Налоги, их виды и функции. Налоговая система и налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:52, реферат

Описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

I. Введение
1. Понятие налоговой системы
1.1 Сущность и принципы налогообложения
1.2 Элементы налога
1.3 Способы взимания налогов
1.4 Виды налоговой системы
1.5 Функции налогов
1.6 Виды налогов
2. Налоговая политика государства
2.1 Сущность и значение налоговой политики
2.2 Стратегия и тактика налоговой политики
2.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма
3.Основные направления и механизм реализации налоговой политики в российской федерации
3.1 Налоговая политика и оздоровление экономики
II. Заключение
III. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

экономика.docx

— 44.74 Кб (Скачать документ)

Налоги, их виды и функции. Налоговая система и налоговая  политика государства.

 

 

Содержание

I. Введение

1. Понятие налоговой системы

1.1 Сущность и принципы  налогообложения

1.2 Элементы налога

1.3 Способы взимания налогов

1.4 Виды налоговой системы

1.5 Функции налогов

1.6 Виды налогов

2. Налоговая политика  государства

2.1 Сущность и значение  налоговой политики

2.2 Стратегия и тактика  налоговой политики

2.3 Взаимосвязь налоговой  политики и налогового механизма

3.Основные направления  и механизм реализации налоговой  политики в российской федерации

3.1 Налоговая политика  и оздоровление экономики

II. Заключение

III. Список используемой  литературы

 

Введение

Среди множества экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в  переходный к рынку период, налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в  этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.

Все важнейшие направления  развития государства невозможны без  соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для  более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика  возможна при развитой системе органов  государственной власти, грамотной  и продуманной налоговой политике.

 

1. Понятие налоговой системы

1.1 Сущность и принципы  налогообложения

Прежде всего, остановимся  на необходимости налогов. Налоги появились  с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для  содержания... публичной власти... " (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, стр.171). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций  по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма  денежных средств, которые могут  быть собраны только посредством  налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Итак, налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения – это равномерность и определенность. Равномерность – это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность  налоговых платежей является одной  из черт составляющих их юридическую  характеристику.

Для того чтобы более глубоко  вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал  Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно  сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1. Подданные государства  должны участвовать в покрытии  расходов правительства, каждый  по возможности, т. е. соразмерно  доходу, которым он пользуется  под охраной правительства. Соблюдение  этого положения или пренебрежение  им ведет к так называемому  равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан  уплачивать каждый, должен быть  точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ  его уплаты должны быть ясны  и известны как самому плательщику,  так и всякому другому...

3. Каждый налог должен  взиматься в такое время и  таким способом, какие наиболее  удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен  быть устроен так, чтобы он  извлекал из кармана плательщика  возможно меньше сверх того, что  поступает в кассы государства.

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений  и иллюстраций, кроме тех, которые  содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены  и дополнены в соответствии с  духом нового времени. Современные  принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой ставки  должен устанавливаться с учетом  возможностей налогоплательщика,  т. е. уровня доходов. Налог  с дохода должен быть прогрессивным  (то есть чем больше доход,  тем больший процент от него  уплачивается в виде налога). Принцип  этот соблюдается далеко не  всегда, некоторые налоги во многих  странах рассчитываются пропорционально  (ставка налога одинакова для  всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода  или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты  налогов. Налоговая система не  должна оставлять сомнений у  налогоплательщика в неизбежности  платежа.

4. Система и процедура  выплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными  для налогоплательщиков и экономичными  для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна  быть гибкой и легко адаптируемой  к меняющимся общественно-политическим  потребностям.

6. Налоговая система должна  обеспечивать перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным  инструментом государственной экономической  политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или  тройного обложения.

1.2. Элементы налога

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных  актах государства, которые устанавливают  конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

·  объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

·  субъект налога – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

·  источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;

·  ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

·  налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога;

·  срок уплаты налога – срок в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

·  правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

 

1.3 Способы взимания налогов  

 

1. Кадастровый – (от слова кадастр – таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

1.4 Виды налоговой системы

Существуют два вида налоговой  системы – шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

1.5 Функции налогов

Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования  государственных расходов (фискальная функция).

2. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).

3. Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальнаяфункция).

4. Стимулирующая функция.

Во всех государствах, при  всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию – изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части  государственного бюджета. Но не это  главное. Государственный бюджет можно  сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в  экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись – регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах – это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело – как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами – путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Информация о работе Налоги, их виды и функции. Налоговая система и налоговая политика государства