Налог на добычу полезных ископаемых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:29, статья

Описание

Налог на добычу полезных ископаемых - это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации. Ресурсные налоги и платежи применяются в основном в добывающих отраслях (нефтяной, угольной), представляют собой плату за добычу или использование природных ресурсов (вода, земля, лесные угодья, полезные ископаемые).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1. Сущность налога на добычу полезных ископаемых…………………..4
1.1.Налогоплатильщики НДПИ…………………………………………………..4
1.2.Объекты налогообложения…………………………………………………...5
Глава2. Особенности исчисления НДПИ………………………………………..9
2.1. Определение количества добытого полезного ископаемого и его стоимости………………………………………………………………………….9
2.2. Порядок исчисления, уплаты налога и ставки НДПИ……………………11
Глава3. Эффективность и проблематика НДПИ………………………………18
3.1. Эффективность налога для государства и налогоплательщиков………...18
Заключение……………………………………………………………………….20
Библиографический список использованной литературы……………………21

Работа состоит из  1 файл

статья.docx

— 42.10 Кб (Скачать документ)

 

Глава3 Эффективность и проблематика НДПИ

3.1. Эффективность налога  для государства  и налогоплательщиков

     Налог на добычу полезных ископаемых является достаточно несложным для исчисления и контроля за правильной уплатой в бюджет. В тоже время налог недостаточно проработан, в нем имеют место серьезные недостатки в части эффективного его действия как для экономики государства, так и налогоплательщика. Не случайно в систему налогообложения недропользования вносятся чуть ли не ежегодные поправки.

     Введенный с января 2002 г. данный налог, равно как и действовавший до него налог на пользование недрами, не учитывает в должной мере особенностей горно-геологических, экономико-географических и инфраструктурных условий разработки месторождений. Не учитываются также структура запасов, их выработанность и качество, и многие другие условия и факторы добычи.

     Одинаковое  налогообложение дает дополнительные преимущества налогоплательщикам, располагающим лучшими участками недр, приводит к тому, что добывать полезные ископаемые стало выгодно из относительно легко извлекаемых запасов, и делает невыгодным разработку месторождений после прохождения пика добычи. Для низкорентабельных месторождений такая ставка налога является завышенной и не стимулирует добычу полезных ископаемых из таких месторождений, ведет к выводу их из эксплуатации, сокращению добычи и уменьшению поступления налогов в бюджет. В результате этого увеличивается число участков месторождений и скважин, потенциально пригодных к эксплуатации, но находящихся в бездействии.

     Наряду  с нерешенностью вопроса учета особенностей залегания, добычи и условий транспортировки добытых полезных ископаемых и связанной с этим незаинтересованностью компаний разрабатывать худшие участки, ставки налога практически по всем полезным ископаемым, кроме нефти и природного газа, имеют еще один серьезный недостаток. Привязанные к стоимости добытых полезных ископаемых, они создают возможность добывающим компаниям, применяя заниженные трансфертные цены, уменьшать свои налоговые обязательства.

     Действующие в добывающих отраслях налоги не устраивают ни большинство налогоплательщиков, ни государство. И самое главное – пока еще нет четкой концепции налогового реформирования в добывающих отраслях.  
 

 

Заключение

     В условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую  политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в  условиях рынка, где налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

     В современном цивилизованном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Неотъемлемой частью налоговой системы являются ресурсные платежи. Плата за природные ресурсы, как форма реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем, занимает центральное место в экономическом механизме природопользования.

     Рациональное  природопользование и охрана окружающей среды относятся к числу важнейших  научно-практических задач. Актуальность и масштаб экологических проблем связаны с усилением взаимодействия общества и природы, ухудшением качества окружающей природной среды, возрастанием технологических и рекреационных нагрузок на природные комплексы, уменьшением доступности природных ресурсов и рядом других причин.

     Россия  располагает уникальным природно-ресурсным  потенциалом. Будущее России всецело  зависит от эффективного использования  природно-ресурсного потенциала. Вот  почему в условиях перехода к устойчивому  развитию приоритет должен быть отдан  неистощительному природопользованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Поэтому ресурсные платежи должны быть экономически значимыми, иметь существенный удельный вес в общей структуре налогов.  

Библиографический список использованной литературы 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. /М.: Издательство «Омега-Л», 2012. – 735с.
  2. Жидкова Е.Ю. /Налоги и налогообложение/Учебное пособие /М.: Эксмо, 2010 – 480 с.
  3. Качур О.В./Налоги и налогообложение/Учебное пособие/ М.: Кнорус/2011 - 384 с.
  4. Савин А.А./Аудит и налогообложение/Учебное пособие/М.:Вузовский учебник/2010 – 385с.
  5. Скрипниченко В.А./Налоги и налогообложение/Учебное пособие/ М.: Изд. Дом БИНФА/2010 – 496 с.
  6. http://www.businessuchet.ru
  7. http://www.nalog.ru

Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых