Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:56, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование косвенного налогообложения товаров, работ, услуг как государственного финансово-экономического механизма, а также анализ аналитики поступлений доходов от косвенных налогов в бюджет, проблемы и пути решения совершенствования налогообложения по данным налогам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ...………………………………………………………………………....6
1.1. Развитие косвенного налогообложения в России……………………….….6
1.2. Сущность и функции косвенного налогообложения…………………..…19
1.3. Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях..24
1.4.Акцизы как второй вид косвенных налогов………………………..……...37
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ..……………………………………………….45
2.1. Налог на добавленную стоимость как источник доходов бюджетной системы ………………………………………………………………..……..…..45
2.2. Оценка состояния доходов бюджета за счет акцизов, их динамика и структура…………………………………………………………………………60
2.2. Оценка состояния доходов бюджета ХМАО за счет косвенных налогов, их динамика, и структура ….………………………………………………..….76
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...87
3.1.Выявление недостатков системы косвенного налогообложения и пути их преодоления……………………………………………………………………...87
3.2.Совершенствование системы косвенного налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………..96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….115
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….121

Работа состоит из  1 файл

Отдан 2 Диплом Косвенные налоги в РФ и перспективы их развити 20102345.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

    Продолжение таблицы 2.2.1

  Показатели 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
3.2.    % 100,0 118,2 137,3 165,2
4. Законопроект  к  Закону № 198-ФЗ  (с изм.)            
4.1.  млрд. рублей 0,04 2,64 5,80   
4.2.  % 100,0 101,9 103,7   

    Счетная палата отмечает, что представленные расчеты поступлений в федеральный  бюджет акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, по некоторым позициям требуют  уточнения. 

    В соответствии со статьей 174Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы федерального бюджета должны прогнозироваться на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 181) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов признается отдельным видом подакцизных товаров, однако показатели производства и реализации спиртосодержащей продукции в составе подакцизной продукции в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации  на 2009  год и на плановый период 2010 и 2011 годов не предусмотрены.

    Средняя розничная цена пачки сигарет  с фильтром в расчете поступлений  акцизов в 2009 году принята на уровне 11,64 рубля.  Исходя из розничной цены пачки отечественных сигарет с фильтром, сложившейся, по данным Федеральной службы государственной статистики, в декабре 2007 года (10,0 рубля) и в июле 2008 года (10,89 рубля), индекса потребительских цен, ожидаемого в 2008 году, и среднего индекса потребительских цен, прогнозируемого на 2009 год, средняя розничная цена пачки сигарет в 2009 году составит 12,20 рубля. Принятие в расчет этой цены пачки сигарет с фильтром увеличивает прогнозируемый на 2009 год объем поступлений акцизов на табачную продукцию на сумму порядка 0,6 млрд. рублей.

    В  2008 году утвержден технический регламент  «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для  реактивных двигателей и топочному  мазуту», что позволило внести в Налоговый кодекс Российской Федерации изменения, предусматривающие с 2011 года дифференциацию бензина и дизельного топлива  исходя из его класса и устанавливающие три ставки акциза против двух действующих ставок  для бензина и единой  ставки для дизельного топлива. Следует отметить, что в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов прогнозируемый объем реализации бензина в 2011 году  на классы не делится.

    При расчете поступлений в федеральный бюджет в 2009 году акциза на прямогонный бензин, производимый на территории Российской Федерации, ставка налога принята в размере 2 657 рублей за тонну, в то время как Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» она установлена на 2009 год в размере 3 900 рублей за тонну.

    Поступления акцизов на этиловый спирт из всех видов сырья, за исключением пищевого, рассчитаны исходя из собираемости этих акцизов на уровне 60 %. Такой низкий уровень собираемости принимается в расчетах уже на протяжении ряда лет. По данным Федеральной налоговой службы, собираемость этих акцизов в 2007 году составила 76,1 %. Собираемость акцизов на все нефтепродукты при расчете их поступлений принята на уровне 96,0 %, в то время как, по данным Федеральной налоговой службы, в 2007 году фактически сложившийся уровень собираемости по автомобильному бензину составил 97,2 %, дизельному топливу - 96,8 %, моторным маслам для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 92,1 %.

    Зачисление  акцизов  на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла  для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (в  части погашения задолженности прошлых лет, образовавшейся до 1 января 2003 года)  и акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации производителями на акцизные склады в части сумм по расчетам за 2003 год, производится в полном объеме в федеральный бюджет, а зачисление акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей  спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады, в части сумм по расчетам за 2003 год в федеральный  бюджет производится по нормативу 50 %.  Однако при проектировании доходов федерального бюджета на 2009  год и на плановый период 2010 и 2011 годов дополнительные поступления в счет погашения имеющейся задолженности по указанным доходам не предусмотрены.

    По  данным налоговой отчетности Федеральной  налоговой службы, по состоянию на  1 июля 2008 года имелась совокупная задолженность (с учетом пеней и налоговых  санкций) по акцизам на алкогольную  продукцию по расчетам за 2003 год, подлежащая взысканию  (то есть без реструктурированных, отсроченных, приостановленных к взысканию платежей, а также задолженности организаций, признанных банкротами и ликвидированных),  на сумму 0,9 млрд. рублей, в том числе недоимка  на сумму 0,4 млрд. рублей. Подлежащая взысканию совокупная задолженность по акцизам на нефтепродукты, образовавшаяся до  1 января 2003 года, составляла на 1 июля т.г. 1,9 млрд. рублей, в том числе недоимка -  0,4 млрд. рублей.

     Потенциальным резервом увеличения доходов федерального бюджета в 2009 году могли бы стать дополнительные доходы, полученные в результате активизации работы по сокращению совокупной задолженности по федеральным налогам и сборам и таможенным платежам, санкциям и пеням в бюджетную систему Российской Федерации, которая по состоянию на 1 июля 2008 года составляла 904,8 млрд. рублей (без учета единого социального налога и задолженности ликвидированных и признанных банкротами организаций).

     На 1 января 2010 года в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации поступило 3785,70 млрд. рублей налоговых доходов, что составляет 86,5% от объемов поступлений на 1 января 2009 года (104,79% от объемов поступлений на 1 января 2009 года). Рост поступлений налоговых доходов в 2009 году  зафиксирован в 29 регионах, а сокращение поступлений налоговых доходов произошло в 54 регионах (таблица 2.2.2 ).9

     Таблица 2.2.2

     Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированные бюджеты  субъектов РФ по видам, млрд. рублей10

  2007 год 2008 год 2009 год 2008/ 2007%  
2009/ 2008%
 
2009/ 2007%
всего 3612,61 4377,01 3785,70 121,16 86,49 104,79
 Налог  на прибыль организаций 1530,86 1751,92 1069,03 114,44 61,02 69,83
 Налог  на доходы физических лиц 1266,06 1665,60 1665,05 131,56 99,97 131,51
 Акцизы 181,04 189,45 245,70 104,65 129,69 135,72
Налог на добычу полезных ископаемых 74,49 103,36 72,31 138,76 69,96 97,07
Прочие 560,17 666,69 733,61 119,02 110,04 130,96

     Существенное  снижение наблюдается  почти по всем налогам, но обратная ситуация наблюдается по собираемости налогов по акцизам, на 1 января 2010 года в консолидированные бюджеты Российской Федерации поступило 245.7 млрд. рублей акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации, что составляет 129,69% от объемов поступлений на 1 января 2009 года и рост на 35,72% на 1,01.2008 года. В структуре налоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2007году на акцизы приходилось 5,01% от общей суммы налогов, в 2008 году 4,33%, а 2009г – 6,49% (74). Рост поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации зафиксирован в 81 регионе, а сокращение поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации произошло только в одном регионе  Республике Северная Осетия-Алания.

     

    Рис. 6. Структура налоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов РФ 2007-2009гг.

     Поступления акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации,  в 2008 году составили 28,5 млрд. рублей, что выше показателей 2007 года, на 8,1 млрд. рублей, или на 39,9 %. В 2009 году  по сравнению с предыдущим годом  доходы увеличились на 4,1 млрд. рублей, или на 14,3 %.

     Анализ   расчета поступлений в федеральный  бюджет акцизов  свидетельствует, что  максимальная  розничная  цена на сигареты с фильтром, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2008 году  принята в расчете в размере 48,3 рубля за пачку. В то же время согласно данным Федеральной службы государственной статистики в декабре 2006 года  потребительские цены на  импортные сигареты с фильтром  составили 26,62 рубля за пачку.  Применение к этой цене индекса потребительских цен 2007 года и индекса потребительских цен 2008 года, увеличивает ее до 31 рубля. На 2009 год максимальная розничная цена  импортных сигарет с фильтром была 56,4 рубля за пачку.

     Динамика  доходов от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в 2008 - 2012 годах приведена в приложении 5.

     Значительное  увеличение поступлений акцизов  в 2010 году (на 32,8 %) по сравнению с  уточненной оценкой 2009 года обусловлено  индексацией специфических ставок акцизов на табачную продукцию, повышением средней розничной цены на сигареты и папиросы, а также незначительным ростом облагаемых объемов реализации легковых автомобилей и мотоциклов.

     Доходы  от уплаты акцизов на   этиловый спирт из всех видов сырья на 2010 год прогнозируются в объеме 4,3 млрд. рублей, что на 0,4 млрд. рублей, или на 11,3 %, больше уточненной оценки 2009 года, на 2011 год- 4,8 млрд. рублей (на 0,5 млрд. рублей, или на 11,2 %, больше показателя 2010 года) и на 2012 год - 5,4 млрд. рублей (на 0,6 млрд. рублей, или на 13,3 % , больше показателя 2011 года).

     Собираемость  акцизов на этиловый спирт из пищевого сырья и акцизов на этиловый спирт  из всех видов сырья, за исключением  пищевого, при расчете их поступлений  принята практически на одном и том же уровне на все годы планового периода: 77,9 % и 77,2 % соответственно. Принятие в расчетах коэффициента собираемости на таком уровне в пояснительной записке к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» не объясняется. По данным Федеральной налоговой службы, собираемость указанных акцизов в первом полугодии 2009 года составила 78,9 % и 96,1 % соответственно.

     Поступление   в   федеральный   бюджет   доходов   от   уплаты   акцизов   на спиртосодержащую продукцию в 2010 - 2012 годах не предусматривается.

     В пояснительной записке к проекту  федерального закона «О федеральном  бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» это объясняется  превышением сумм возмещения акциза, уплаченного при приобретении спирта в качестве сырья предприятиями, производящими парфюмерно-косметическую продукцию и товары бытовой химии в аэрозольной упаковке, над суммой прогнозируемых поступлений акцизов на спиртосодержащую продукцию. Расчеты, дающие возможность оценить обоснованность такого вывода, в представленных с законопроектом материалах не приводятся. В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, на основе которого в соответствии со статьей 174 Бюджетного кодекса Российской Федерации должны прогнозироваться доходы федерального бюджета, показатели налоговой базы по спиртосодержащей продукции в составе подакцизной продукции не приводятся.

     Анализ, проведенный на основе данных Федерального казначейства, свидетельствует, что начиная с октября 2007 года акцизы на спиртосодержащую продукцию фактически не поступают в федеральный бюджет (отрицательная сумма поступлений) по причине превышения сумм возмещения акциза, уплаченного при приобретении спирта в качестве сырья предприятиями, производящими парфюмерно-косметическую продукцию и товары бытовой химии в аэрозольной упаковке. В связи с изложенным представляется целесообразным рассмотреть вопрос о совершенствовании налогообложения спиртосодержащей продукции.

Информация о работе Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития