Налог на добавленную стоимость, его сущность и роль в образовании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:17, курсовая работа

Описание

Посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово - хозяйственной деятельностью субъектов.
Целью курсовой работы является изучение предоставления налоговых вычетов по НДС за период 2009-2012 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ЕГО СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ОБРАЗОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА 4
1.1. Сущность налога на добавленную стоимость, его место в налоговой системе Российской Федерации 4
1.2. Опыт развитых стран в налогообложении добавленной стоимости 7
2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ 10
2.1. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость 10
2.2. Порядок уплаты налога на добавленную стоимость 19
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ 22
ЗАДАЧА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 30

Работа состоит из  1 файл

Заказ 8 курсовая НДС условия предоставления налоговых вычетов (3).doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

То есть согласно пункту 3, а также пункту 5 статьи 171 Налогового кодекса РФ налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС либо освобожденные от его уплаты, могут принять налог к вычету на общих основаниях. Правда, после уплаты НДС в бюджет.

Для некоторых операций, которые предусмотрены ст. 167 НК РФ, дата определения налоговой базы оговорена особо.

Сведения об этих операциях  представлены в приложении 1.

Налоговый период - это  период, по итогам которого должна быть определена налоговая база и исчислена  сумма налога, подлежащая уплате (п. 1 ст. 55 НК РФ).

Кроме того, по итогам налогового периода организации и предприниматели  представляют в налоговые органы налоговые декларации.

Для всех налогоплательщиков установлен единый налоговый период - квартал (ст. 163 НК РФ). Это значит, что по общему правилу исчислять сумму НДС к уплате в бюджет налогоплательщики должны по итогам каждого квартала.

В настоящее время действуют пять ставок налога на добавленную стоимость. Три ставки в размерах 0, 10 и 18% - основные и две ставки 10/110 и 18/118 - расчетные (ст. 164 НК РФ).

Рассмотрим, когда и  при каких условиях применяется  та или иная ставка НДС (приложение 2).

По итогам налогового периода организация обязана  исчислить общую сумму налога. Здесь действуют два основных правила:

1) общая сумма НДС исчисляется по тем операциям, по которым налоговая база определена. Момент ее определения должен приходиться на данный налоговый период (ст. 167, п. 4 ст. 166 НК РФ);

2) по итогам налогового  периода общая сумма НДС исчисляется  в отношении операций, которые предусмотрены пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, а именно:

- реализации товаров  (работ, услуг) и имущественных  прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ);

- передачи товаров  (выполнения работ, оказания услуг)  для собственных нужд (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ);

- выполнения СМР для  собственного потребления (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ)11.

  • 2.2. Порядок уплаты налога на добавленную стоимость

 

Сумма налога, которую  следует уплатить в бюджет, представляет собой разницу между общей  суммой НДС, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов (п. 1 ст. 173 НК РФ).

Таким образом, чтобы  определить сумму налога, которую  необходимо заплатить в бюджет по результатам налогового периода, необходимо сделать следующее.

1. Исчислить общую  сумму налога по всем внутрироссийским операциям, момент определения налоговой базы по которым приходится на соответствующий налоговый период (ст. 166 НК РФ).

2. Определить общую  сумму налоговых вычетов, которые  вы вправе применить по итогам  данного налогового периода (ст. ст. 171, 172 НК РФ).

3. Найти разность между  общей суммой налога (п. 1) и суммой налоговых вычетов (п. 2).

Итак,

НДСбюдж. = НДСобщ. - НВ,

где НДСбюдж. - сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет;

НДСобщ. - НДС, исчисленный  по всем внутрироссийским хозяйственным  операциям;

НВ - налоговые вычеты по итогам налогового периода.

Уплатить налог в  бюджет организация должна равными  долями в течение трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Срок уплаты - не позднее 20-го числа каждого месяца (п. 1 ст. 174 НК РФ). Если 20-е число месяца приходится на выходной или нерабочий праздничный день, последним днем уплаты будет первый следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

При этом не исключена  ситуация, что разделить общую  сумму налога без остатка невозможно. Тогда первый и второй платежи  можно округлить до полных рублей в меньшую сторону, а последний - в большую. Такие разъяснения  дали налоговые органы (Информационное сообщение ФНС России от 17.10.2008, Письмо УФНС России по г. Москве от 26.12.2008 N 19-12/121393).

Как и в отношении  любого другого налога, досрочная  уплата НДС вполне допустима (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ). К примеру, можно уплатить всю сумму налога до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Или же перечислить сначала 1/3, а потом одновременно 2/3 части суммы НДС до 20-го числа второго месяца квартала.

Однако, если организация  допускает просрочку уплаты очередной  трети налога к установленному сроку, ей грозят пени за несвоевременную  уплату соответствующей части НДС (ст. 75 НК РФ, Информационное сообщение ФНС России от 17.10.2008).

Порядок уплаты налога по частям не распространяется:

- на лиц, указанных  в п. 5 ст. 173 НК РФ (абз. 1 п. 4 ст. 174 НК РФ);

- налоговых агентов,  которые приобретают работы или  услуги у иностранных организаций,  не состоящих на учете в налоговых органах (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ);

- случаи представления  уточненных налоговых деклараций  за периоды, предшествующие III кварталу 2008 г. (Письмо ФНС России от 29.10.2008 N ШС-6-3/782@).

В приведенных ситуациях  налог следует уплатить единовременно:

- при приобретении  работ или услуг у иностранцев  - одновременно с перечислением  вознаграждения (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ);

- в остальных случаях  - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым  периодом (абз. 1 п. 4 ст. 174 НК РФ, Письмо ФНС России от 29.10.2008 N ШС-6-3/782@).

 

 

 

 

 

 

3. Пути совершенствования взимания  налога на добавленную стоимость

 

Существует множество способов и схем оптимизации НДС. Вот некоторые из них:

1. Одна из  схем по оптимизации НДС представляет  собой замену части стоимости  продаваемого товара на проценты  по коммерческому кредиту.

В соответствии со ст. 823 ГК РФ договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит). То есть, продавец по договору коммерческого кредита снижает стоимость имущества и предоставляет отсрочку. При этом взимает проценты, сумма которых равна скидке. В итоге получается, что часть выручки от реализации товара у продавца не облагается НДС. Однако, налоговики настаивают на том, что проценты по коммерческому кредиту облагаются НДС. При этом они ссылаются, во-первых, на ст. 823 ГК РФ, из которой следует, что предоставление коммерческого кредита (а значит, и проценты) непосредственно связано с оплатой товаров. Во-вторых, ссылаются на то, что главой 21 НК РФ прямо освобождены от налогообложения НДС только проценты по товарному кредиту, и то только в части, не превышающей ставку рефинансирования Банка России.

Между тем, судебно-арбитражная  практика придерживается иной точки  зрения.

В п. 14 совместного Постановления от 08.10.98 г. Пленума ВС РФ N 13 и Пленума ВАС РФ N 14 «О практике применения положений Гражданского кодекса РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами» подчеркнуто следующее: поставщику предоставлено право указывать в договоре на обязанность покупателя уплачивать проценты на сумму соответствующую цене товара, начиная со дня передачи товара продавцом. Эти проценты, начисляемые (если иное не установлено договором) до дня, когда оплата товара была произведена, являются платой за коммерческий кредит. Таким образом, было четко разъяснено, что указанные проценты не увеличивают цену товара; они являются платой за пользование денежными средствами и не связаны с оплатой товара. Поэтому проценты по коммерческому кредиту не должны облагаться НДС. Данный вывод также полностью подтверждается Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.08.08 г. N A33-3593/08-Ф02-3654/08.

2. Следующий  способ заключается в использовании  одного из посреднических договоров комиссии, агентирования или поручения вместо договора купли-продажи для целей оптимизации НДС.

Достаточно часто на практике складываются ситуации, когда  торговые организации вынуждены  работать с поставщиками, не являющимися  налогоплательщиками НДС (применяющими специальные режимы налогообложения УСН и ЕНВД, либо освобожденными от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ). В этом случае эти торговые организации не вправе предъявить к вычету какую бы то ни было сумму НДС по приобретенным товарам, так как продавцы товара не платят этот налог: они либо выставляют покупателю счет-фактуру с нулевым НДС (в случае освобождения по ст. 145 НК РФ), либо вовсе не выписывают счет-фактуру (при уплате ЕНВД или при применении УСН). В дальнейшем, при перепродаже данного товара указанные торговые организации (если применяют общую систему налогообложения) обязаны будут исчислить и уплатить в бюджет НДС со всей стоимости реализуемой продукции. Использование в таких ситуациях договора, например, комиссии, по которому дружественная или дочерняя организация-посредник будут выступать в качестве комиссионера (т.е. реализовать товар по поручению своего поставщика, не приобретая при этом право собственности на реализуемый товар) и участвовать в расчетах от собственного имени, позволяет уплачивать НДС только с суммы своего вознаграждения, которое, по своей сути, является ничем иным как торговой наценкой (ст. 156 НК РФ).

Подсчитать выгоду от использования данного способа просто. Сумма НДС к уплате равна разнице между НДС, который организация-посредник начислила бы при отгрузке потребителю, и налоговым вычетом, возникающим после оплаты продукции поставщику, не освобожденному от уплаты этого налога. Получается, покупатели, работающие с контрагентами-продавцами на УСН или ЕНВД, или освобожденными от уплаты НДС, должны уплачивать меньше налога на добавленную стоимость, чем если бы взаимоотношения между партнерами базировались на договоре купли-продажи.

3. Еще один  способ оптимизации НДС в рамках  данной ситуации состоит в  отсрочке уплаты НДС.

Например, продавец-»упрощенец»  все-таки выставляет покупателю счет-фактуру  с выделенным НДС. В соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ выставление счетов-фактур с НДС НК РФ не запрещено не только для «упрощенцев», но и для любых неплательщиков НДС. Выставив счет-фактуру с НДС, он сам налог перечисляет в бюджет не сразу, а с большой отсрочкой. В свою очередь контрагент-покупатель возмещает эту сумму налога из бюджета. В целом такая группа компаний получит экономическую выгоду в сумме возмещенного из бюджета НДС на время полученной отсрочки. Налоговики поданной ситуации, отстаивая свою позицию, приводили аргумент: раз поставщик плательщиком НДС не является, то и не вправе выставлять счета-фактуры с НДС. Такой спор явился предметом судебного рассмотрения, и ВАС РФ в своем Определении от 13.02.09 N ВАС-535/09 подтвердил, что торговая организация на общем режиме не теряет право на вычет НДС по счетам-фактурам, которые ей выставляет «упрощенец».

Отсрочку от уплаты НДС  можно получить и устанавливая в  договоре купли-продажи особый порядок  перехода права собственности на товар.

В соответствии с п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В свою очередь, объектом обложения НДС является реализация товаров, работ, услуг. В то же время, согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров признается передача права собственности на эти товары. Следовательно, в случае отсутствия перехода права собственности на товар объект налогообложения НДС не возникает. Таким образом, в договоре можно установить такой порядок перехода права собственности на товар или часть товара, при котором получается максимальная отсрочка уплаты НДС в бюджет.

4. Вид деятельности, который освобождает полностью  от уплаты НДС в силу положений п.п. 4 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Указанный подпункт данной статьи гласит: «Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции: 4) операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами».

Если читать эту норму  буквально, то получается, что от обложения  НДС освобождаются все операции, осуществляемые такими организациями, а не только операции, связанные с обеспечением взаимодействия между участниками расчетов. Поэтому организации достаточно, например, арендовать терминалы, подключенные к какой-либо платежной системе, и самостоятельно принимать платежи. Это и будет «информационной и технологической помощью в расчетах», хотя официально это понятие нигде не разъяснено. В итоге организация выполняет требования, установленные НК РФ, поэтому все операции, осуществляемые ею, не облагаются НДС на основании п.п. 4 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Также следует учитывать, что в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Освобождение от уплаты НДС позволит снизить цену для  повышения конкурентоспособности, а также получить дополнительную прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА

 

Организация получила лицензию сроком на пять месяцев на вылов  рыбы в Дальневосточном бассейне в объеме:

Информация о работе Налог на добавленную стоимость, его сущность и роль в образовании доходов бюджета