Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:56, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование косвенного налогообложения товаров, работ, услуг как государственного финансово-экономического механизма, а также анализ аналитики поступлений доходов от косвенных налогов в бюджет, проблемы и пути решения совершенствования налогообложения по данным налогам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ...………………………………………………………………………....6
1.1. Развитие косвенного налогообложения в России……………………….….6
1.2. Сущность и функции косвенного налогообложения…………………..…19
1.3. Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях..24
1.4.Акцизы как второй вид косвенных налогов………………………..……...37
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ..……………………………………………….45
2.1. Налог на добавленную стоимость как источник доходов бюджетной системы ………………………………………………………………..……..…..45
2.2. Оценка состояния доходов бюджета за счет акцизов, их динамика и структура…………………………………………………………………………60
2.2. Оценка состояния доходов бюджета ХМАО за счет косвенных налогов, их динамика, и структура ….………………………………………………..….76
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...87
3.1.Выявление недостатков системы косвенного налогообложения и пути их преодоления……………………………………………………………………...87
3.2.Совершенствование системы косвенного налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………..96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….115
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….121

Работа состоит из  1 файл

Отдан 2 Диплом Косвенные налоги в РФ и перспективы их развити 20102345.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

     2.3.Акцизы как второй вид косвенного налога

     Акцизы  – один из самых старых налогов. Этот вид налогов издавна использовался государями при единоличном установлении источников пополнения своей казны и государством (например, правителями Древнего Рима). В царской России в 1901 г. акцизы давали казне 61% доходов. Акцизы, пожалуй, самая древняя форма налогообложения, не считая пошлин.

     Акцизы  – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового  потребления. Сумма акциза включается в цену товара и тариф.

     В настоящее время акцизы применяются  во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных товаров) и регулирования спроса и предложения товаров.  Акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и поэтому оплачивается потребителем.

     Налогоплательщиками акциза признаются:

     1) организации;

     2) индивидуальные предприниматели;

     3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

     Организации и иные лица, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с настоящей главой. (в ред. Федерального закона от 29.12.2000№166-ФЗ)

     Подакцизными  товарами признаются:

     1) спирт этиловый из всех видов  сырья, за исключением спирта  коньячного;

     2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

     3) алкогольная продукция (спирт  питьевой, водка, ликероводочные  изделия, коньяки, вино и иная  пищевая продукция с объемной  долей этилового спирта более  1,5 процента, за исключением виноматериалов);

     4) пиво;

     5) табачная продукция;

     6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.); (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 № 166-ФЗ)

     7) автомобильный бензин;

     8) дизельное топливо;

     9) моторные масла для дизельных  и (или) карбюраторных (инжекторных)  двигателей;

     10) прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии. (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 № 110-ФЗ (ред. 31.12.2002), от 21.07.2005 № 107-ФЗ)

     Объектом  налогообложения признаются следующие  операции:

     1) реализация на территории Российской  Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации(в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 134-ФЗ)

     6) продажа лицами переданных им  на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

     7) передача на территории Российской  Федерации лицами произведенных  ими из давальческого сырья  (материалов) подакцизных товаров  собственнику указанного сырья  (материалов) либо другим лицам,  в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов) [8; 15];

     8) передача в структуре организации  произведенных подакцизных товаров  для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;

     9) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

     10) передача на территории Российской  Федерации лицами произведенных  ими подакцизных товаров в  уставный (складочный) капитал организаций,  паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

     11) передача на территории Российской  Федерации организацией (хозяйственным  обществом или товариществом)  произведенных ею подакцизных  товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

     12) передача произведенных подакцизных  товаров на переработку на  давальческой основе;

     13) ввоз подакцизных товаров на  таможенную территорию Российской  Федерации;

     20) получение (оприходование) денатурированного  этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство  неспиртосодержащей продукции.

     21) получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. олучением прямогонного бензина признается приобретение прямогонного бензина в собственность (пп. 21 введен Федеральным законом от 26.07.2006 N 134-ФЗ).

     Не  подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:

     1) передача подакцизных товаров  одним структурным подразделением  организации, не являющимся самостоятельным  налогоплательщиком, для производства  других подакцизных товаров другому  такому же структурному подразделению этой организации;

     4) реализация подакцизных товаров,  помещенных под таможенный режим  экспорта, за пределы территории  Российской Федерации с учетом  потерь в пределах норм естественной  убыли или ввоз подакцизных  товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации [8: 15];

     6) первичная реализация (передача) конфискованных  и (или) бесхозяйных подакцизных  товаров, подакцизных товаров,  от которых произошел отказ  в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;

     Перечисленные операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

     Не  подлежит налогообложению (освобождается  от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных  товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне (в ред. Федерального закона от 30.10.2007 N 240-ФЗ).

     Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

     Налоговая база при реализации  произведенных  налогоплательщиком подакцизных товаров  в зависимости от установленных  в отношении этих товаров налоговых  ставок определяется:

     1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

     2) как стоимость реализованных  (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

     3) как стоимость переданных подакцизных  товаров, исчисленная исходя из  средних цен реализации, действовавших  в предыдущем налоговом периоде,  а при их отсутствии исходя  из рыночных цен без учета акциза, НДС- по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда.

     4) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном  выражении для исчисления акциза при применении твердой налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой и адвалорной (в процентах) налоговых ставок. Расчетная стоимость табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, определяется в соответствии со статьей 187.1 Налогового Кодекса [8; 23].

     Налоговая база при продаже конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных  товаров, подакцизных товаров, от которых  произошел отказ в пользу государства  и которые подлежат обращению  в государственную и (или) муниципальную собственность. Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров. Налоговым периодом признается календарный месяц.

     Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по налоговым ставкам, указанным в приложениях 1,2 и 3. Об уплате акцизов оптовыми организациями, учредившими акцизные склады до 1 января 2006 года и осуществляющими с 1 января 2006 года реализацию алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, поступившей на акцизные склады этих организаций до 1 января 2006 года и (или) отгруженной в их адрес до указанной даты.

     Таким образом, акцизы – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в цену товара и тариф. Акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и поэтому оплачивается потребителем. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговым периодом признается календарный месяц. 
 
 
 
 
 
 

Глава II. состояниЕ косвенного налогообложения в Современных условиях 

2.1. Налог на добавленную стоимость как источник доходов бюджетной системы

       Косвенные налоги являются одними из важнейших источников доходов федерального бюджета, что наблюдается за последние годы по налогу на добавленную стоимость, который занимает 1 место по поступлениям в бюджет. По акцизам наблюдается другая картина, кроме того в 2009 г. налоговые поступления от акцизов в долях ВВП продолжили понижательную тенденцию, начавшуюся еще в 2004 г., составив 0,95% ВВП против 1,01% ВВП в 2006 г. Значение акцизов как источников налоговых доходов за период 2007– 2009 гг. заметно снизилось: поступления от акцизов в бюджетную систему страны в 2009 г. составляли чуть более 36% уровня 2004 г.

    Подробнее место налога на добавленную стоимость  в бюджетной системе РФ и динамика поступления налога в 2007 – 2009 гг. рассмотрена в таблице 2.1.1. 

     Таблица 2.1.1.

     Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам, млрд. рублей5

Информация о работе Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития