Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:56, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование косвенного налогообложения товаров, работ, услуг как государственного финансово-экономического механизма, а также анализ аналитики поступлений доходов от косвенных налогов в бюджет, проблемы и пути решения совершенствования налогообложения по данным налогам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ...………………………………………………………………………....6
1.1. Развитие косвенного налогообложения в России……………………….….6
1.2. Сущность и функции косвенного налогообложения…………………..…19
1.3. Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях..24
1.4.Акцизы как второй вид косвенных налогов………………………..……...37
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ..……………………………………………….45
2.1. Налог на добавленную стоимость как источник доходов бюджетной системы ………………………………………………………………..……..…..45
2.2. Оценка состояния доходов бюджета за счет акцизов, их динамика и структура…………………………………………………………………………60
2.2. Оценка состояния доходов бюджета ХМАО за счет косвенных налогов, их динамика, и структура ….………………………………………………..….76
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...87
3.1.Выявление недостатков системы косвенного налогообложения и пути их преодоления……………………………………………………………………...87
3.2.Совершенствование системы косвенного налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………..96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….115
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….121

Работа состоит из  1 файл

Отдан 2 Диплом Косвенные налоги в РФ и перспективы их развити 20102345.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

     В Бюджетном послании на 2008 год отмечено, что за прошедшие со времени введения данного налога 15 лет так и не удалось сформировать эффективную и исключающую возможность значительных злоупотреблений систему его администрирования. Завышение прогнозируемых поступлений налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, отсутствие эффективной системы администрирования, необходимость внесения в законодательство изменений в целях его совершенствования и накопления налогоплательщиками и контролирующими органами практики применения этих нововведений создают риски неисполнения федерального бюджета на 2010 годы по доходам от уплаты этого налога.

     Динамика  доходов от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 – 2011 годах приведена в таблице 2.1.4.

     Таблица 2.1.4

     Динамика  доходов от уплаты налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги) 2008-2011 годах

  Показатели 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
  НДС (факт) 1038,67 1207,21    
1. Законопроект (2009 -2011 гг. (млрд. руб.) 1214,52 1868,24 2137,75 2464,58
1.1. к предыдущему  году, млрд. рублей -175,87 653,72 269,51 326,83
1.2. к предыдущему  году, % 87,4 153,8 114,4 115,3
1.3. темпы роста  к 2008 году 100,0 153,8 176,0 202,9
2. Закон № 198 ФЗ (с  изм.) (2008 -2010 гг.), млрд. рублей 1214,52 1790,10 2019,00  
2.1. к предыдущему  году, млрд. рублей -167,41 575,58 228,90  
2.2. к предыдущему  году, % 87,9 147,4 112,8  
3. Законопроект  к закону № 198 ФЗ (с изм.) 2008 г.,        

     Продолжение таблицы 2.1.4

  Показатели 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
3.1. млрд. рублей 0,00 653,72 923,23 1250,06
3.2. % 100,0 153,8 176,0 202,9
4. Законопроект  к закону № 198 ФЗ (с изм.)        
4.1. млрд. рублей 0,00 78,14 118,75  
4.2. % 100,0 104,4 105,9  

     Расхождения по законопроекту 2009 -2011 гг. (млрд. руб.) и фактическим поступлением налога на добавленную стоимость существенные за 2008 год, снижение доходов на 175,85 на млрд. руб. и за 2009 год на 661,03 млрд. руб.

     В расчетах поступлений налога на добавленную  стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, суммы налога, начисленные  по налогооблагаемым оборотам, приняты  в размере 47,35 % к прогнозируемым объемам валового внутреннего продукта, при 47,36 % фактически сложившихся, по данным налоговой отчетности Федеральной налоговой службы, в 2007 году.

     Доля  налоговых вычетов, принятых в расчете  налога, и сумм налога, начисленных  по налогооблагаемым объектам, составляла в 2007 году 92,3 %, в январе - июне 2008 года – 92,7 %. В расчетах, представленных с законопроектом, значение указанного показателя принято на уровне 92,5 %.

     Применение  при расчете поступлений налога доли налоговых вычетов в суммах начисленного налога, фактически сложившейся в январе - июне 2008 года (92,7 %), уменьшает проектируемую на 2009 год сумму налога на 57 млрд. рублей, на 2010 год - на 52 млрд. рублей, на 2011 год - на 71 млрд. рублей.

     В расчетах налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, предусмотрены дополнительные поступления в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины: в 2009 году – 103,0 млрд. рублей, в 2010 году – 120,9 млрд. рублей, в 2011 году – 144,7 млрд. рублей.

     Динамика  доходов от уплаты налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 – 2012 годах приведена в следующей таблице 2.1.5.

     По  данным таблицы поступления от налога на добавленную стоимость на товары реализуемые на территории РФ в 2008 году составляли 998,4 млрд. руб. и их доля в доходах федерального бюджета была равна  10,8 %, то в 2009 году прирост составил 78 млрд. руб. и вырос до 1076,4 млрд. руб., доля увеличилась на 5,2 пп.. В прогнозе поступлений в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2010 году планируется прирост на 163,6 млрд. руб. или на 15,2% по сравнению с 2009 годом, а с 2008 годом на 241,6 млрд. руб. или на 24,2%. 

     Таблица 2.1.5

     Динамика  доходов от уплаты налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 – 2012 годах

  Исполнение, млрд. руб. Прогноз, млрд. руб. 2010 г., %
2008 г. 2009 г.  2010 г. с 2009 г. С 2008 г.
НДС на товары реализуемые на терри тории РФ 998,4 1 076,4 1240,0 115,2 124,2
Доля               в доходах федерального бюджета, % 10,8 16,0 17,8    

     В расчетах поступлений в федеральный  бюджет налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, доля налоговых вычетов в сумме  налога, исчисленной по налогооблагаемым объектам, планируется в 2010 году в размере 92,79%. Согласно фактическим данным за январь - июль 2009 год значение указанного показателя составляло 93,23 %.

     Применение  при расчете поступлений налога доли налоговых вычетов в суммах начисленного налога, фактически сложившейся  в январе - июле 2009 года, уменьшает проектируемую на 2010 год сумму налога на 76 млрд. рублей.

     В расчетах поступлений налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, возмещение налога при выполнении соглашений о разделе продукции учтено в размере 16 млрд. рублей на каждый год прогнозируемого периода. Обоснований указанной суммы в материалах к проекту федерального бюджета не приводится.

     В проекте федерального бюджета 2010 г. не учтены дополнительные поступления налога в связи с проведением мероприятий по укреплению платежной дисциплины. Вместе с тем, по данным отчета Федеральной налоговой службы по форме № 1-НДС «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость», сумма налога, доначисленная по результатам контрольной работы, составила на 1 августа 2009 года 81,0 млрд. рублей.

     В последние годы сложилась тенденция  снижения доли налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в общих доходах федерального бюджета. В 2008 году она сократилась по сравнению с 2004 годом с 21,8 % до 10,8%. Согласно материалам, представленным одновременно с законопроектом, доля НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в общих доходах федерального бюджета прогнозируется в 2010 году в размере 17,8 %, в 2011 и 2012 годах -  19,6 % и 20,7 % соответственно.

     Действующая система администрирования налога на добавленную стоимость не исключает  возможности значительных злоупотреблений. Сумма возмещенного налогоплательщикам налога на добавленную стоимость в 2008 году составила 1 104,2 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом возросла в 1,5 раза. В значительной мере рост возмещения налога на добавленную стоимость обусловлен проведением в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации ускоренного возмещения сумм налога крупнейшим налогоплательщикам. Однако, как показывают проверки Счетной палаты, компенсационные выплаты не всегда обеспечиваются предварительным перечислением налога в бюджет поставщиками ресурсов и значительные средства изымаются из федерального бюджета неправомерно.

     Динамика  доходов от уплаты налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2008 - 2012 годах  приведена в таблице 2.1.6.

     Таблица 2.1.6

     Динамика  доходов от уплаты налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2008 - 2012 годах

  Исполнение, млрд. руб. Прогноз, млрд. руб. 2010 г., %
2008 г. 2009 г.  2010 г. 2008 2009
НДС на товары реализуемые на терри тории РФ 1 133,8 1 076,4 942,1 83,09 87,5
Доля               в доходах федерального бюджета, % 12,2 16,0 13,6    

     Расчет  поступления доходов от уплаты налога произведен на основе прогнозируемого  налогооблагаемого объема импорта из стран дальнего зарубежья, стран - участников СНГ и Республики Беларусь с применением ставки налога 15,56% в 2010 году.

     По  данным таблицы поступления от налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2008 году составляли 1133,8 млрд. руб. и их доля в доходах федерального бюджета была равна  12,2 %, то в 2009 году произошло уменьшение на 757,4 млрд. руб. и поступления доходов стали равны 1076,4 млрд. руб., доля снизилась на 3,8 пп.. В прогнозе поступлений в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2010 году планируется 942,1млрд. руб. или 87,5% по сравнению с 2009 годом, а с 2008 годом 83,09% . 

     Одной из причин, препятствующих эффективному администрированию налога на добавленную стоимость, является неурегулированность вопросов государственной регистрации юридических лиц, что позволяет создавать фирмы-однодневки, регистрировать несколько организаций на одно и то же лицо либо по одному адресу.

     Помимо  объективно существующих ограничителей  роста сумм начисленного НДС в  виде темпов экономического роста и  инвестиционной деятельности, числа  плательщиков налога, среднероссийского  уровня деловой активности организаций  и предпринимателей (характеризующегося динамикой оборота средств), к сдерживающим факторам  также можно причислить следующие последствия изменения законодательства о налогах и сборах: 

  1. Рост масштабов применения специальных налоговых режимов для малого бизнеса.
  2. Рост объемов капитальных вложений, а также увеличение объемов жилищного строительства, реализация которого не облагается НДС.
  3. Расширение перечня освобождений от НДС.8

     Использование налогоплательщиками различных  налоговых преференций приводит к недопоступлению налоговых платежей в бюджет. По данным налоговой отчетности, в 2008 году из-за предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации льгот по федеральным налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации не поступили доходы в размере 1 564,3 млрд. рублей, в том числе от уплаты налога на добавленную стоимость - в сумме 1 438,2 млрд. рублей. Оптимизация и сокращение налоговых льгот   приведет к увеличению доходов бюджетов.

Информация о работе Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития