Налоги и налоговая система в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги, и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Подводя итог вышесказанному, не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных для будущих специалистов финансовой сферы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

1.Налоговая система как часть экономической системы общества…….5
Экономическая сущность налоговой системы……………………….5
Организационная структура налоговой системы………………….. 10
2.Экономическая роль налогов. Их виды………………………………. 18
3.Особенности налоговой системы в Российской Федерации…………28
Заключение………………………………………………………………..34

Литература…………………………….…………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система.Курсовая.doc

— 165.00 Кб (Скачать документ)

      Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего  продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

  • работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход:
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

      За  счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

      А. Смит в своем классическом сочинении  «Исследование о природе и  причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Подданные государства, отмечал его российский последователь Н. И. Тургенев, должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

      Перечисленные принципы налогообложения учитывались  и при формировании налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Од основах налоговой системы Российской Федерации». Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения, корректирующие механизм налогообложения и структуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом». 

      1.2.Организационная  структура налоговой  системы 

      Для успешной реализации экономического назначения налогов каждая экономическая система  в лице государства и его соответствующих институтов формируют налоговую систему. Под налоговой системой понимается совокупность законодательно предусмотренных налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены уплаты и взимания, а также ответственности за уклонение от налогов. В налоговой системе устанавливаются такие ее обязательные элементы:

  1. виды налогов с обязательным указанием налогоплательщиков по каждому налогу, объекта налогообложения, налоговой базы, налоговой ставки, а также порядка и сроков уплаты налога;
  2. источники налогов;
  3. принципы взыскания налогов;
  4. уровни изъятия налогов.

      По  набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям  различных уровней власти, налоговой  базе, сфере действия, льготам эти  системы существенно отличаются друг от друга и кажутся на первый взгляд несравнимыми. Однако при более тщательном анализе можно выявить две главные общие черты:

        Постоянный конкретный поиск  путей увеличения налоговых доходов  государства; 

      2. Построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической теории о равенстве, справедливости и эффективности налогообложения.

      Первая  из этих черт реализуется в форме  широкомасштабных или частичных  налоговых реформ, введением новых  налогов, изменением налоговой базы, соотношением различных видов налогов, манипуляциями с прогрессивным и пропорциональным обложением, перераспределением налогового бремени и т.п.

      Что касается второй черты, то принципы построения налоговых систем в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности правительства той или иной экономической теории. Тем не менее эти принципы носят всеобщий характер, хотя и имеют в разных странах отличительные черты, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений. В целом эти принципы можно представить следующим образом. 

      Налоги  и сборы, носящие налоговый характер, от заемных средств изымаются государством у налогоплательщиков без каких либо обязательств перед ними. Поэтому налоги носят принудительный и обязательный характер. Различия в налогах зависят от характера облагаемых  доходов и расходов, природа этих доходов и расходов  лежит в основе классификации налогов. Налоги могут взиматься:

      1. На рынке товаров и факторов  производства (труда, земли и капитала);

      2. С домашних хозяйств или компаний;

      3. С источника доходов или со  статьи расходов;

      Налоги  в развитых странах (за редким исключением) принимают под разными названиями следующие основные формы:

      - подоходный налог с физических лиц;

      - подоходный налог с юридических лиц налог на добавленную стоимость;

      - налог с оборота;

      - взносы в фонд социального страхования;

      - особые виды налогов на потребление.

      За  рамки этих налогов, основанных на обложении  потоков доходов и расходов, возникающих  в процессе производства и обращения  товаров, выходят лишь налоги базирующиеся на обложении накопленного богатства. Их основные виды: поимущественный налог и налог на наследства и дарения.

      Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических, и социальных условий. Естественно, они не оптимальны, что дало повод экономистам и социологам разработать ряд требований для создания оптимальной системы. Наиболее важные из них следующие:

  • распределение налогового бремени должно быть равным, или иными словами, каждый должен вносить свою “справедливую” долю в государственные доходы;
  • налоги должны по возможности не оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений, или такое влияние должно быть минимальным (принцип нейтральности налогообложения);
  • налоговая система должна быть экономически гибкой, т.е. способной адекватно реагировать на динамику макроэкономических процессов;
  • при использовании налоговой политики для достижения социально-политических целей необходимо свести к минимуму нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения;
  • налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста  страны;
  • налоговая система должна быть справедливой, не допускать произвольного толкования, быть понятой налогоплательщиком;
  • административные издержки по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

      Принцип равенства и справедливости обложения  – основной при построении налоговой  системы. Существуют два подхода  к его реализации в зависимости:

  1. от получаемых налогоплательщиком выгод от государства;
  2. от платежеспособности плательщиков.

      Согласно  первому  подходу, справедливой налоговой  системой считается та, при  которой  налоги, уплачиваемые налогоплательщиками, соответствуют выгодам, которые они получают от услуг государства, т.е. справедливость налогообложения системы зависит от структуры государственных расходов.

      Второй  подход основывается на принципе “способности платить”, согласно которому налоговая  проблема рассматривается сама по себе независимо от политики государственных  расходов, т.е. при данной потребности в налоговых доходах каждый налогоплательщик должен внести свою долю в зависимости от способности платить.

      Ни  один из этих подходов не является удовлетворительным или легко осуществимым на практике, оба имеют преимущества и недостатки, и, как правило, каждая налоговая система содержит элементы обоих подходов.

      Рассмотренные выше критерии не в полной мере согласуются  между собой. Так, налог, привлекательный  с точки зрения одного критерия, может быть неудовлетворительным по другому. Тем не менее, принимая во внимание все выдвинутые критерии, удается выбрать приемлемые компромиссные налоговые системы.

      Не  менее сложную проблему при построении налоговых систем представляет учет перераспределения последствий от применения различных налогов. Эти последствия зависят от способа взимания налога, структуры налоговых ставок, определения налоговой базы и сферы действия налога. Реакция экономики страны на налоговую систему в свою очередь зависит от условий спроса и предложения, структуры рынков и периода адаптации к новым налоговым условиям. Налоговые изменения приводят к изменениям в ценах, что оказывает влияние на доходы и расходы налогоплательщиков, распределения налогового бремени.

      Существенным моментом при оценке эффективности налоговой системы страны является также учет административных издержек и затрат налогоплательщиков на соблюдение налогового законодательства. Как правило административные издержки составляют небольшую долю в налоговых доходах государства,  а затраты налогоплательщиков значительно превышают административные издержки.

      Существенное  значение имеют следующие замечания:

      - универсальный (всеобщий) налог на  потребление не оказывает влияния  на выбор товаров, акцизы же  такое влияние оказывают;

      - подоходный налог влияет на  выбор между настоящим и будущим  потреблением, а универсальный налог  на потребление такого влияния  не оказывает;

      - частичный налог на доходы  от капиталов нарушает инвестиционный  процесс;

      - при росте налоговых ставок эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, а затем начинает снижаться;

      - издержки прогрессивного подоходного  обложения значительно выше, чем  издержки пропорционального обложения;

      - выбор между налогами является, как правило, взвешенным компромиссом между эффективностью налоговой системы и ее справедливостью с точки зрения распределения налогового бремени;

      - распределительную систему можно  сделать оптимальной, применяя  налогообложение товаров,  связанных  с досугом и потребляемых лицами с высокими доходами, с одной стороны, и субсидированием товаров, потребляемых обычно лицами с низкими доходами, для которых эти товары являются заменителем досуга, - с другой стороны.

      Общие принципы построения налоговых систем находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.

      Субъекты  налога выступают либо в виде налогоплательщика (физического и юридического лица), несущего юридическую ответственность за уплату налога, либо в виде носителя налога или конечного налогоплательщика, который формально не несет юридической ответственности, но является фактическим плательщиком через законодательно установленную систему переложения налога.

      Объектами налогообложения выступают:

  • прибыль (доход);
  • стоимость определенных товаров;
  • добавленная стоимость продукции, работ, услуг;
  • имущество юридических и физических лиц;
  • передача имущества (дарение, наследование);
  • операции с ценными бумагами;
  • отдельные виды деятельности;
  • другие объекты, установленные законом.

      Один  и тот же объект облагается налогом  данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год)

      Объект  обложения неразрывно связан с источником налога – валовым национальным доходом (ВНД), т. к. все предметы обложения представляют собой ту или иную форму реализации национального дохода. ВНД образует первичные доходы участников общественного производства: доход, получаемый от труда (заработная плата); доход, получаемый с капитала (прибыль). Эти формы дохода, а также доходы, получаемые налогоплательщиками в результате процесса перераспределения денежных доходов (рента, дивиденды, проценты по вкладам и т.п.) выступают в качестве конкретных источников налоговых платежей. «…Все налоги и всякий основанный на них доход – все оклады, пенсии, ежегодные рентные доходы всякого рода – в конечном счете получаются из того или другого из этих трех первоначальных источников дохода и выплачиваются непосредственно из заработной платы, из прибыли с капитала или ренты с земли»3.

Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике