Налоги и их виды. Налоговая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 16:37, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование сложившейся на настоящий момент налоговой системы как средства государственного регулирования экономики, определение проблем развития и попытка обозначения направлений дальнейшего развития налоговой системы.
Достижение поставленной цели осуществляется путём решения следующих задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты налогообложения, обозначить и охарактеризовать существующие налоги;
2) изучить принципы построения и структуру современной налоговой системы России;
3) определить проблемы развития налоговой системы России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ....……………………….………5
1.1 Сущность, принципы и функции налогов………………………………………….……..5
1.2 Основные элементы налогов. Виды налогов……………………………………….……..9
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ
И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ………………………....15
2.1 Принципы построения и структура налоговой системы России ………………………15
2.2 Проблемы развития налоговой системы России………………...………………….……17
2.3 Пути совершенствования налоговой системы России………………………………......22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………....….31

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.Налоги и их виды. Налоговая система государства..docx

— 109.47 Кб (Скачать документ)

г) Система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров (Австралия, Италия, Финляндия).

  3) Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично — их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.

   4) Поимущественные налоги - это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах такие налоги включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

   5) Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РОССИИ

 

   Налоговая система России с конца 90х годов ХХ века практически создается заново, поэтому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Более того, конкретные размеры налогов меняются, и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, т.к. налоги - гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Система налогообложения должна опираться на достижения науки и опыт зарубежных стран, строиться на сходных принципах в соответствующей ситуации.

 

 

2.1 Принципы построения и структура налоговой системы РФ

      Налогообложение строится на своих собственных основных началах, т.е. принципах. В силу специфики сферы налогообложения оно обладает как экономическими, так и юридическими принципами. К экономическим принципам можно отнести:

   1) принцип справедливости налогообложения;

   2) принцип соразмерности взимаемых государством платежей и доходов налогоплательщиков (плательщиков сборов);

   3) принцип определенности и удобности налогообложения, который включает в себя учет государством интересов налогоплательщиков;

   4) принцип экономичности, т.е. сокращения издержек налогообложения.

   Юридические принципы налогообложения - это общие и специальные принципы налогового права. Основные принципы налогового права закреплены в ст. 3 НК РФ.

   Из положений названной статьи можно выделить следующие основные принципы налогообложения:

   1) обязательность. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;

   2) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

   3) недискриминационный характер. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

   4) обоснованность. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

   5) экономическая целостность. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

   6) определенность и доступность. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

   7) принцип "презумпции невиновности налогоплательщика".

   Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Помимо юридических и экономических принципов налогообложения, существуют организационные принципы. Организационные принципы налогообложения - это основные положения налоговой системы и ее структурных элементов. Данные принципы отражают:

   1) единство и стабильность налоговой системы;

   2) подвижность и множественность налогов.7

 

   Общепринятая (традиционная) система налогообложения - это система налогообложения, при которой предприниматель платит все необходимые налоги, сборы, платежи, если он не освобожден от их уплаты. Сущность налоговой системы РФ сформулирована в ст.6 Налогового Кодекса РФ: «Налоговая система РФ представляет собой совокупность предусмотренных настоящим Кодексом федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмен, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства».

   Все налоги в соответствии с Налоговым кодексом РФ разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия:

1.Федеральные  (на уровне страны);

2.Региональные (на уровне регионального органа  государственной власти);

3.Местные  (на уровне органа местного  самоуправления)8.

   Таким образом, в России действует  трехуровневая налоговая система.  Такая система присуща большинству  государств, имеющих федеративное  устройство.

   Разделение налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социально-экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях. Это разделение целесообразно проводить с учетом следующих принципов:

   1.Налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;

   2.Чем менее мобильна налоговая база, тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой – природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях – налогообложение имущества;

   3.Большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;

   4.Косвенные налоги – акцизы, НДС, таможенные пошлины – взимаются на федеральном уровне;

   5.Число совместных сфер ведения по налоговым вопросам Федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.

 

 

2.2 Проблемы развития налоговой  системы

  Главными проблемами российского налогообложения на данный момент являются:

   1. Чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика. Множество льгот по видам налогов для различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и изменений, вносимых законодательными органами и ведомствами, порождает множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы субъектами налога, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, в том числе с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, делает налоговую систему не экономичной. Большое налоговое бремя, возлагаемое на субъектов налога, является основным мотивом ухода субъектов налога от уплаты налогов и сборов.

   2. Проблема воспитания налоговой культуры, законопослушание. Сегодня уровень налоговой культуры остаётся низким. Об этом свидетельствуют данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе, в крупных и особо крупных размерах. Так, по материалам РИА «Новости»9, в ходе проверок госкомпаний и компаний с госучастием выявлено свыше 200 случаев сокрытия или искажения должностными лицами данных о своем участии в коммерческих структурах. Проверки проводились ФНС и Росфинмониторингом по поручению главы правительства РФ. Сечин добавил, что уже удалось установить почти 10 тысяч компаний-контрагентов, которые работают с госкомпаниями. По данным газеты, к 18 января ведомство успело проверить около 900 руководителей энергокомпаний и у 147 из них обнаружило признаки аффилированности с 292 организациями. Хозяйственные связи энергокомпаний показались Росфинмониторингу недостаточно ясными, а в отдельных случаях сомнительными10. Такие нарушения налогового законодательства носят особо опасный для российской экономики характер, так как связаны с "отмыванием" капиталов, добытых преступным путём, утечкой валютных средств за рубеж, сращиванием криминальных структур с рыночными. Так как нарушения происходят на таком уровне, то не приходится говорить о рядовых гражданах нашей страны. Преломление негативных тенденций в экономике, возникших в нашем обществе в крупных размерах, одновременно с построением и развитием новой модели хозяйствования - задача сегодняшнего и завтрашнего дня. Так, по словам В.В.Путина, России необходимо перенимать опыт других государств мира. "В некоторых странах предусмотрена уголовная ответственность за непредоставление или предоставление искаженной информации, и это создает обстоятельства, при которых не возникает желания заниматься теневой деятельностью или скрывать ее"11. Немаловажное значение при этом имеет совершенствование разъяснительной работы с гражданами.

   3. Нестабильность и несовершенство налогового законодательства.

  Причины этого в противоречии между законом и подзаконными актами, принятие задним числом налоговых актов, необходимость толкования директивных конструктивных материалов, а так же постоянная смена видов налогов, ставок, налоговых льгот, порядка их уплаты. Всё это способствует трудностям в организации предпринимательства и производства, вычислении бюджетных платежей, анализе и прогнозировании финансовых ситуаций, определения перспектив. Нестабильность и способствует увеличению числа налоговых преступлений. Проводя анкетирование, на вопрос: « Как вы оцениваете налоговую политику РФ?» 43% респондентов ответили, что в налоговом законодательстве много пробелов и этим пользуются предприниматели. Всего 8 % относятся к налоговой политике РФ положительно, 15 % говорят о противоречивости и несовершенстве налоговой политике РФ и 23 % относятся отрицательно к налоговому законодательству. Зарубежные эксперты выяснили, что западные предприниматели ухитряются скрыть от налогообложения от 10 до 30% своих доходов. Специалисты налоговой службы России считают, что у нас эта цифра намного выше.12 Из-за этого появляются огромные проблемы в пополнении бюджета. Сегодня ставки налогов в стране устанавливаются без более точного экономического анализа их воздействия на стимулирование инвестиций, на производство и т. д. Между тем при установлении ставок налогов нужно принимать к сведению их влияние на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов. Последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наименьшей ставке.

   Стабильность налоговой системы во многом зависит от того насколько строго соблюдаются пределы компетенции центра и регионов при принятии мер в области налоговой политики. Прежде всего, нужно улучшить работу самих налоговых органов. Необходимо изменить взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговыми органами, создать специализированные налоговые инспекции, оптимальные структуры налоговых органов. Нестабильность налоговой политики России играет отрицательную роль, особенно в рыночных отношениях, а так же препятствует иностранному инвестированию. Очень важно поддерживать стабильность налогового законодательства. Недопустимо каждый месяц вносить изменения в налоговое законодательство, целесообразно накапливать необходимые изменения и дополнения, рассматривать их вместе с проектами бюджетов, вводить с первого января следующего года.13

Информация о работе Налоги и их виды. Налоговая система государства