Налог на добавленную стоимость, его сущность и роль в образовании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:17, курсовая работа

Описание

Посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово - хозяйственной деятельностью субъектов.
Целью курсовой работы является изучение предоставления налоговых вычетов по НДС за период 2009-2012 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ЕГО СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ОБРАЗОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА 4
1.1. Сущность налога на добавленную стоимость, его место в налоговой системе Российской Федерации 4
1.2. Опыт развитых стран в налогообложении добавленной стоимости 7
2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ 10
2.1. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость 10
2.2. Порядок уплаты налога на добавленную стоимость 19
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ 22
ЗАДАЧА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 30

Работа состоит из  1 файл

Заказ 8 курсовая НДС условия предоставления налоговых вычетов (3).doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что значительное распространение НДС обусловлено  многочисленными преимуществами данного  налога по сравнению с другими. Известно, что этим налогом облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов, идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. В отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

На нынешнем этапе  развития экономики России НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно - экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.

Посредством многократного  обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается  равенство всех участников рынка, а  государство получает возможность  осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово - хозяйственной деятельностью субъектов.

Целью курсовой работы является изучение предоставления налоговых  вычетов по НДС за период 2009-2012 гг.

Объекты исследования –  ставки НДС, порядок исчисления НДС, налоговые вычеты, счета-фактуры, порядок возмещения НДС.

1. Налог на добавленную стоимость,  его сущность и роль в образовании  доходов бюджета

  • 1.1. Сущность налога на добавленную стоимость, его место в налоговой системе Российской Федерации

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) является федеральным налогом, взимающимся на всей территории РФ, является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений, формирующих федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников.

Данный налог был  установлен Главой 21 Налогового Кодекса  Российской Федерации, которая вступила в законную силу с 1 января 2001 года, и  представляет собой форму изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения1.

Принято выделять «НДС горизонтальный» и «НДС вертикальный». Горизонтальный НДС - это налог по конкретной (единичной) гражданско-правовой сделке. Вертикальный НДС - это итоговая сумма налога за некоторый период времени, определяемый по совокупности гражданско-правовых сделок. Вертикальный НДС и горизонтальный НДС тесно связаны между собой. Рассмотрим более подробно каждый из них

Горизонтальный НДС. Взимание налога осуществляется методом частичных  платежей. На каждой стадии движения товара плательщик компенсирует свои затраты  и добавляет налог на вновь созданную стоимость. При этом на стадии движения товара налог перечисляется одним плательщиком другому сверх цены. В конечном итоге вся сумма горизонтального НДС входит в цену товара, покупаемого конечным потребителем (фактическим плательщиком). Расчетный показатель налога при продаже называется «выходным НДС». Налог, уплаченный при покупке, носит название «входной НДС». Этот налог подлежит зачету. В бюджет перечисляется разница между двумя этими величинами.

Вертикальный НДС формируется  на основе горизонтального налога. По результатам налогового периода налогоплательщики определяют вертикальный НДС, как совокупность горизонтального налога по всем операциям купли-продажи товаров. Таким образом, вертикальный НДС может быть трех видов: «входной НДС», «выходной НДС», и НДС, подлежащий уплате в бюджет.

Совокупность налогов, соборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему (установлено  Законом «Об основах налоговой  системы в РФ»). Все налоги группируются на федеральные, региональные и местные. НДС относится к федеральным налогам и действует на всей территории РФ. Ставки установлены Законом и едины для всех субъектов РФ2.

Из всех налогов, формирующих  современные налоговые системы  развитых стран мира, налог на добавленную стоимость является, самым молодым. Его модель была разработана французским экономистом М. Лоре в 1954 г., и он впервые был введен во Франции в 1958 г. В 50-е годы НДС взимался только во Франции, сейчас - в большинстве европейских стран. В апреле 1967 г. Совет ЕЭС объявил НДС основным косвенным налогом стран - членов ЕЭС. В настоящее время абсолютное большинство стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития приняли НДС как основной налог на потребление.

В Российской Федерации НДС действует с 1 января 1992 года. Введение НДС в нашей стране обусловлено началом проведения масштабной экономической реформы, внедрении в экономику рыночных отношений, переходом к свободным рыночным ценам на большинство товаров, работ и услуг. НДС, введенный вместе с акцизами на отдельные товары, фактически заменил прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций.

За годы своего существования  НДС прочно укрепился в налоговой  системе России и стал одним из важнейших федеральных налогов. Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы3.

Место и роль НДС в  структуре консолидированного бюджета  РФ показаны в табл.1.

Данные таблицы 1 свидетельствуют, что по состоянию на 01.10.2011 г. на долю налога на добавленную стоимость  приходилось 8,8% доходов всего консолидированного бюджета РФ.

 

Состав и структура  доходов консолидированного бюджета  РФ по состоянию на 01.10.2011

Виды доходов

Консолидированный бюджет РФ и бюджет ГВБФРФ, млрд. руб.

Уд. вес, %

Всего доходов

15 170,78

100,0

Налог на прибыль организаций

1 772,72

11,7

Налог на доходы физических лиц

1 378,55

9,1

Страховые взносы

2 564,26

16,9

Налог на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1 341,07

8,8

Акцизы по подакцизным  товарам(продукции),производимым на территории РФ

449,30

3,0

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ

1 056,73

7,0

Налоги на совокупный доход

176,96

1,2

Налоги на имущество

503,04

3,3

Налог на добычу полезных ископаемых

1 479,37

9,8

Таможенные пошлины

2 593,09

17,1

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ

0,07

-

Прочие

1 855,62

12,2


 

Доля НДС в формировании консолидированного бюджета незначительна  и варьирует от 8,6 до 9,5%.

  • 1.2. Опыт развитых стран в налогообложении добавленной стоимости

 

Пионером в изменении структуры налогов на потребление выступила в 1954 г. Франция, которая заменила ранее использовавшийся налог с оборота на НДС.

В последующие десятилетия  НДС нашел применение в налоговых системах большинства развитых стран, фактически вытеснив налог с оборота и заметно уменьшив значение налога на продажи. Единственным исключением до сих пор остаются США. Рассмотрим особенности начисления НДС4.

При определении величины НДС в качестве налогооблагаемой базы выступает добавленная стоимость, получаемая как разность между товарной продукцией и стоимостью материальных ценностей, затраченных на ее производство. В этом случае налогооблагаемая база теоретически создает возможность трех различных методов исчисления НДС (при одной и той же ее ставке). Два из них предполагают исчисление НДС по предварительно установленной величине добавленной стоимости или ее отдельных элементов. К этим методам относятся:

- прямой метод - НДС исчисляется в виде доли (в %) от предварительно рассчитанной величины добавленной стоимости;

- аддитивный  метод. В этом случае расчет НДС делится на два этапа: сначала определяется величина налога по отдельным составляющим добавленной стоимости (например, зарплате, прибыли и т.д.) и затем полученные величины складываются.

Из-за сложности расчетов эти методы на практике используются крайне редко5.

В большинстве стран  применяется третий метод исчисления НДС, имеющий различные названия - метод зачета, косвенный метод вычитания, метод возмещения. Суть его в следующем: величина НДС, начисленного на стоимость материальных ценностей, приобретенных фирмой для переработки, вычитается из величины НДС, начисленного на реализованную данной фирмой продукцию. При методе зачета фирма отчисляет в бюджет только разницу между двумя суммами НДС. Предприниматели подают в налоговые органы декларацию, в которой наряду с прочей обязательной информацией сообщают два показателя: общую стоимость реализованной продукции и общую стоимость приобретенных товаров и услуг.

Система начисления НДС  при использовании метода зачета имеет еще одну особенность. Объем начисляемого и соответственно взимаемого НДС (при одной и той же его ставке) в значительной степени зависит от метода исчисления зачета. На практике известны три метода:

Метод поставки или начислений. В этом случае исчисление НДС и связанные с этим налоговые обязательства для продавца, покупателя товаров и услуг (включая и выплату налога) происходят в момент поставки товара или оказания услуги. Этот момент определяется либо по факту отгрузки товара и оказания услуги, либо по выписке счета-фактуры, либо по оплате.

Метод оплаты идя кассовый метод, когда налоговые обязательства (включая и оплату налога) возникают в момент оплаты поступившего товара или оказанной услуги.

Гибридный метод. Здесь НДС начисляется и взимается с проданной продукции на момент ее поставки, а с покупаемой для производства продукции - на момент ее оплаты.

В международной практике используются все три метода, но наибольшее распространение получает первый метод (поставки или начислений). Его преимущественное использование обусловливается двумя обстоятельствами. Во-первых, момент поставки в большей степени связан с объектом обложения НДС. Напомним, что таким объектом является текущее потребление товаров и услуг, так как момент поставки теснее связан с потреблением, чем момент оплаты. Основанные на поставке зачетное начисление и оплата НДС более соответствуют принципу налогообложения текущего потребления. Во-вторых, при методе поставок облегчается взимание НДС налоговыми службами, поскольку установить факт и момент поставки проще, чем факт и момент совершения платежа.

 

2. Порядок исчисления и уплаты  налога на добавленную стоимость 

  • 2.1. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость

 

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются (ст. 143 НК РФ):

1) организации (абз. 2 п. 2 ст. 11 НК РФ);

2) индивидуальные предприниматели  (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ);

3) лица, перемещающие  товары через таможенную границу  Таможенного союза (далее - ТС) (абз. 6 п. 2 ст. 11 НК РФ)6.

Лица, которые перемещают товар через границу (ввозят его), платят налог, только если такая обязанность  установлена для них таможенным законодательством ТС и законодательством  РФ о таможенном деле (абз. 4 ст. 143 НК РФ). Поэтому указанные лица исчисляют и уплачивают НДС в порядке, который предусмотрен не только налоговым законодательством, но и Таможенным кодексом ТС, а также Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон «О таможенном регулировании в РФ», Закон N 311-ФЗ).

Следует отметить, что  Налоговым кодексом РФ предусмотрены  случаи, в которых организации  и предприниматели могут освобождаться от исполнения обязанностей плательщиков НДС (ст. ст. 145, 145.1 НК РФ). Кроме того, некоторые лица вообще не являются плательщиками данного налога (п. 2 ст. 143 НК РФ).

Информация о работе Налог на добавленную стоимость, его сущность и роль в образовании доходов бюджета