДС  импорта услуг, что позволит бюджету  получить дополнительно 20 млрд. долл.

      Представляется целесообразным ввести новый вид платежа с целью сокращения нелегального вывоза капитала за рубеж. Это возможно осуществить, применяя следующую схему при вывозе денежных средств и ценностей – взимать налоговый платеж, который будет возмещаться плательщику пропорционально стоимости, возвращенной в Россию.

      Реформа налоговой системы не может не затронуть принципы зачисления налогов  в бюджетную систему России. Региональные бюджеты должны формироваться из закрепленных за ними доходов так, чтобы органы власти всех уровней были заинтересованы в расширении налоговой базы и повышении собираемости налогов. Для реализации этой идеи трансферты из вышестоящих бюджетов должны определяться не дефицитом бюджета, а уровнем экономического развития региона. Отказ от практики распределения одного налога между бюджетами разных уровней отвечает принципам федерализма.

      Таким образом, налоговая реформа, учитывающая  перечисленные предложения, способствовала бы улучшению инвестиционного климата, повышению конкурентоспособности отечественных товаров, позволила бы создать предпосылки для ускоренного экономического развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение
 

      Общество  вступило в период, когда существенно  изменилась роль важнейшего элемента государственной политики – налогов. Если под экономикой понимать рыночную, свободную экономику, а под властью - демократическую власть, то их взаимоотношения могут строиться только на правовой основе. Такие правовые нормы материальных взаимоотношений между правительством и обществом выражаются в налогах.

      Сегодня налоги становятся не только главным  источников доходов, но и инструментом радикальных общественных преобразований, принимая на себя функции регулирования  производства, обеспечение социальных гарантий, создания материальной основы суверенитета государства и местного самоуправления. Этим определяется смысл и основные направления налоговых реформ.

      Налоговые системы в ведущих странах  запада сейчас достигли, возможно, пика своего развития. В прошлом налоги бывали и более высокими и более  многочисленными, но никогда в истории они не составляли столь мощную и всеобъемлющую структуру. В отличие от тех времен, когда налоги определялись по числу дымовых труб в доме или по головам скота, сейчас  в правилах исчисления и уплаты налогов нельзя разобраться без специальной подготовки.

      Налоговые органы практически всех стран вооружились  мощными компьютерами и содержат специальные службы налоговых расследований, сторону налогоплательщиков представляют квалифицированные юристы и бухгалтеры, разрабатывающие особые схемы и целые программы минимизации налогов и обхода налоговых законов.

      На  западе сейчас обсуждается ряд интересных проектов упрощения системы налогообложения  вплоть до перехода к системе единого  налога на расходы, при которой обложению  будут подвергаться только потребительские расходы граждан, а все виды накоплений и инвестиций (и граждан, и предприятий) получат полную свободу от налогов как общественно полезные и поддерживаемые государством. Однако на пути этих проектов еще остается слишком много препятствий как административно-технического, так и психологического характера.

      Учитывая  вышесказанное, следует упомянуть  о появлении такого параметра  при оценке позиции страны на мировом  рынке, как налоговая конкурентоспособность.

      Россия  пока отстает от других стран по этому параметру. Достаточным доказательством этому является отток национального капитала за рубеж и низкий встречный приток иностранного капитала.

      В результате своей налоговой политики Россия не только теряет позиции на мировом рынке, но и фактически блокирует создание нормальных рыночных отношений в собственной экономике.

      Все налоговые преобразования, ведущиеся  в Российской Федерации на данном этапе, связаны с введением в  действие Налогового кодекса Российской Федерации. Этот документ привнес некоторые усовершенствования в налоговую систему России, но все еще нуждается в доработках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЛИТЕРАТУРА
 
      
  1. Астапов К.Л. О реформе налоговой политики // Финансы – 2000 – №10 – с.29.
  2. Гаджиев Р.Г. О соотношении прямого и косвенного налогообложения // Финансы – 2000 – № 5.
  3. Демчук Н. Теория налогов и некоторые практические аспекты ее применения // Международный сельскохозяйственный журнал – 1999 – № 4.
  4. Дуканич Л.В. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 1997.
  5. Караваева И.В. Направления и причины современных налоговых реформ // Финансы – 2000 – № 10 – с.26.
  6. Конищева Т. Налоговая революция: замысел и поправочки // Российская газета – 2000 – 10 июня.
  7. Лобанов Г. Налоговая система должна быть справедливой // Экономика и жизнь – 2000 – Февраль (№ 5).
  8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.– Т.4.
  9. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – М.: ИНФРА–М, 1999.
  10. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов /Под ред. И.Г.Русаковой, В.А.Кашина, А.В.Толкушкина и др. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
  11. Налоги: Учебное пособие. /Под ред. Черника Д.Г., Алексеева В.Н. и др. – М.: Финансы и статистика, 1998.
  12. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Проспект, 2001.
  13. Нестеров В.В. Сущность налога, его общественное значение // Налоговый вестник – 2000 – № 2 – с. 18.
  14. Общая экономическая теория (политическая экономия)/Под. ред. Г.А.Шагиняна. – Ростов-на-Дону: РГЭА, 1996.
  15. Пансков В. Идет ли в России налоговая реформа? // Российский экономический журнал. – 2000 – № 11/12 – с.22.
  16. Пушкарева В.М. Либеральный поворот налоговой политики в России. //Финансы, 2000 – № 1. – с. 24
  17. Смит А. Исследование о природе и причинах богатств народов. Т.2.– М.: Соцэкгиз, 1935.
  18. Суслов Д.А. Налоговая система в социально-политических отношениях современной России // Социально-гуманитарные знания – 2000 – № 2 – с.199.
  19. Финансовое право: Учебник. – М.: БЕК, 1997.
  20. Финансы, 2000 – № 8 – с. 4.
  21. Черник Д.Г. Экономическое развитие и налоги // Финансы – 2000 – №3.
  22. Шушанян Н.Р. Конфликты в российской налоговой сфере // ЭКО – 2000 – № 10 – с.78.
  23. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА–М, 2000.
  24. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. – М.: Финансы и статистика, 1995.

Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике