Налоги и налоговая система в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги, и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Подводя итог вышесказанному, не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных для будущих специалистов финансовой сферы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

1.Налоговая система как часть экономической системы общества…….5
Экономическая сущность налоговой системы……………………….5
Организационная структура налоговой системы………………….. 10
2.Экономическая роль налогов. Их виды………………………………. 18
3.Особенности налоговой системы в Российской Федерации…………28
Заключение………………………………………………………………..34

Литература…………………………….…………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система.Курсовая.doc

— 165.00 Кб (Скачать документ)

      Классификация налогов на прямые и косвенные исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров. Прямые налоги – это налоги на собственность и доход. Косвенные – налоги, падающие на обращение и потребление.

        К числу прямых налогов относятся:  налоги на доходы и имущество:  подоходный налог и налог на  прибыль корпораций (фирм);  на  социальное страхование и на  фонд заработной платы и рабочую  силу (так называемые социальные  налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

      Косвенные налоги – налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или  услуги);  на  наследство;  на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично  или  полностью переносятся на цену товара или услуги. Косвенные налоги разнообразнее прямых, так как спектр несхожих между собой объектов налогообложения достаточно широк.

      Прямые  налоги трудно перенести на потребителя.  Из них легче всего дело обстоит  с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

      Косвенные налоги  переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые  этими  налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

      В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов  может  привести к сокращению потребления, а при  высокой  эластичности  предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

      Анализ  отдельных видов налогов в  совокупных налоговых поступлениях свидетельствует о том, что в  экономически развитых странах ведущую  роль играют прямые налоги, в странах  с умеренным уровнем экономического развития наиболее высок удельный вес налоговых поступлений от обложения товаров и услуг8.

      Налоги  могут быть классифицированы по объектам налогообложения:

      1) взимаемые от дохода, выручки от продаж, налог на прибыль, налог на дивиденды, налог на доходы от долевого участия в деятельности других предприятий и организаций;

      2) налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг), — налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор за использование наименования «Россия»;

      3)имущественные  налог на имущество предприятий. С определенной долей условности к этой классификационной группе налогов можно отнести налог с владельцев транспортных средств, так как транспортные средства также включаются в состав принадлежащего предприятию имущества, хотя непосредственным объектом обложения данным налогом выступает суммарная мощность двигателя транспортных средств, а также налог на приобретение транспортных средств, непосредственным объектом налогообложения которого выступает стоимость приобретаемого имущества –транспортного средства;

      4) ресурсные или рентного характера – земельный налог и арендная плата за землю, плата за воду, лесной доход;

      А также:

      5) налоги с фонда оплаты труда — налог на нужды образовательных учреждений, транспортный налог, сбор на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели;

      6) налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат, — налоги на рекламу;

      7) налоги на определенный вид финансовых операций — налоги на операции с ценными бумагами;

      8) налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера — государственная пошлина.

      Бюджетное устройство государства определяет организацию бюджетной системы, включающую целостную совокупность бюджетов всех уровней. В федеративном государстве, (США, ФРГ, России и др.) как уже было отмечено, бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. Исходя из критерия многоуровневости бюджетной системы, в которой аккумулируются налоговые доходы государства, в налоговом законодательстве широкое распространение получила статусная классификация налогов. В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы9: 1) федеральные налоги и сборы; 2) налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы); 3) местные налоги и сборы.

  1. К федеральным налогам и сборам относятся:
  2. налог на добавленную стоимость;
  3. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  4. налог на прибыль (доход) организаций;
  5. налог на доходы от капитала;
  6. подоходный налог с физических лиц;
  7. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
  8. государственная пошлина;
  9. таможенная пошлина и таможенные сборы;
  10. налог на пользование недрами;
  11. налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  12. налог на дополнительный доход то добычи углеводородов;
  13. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  14. лесной налог;
  15. водный налог;
  16. экологический налог;
  17. федеральные лицензионные сборы.
  18. К региональным налогам и сборам относятся:
  19. налог на имущество организаций;
  20. налог на недвижимость;
  21. дорожный налог;
  22. транспортный налог;
  23. налог с продаж;
  24. налог на игорный бизнес;
  25. региональные лицензионные сборы.
  26. К местным налогам и сборам относятся:
  27. земельный налог;
  28. налог на имущество физических лиц;
  29. налог на рекламу;
  30. налог на наследование или дарение;
  31. местные лицензионные сборы.

      Различают также маркированные и немаркированные налоги. Увязка налога с конкретным видом общественных благ, создаваемых за его счет, называется маркировкой налога. Соответственно, маркированным налогом называется налог, имеющий целевой характер, что означает, что соответствующие поступления не могут расходоваться не на какие другие цели, кроме той, ради которой он был введен. Примером могут служить отчисления во внебюджетный пенсионный фонд, сборы на благоустройство территории, содержание органов правопорядка и др. Прочие налоги являются немаркированными. Средства, поступившие от изъятия немаркированных налогов, могут использоваться для решения разнообразных задач по усмотрению государства или иных уполномоченных на то органов (примером немаркированных налогов могут служить: налог на прибыль юридических лиц, НДС, акцизы и другие).

      Преимуществом немаркированных налогов является то, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственным органам не меняя налоговой системы, перераспределять поступающие средства между меняющимися направлениями их расходования. Оборотной стороной гибкости выступает ослабление зависимости бюджетной политики от потребительских предпочтений населения. Тем не менее немаркированные налоги доминируют в современных налоговых системах особенно на федеральном уровне.

      Классификация налогов необходима для универсализации налогообложения, приведения его в соответствие с мировыми стандартами для осуществления сопоставительного анализа.

 

      3.Особенности налоговой системы в Российской Федерации 

      Налоговая политика является одной из основных составляющих государственного воздействия на экономику. Современное налогообложение как основной метод мобилизации финансовых ресурсов возникло в результате длительной эволюции государственного устройства. Развитие и изменение форм государственного устройства, как правило, сопровождалось преобразованием налоговой системы. Общепризнанные основы цивилизованного налогообложения сложились сравнительно недавно. Так, подоходный налог и налог на прибыль корпораций получили достаточно позднее развитие из-за сложности взимания налогов с доходов.

      В условиях существовавшего на протяжении десятилетий в бывшем СССР директивного руководства экономикой распределительную  и фискальную функцию выполняла  система централизованного распределения  ресурсов, которая была ориентирована, главным образом, на обеспечение государственных доходов и обеспечение поддержки нерентабельным производствам за счет высокорентабельных. Это ограничивало возможности роста рентабельных предприятий, освобождало слабые предприятия от необходимости совершенствовать производство, повышать его эффективность, проводить активную рыночную политику, что, в конечном счете, сдерживало структурную перестройку и тормозило развитие страны.

      Экономические и политические преобразования в  России поставили перед высшими органами власти задачу формирования налоговой системы, которая была бы адекватна рыночной экономике, в полной мере отражала бы федеративный тип российского государства.

      Основы  действующей в настоящее время  российской налоговой системы были заложены в начале 90-х годов. Здесь можно выделить 5 этапов формирования.

  1. 1992 – 1993 гг. – годы налоговых реформ, адаптации и апробации налогового законодательства;
  2. 1994 – 1 половина 1998 гг. – годы совершенствования налоговой системы;
  3. 2 половина 1998 – 1999 гг. – период налоговой реформы;
  4. 2000г. – год совершенствования налоговой системы;
  5. 1 января 2001 г. – новый этап налоговой реформы.

        Неоднократно предпринимались попытки  улучшить собираемость налогов как посредством ужесточения налогового контроля, так и "латанием дыр" в законодательстве с целью ограничения возможностей использования схем ухода от налогов. Однако все эти меры давали лишь кратковременный результат. Это доказывает, что экономика находится в таком состоянии, когда повышение налогов приводит только к сокращению налогооблагаемой базы. Без коренного реформирования налоговой системы выход российской экономики на траекторию устойчивого роста будет затруднен.

      Современная российская налоговая система до сих пор оказывала угнетающее воздействие на производственный сектор экономики. Многие предприятия вынуждены были использовать различные нелегальные схемы ухода от налогов, связанные с обращением наличных денег. В условиях налогового подавления производства льготы предоставляются зачастую отдельным предприятиям вне системы государственных приоритетов. Такие льготы были обусловлены не условиями хозяйствования конкретной отрасли, а силой лоббирования интересов отдельных налогоплательщиков. Региональные власти при предоставлении льгот не просчитывают экономический эффект – получит ли в дальнейшем бюджет дополнительные доходы, позволяющие компенсировать предоставленные ранее налоговые льготы

      Подобная  ситуация воспроизводит неравные условия для экономических агентов. Одни находятся в теневом секторе, другие выколачивают налоговые льготы, а честные налогоплательщики несут на себе основную тяжесть налогообложения. Налоги создавали предпосылки для увеличения затрат (применение схем обналичивания денежных средств), не способствовали росту эффективности организаций. Такая система подрывала стимулы к честному бизнесу и снижала конкурентоспособность легального сектора экономики

      Тем не менее, несмотря на недостатки существующей налоговой системы, в 1999 г рост ВВП в России превысил 3%, рост промышленного производства — 7%. Предложенная Правительством Российской Федерации программа развития России предполагает, что рост ВВП до 2010 г. составит не менее 6% ежегодно и далее стабилизируется на уровне 4-7% в год10. Можно предположить, что дальнейшая работа над Налоговым кодексом обеспечит такую налоговую среду, которая позволит нашей экономике достичь более высоких показателей темпов роста.

Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике