Контрольная работа по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:34, контрольная работа

Описание

Многие государственные органы (например, Министерство финансов Республики Беларусь и Белстат) рассчитывают показатель налоговой нагрузки на макроуровне, т.е. насколько велико налоговое бремя на экономику страны. В данном случае рассчитывается отношение реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства и ВВП страны. Считается, что для эффективного функционирования экономики он не должен превышать 30-50%.
Применительно к отдельному хозяйствующему субъекту (налогоплательщику) налоговая нагрузка – это комплексная характеристика, которая включает: количество налогов и других обязательных платежей; структуру налогов; механизм взимания налогов; показатель налоговой нагрузки на предприятие.

Содержание

1. Показатели налоговой нагрузки, применяемые на различных уровнях управления: на уровне предприятий, отрасли, народного хозяйства в целом: сущность, варианты расчета, проблемы применения. Приведите расчет уровня налоговой нагрузки (номинального и реального) Вашего предприятия за квартал (год) 3

2. Косвенные налоги: сущность, значение для государства и налогоплательщика. Приведите перечень косвенных налогов, характерных для Вашей организации, рассчитайте их удельный вес в общей сумме уплачиваемых налогов, сборов 12

Задача 21

Список использованных источников 29

Работа состоит из  1 файл

лиза налоги.doc

— 377.00 Кб (Скачать документ)

С повсеместным введением  налога на добавленную стоимость существенно изменилась и структура налогов на потребление. Так, если в 1985 г. в составе налогов на потребление около 80% составляли акцизы на спиртные напитки, табачные изделия и нефтепродукты, то к 1995 г. во всех странах ОЭСР доля Поступлений от НДС в ВВП выросла и была выше чем доля доходов от прочих разновидностей налогов на потребление. Это свидетельствует о том, что НДС является потенциально более эффективным источником доходов государства, чем другие разновидности налогов.

Распространение налога на добавленную стоимость можно  считать наиболее важным событием налоговой  политики в 70– 80-е годы. История не знает другого примера, когда налог так быстро перешел бы из области теории в практику и занял среди налогов на потребление доминирующее положение в бюджете большинства стран мира. В настоящее время НДС является важнейшей составной частью налоговых систем 42 государств, в том числе 17 европейских стран – членов ОЭСР. На долю этого налога приходится в среднем 13,8% налоговых поступлений бюджетов стран и 5,5% ВВП2.

Широкое распространение и длительное функционирование налога на добавленную  стоимость свидетельствуют о том, что он соответствует требованиям рыночной экономики. Его появлению способствовали: во-первых, недостатки существовавших налогов (чрезмерная тяжесть прямых налогов, значительные масштабы уклонения от их уплаты, необходимость ликвидации таможенных барьеров); во-вторых, надежда на увеличение доходов благодаря расширению налоговой базы, а также стремление к повышению эффективности налогообложения; в-третьих, намерение создать новую налоговую систему, отвечающую требованиям и стандартным ЕС и современному уровню экономического развития; в-четвертых, он позволяет точно и быстро проводить налоговые операции с помощью современной техники и налаженной системы документооборота. Кроме того, НДС прост при взимании, носит всеобщий характер, обеспечивает крупные, регулярные и повсеместные поступления доходов в бюджет. Он стимулирует рост производственного накопления, упрощает контроль за сроками продвижения товаров и их качеством, снижает издержки производства и ускоряет реализацию продукции.

Новый налог выгодно  отличается от ранее действовавших  тем, что он более эффективен, чем, например, налог с оборота, так как охватывает товарооборот на всех стадиях. НДС менее обременителен для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога распределяется по всей цепи товарооборота, чем достигается равное положение всех участников рынка. Наконец, это более простая форма обложения: для всех налогоплательщиков установлен единый механизм взимания на всей территории страны.

Объектом обложения  налогом выступает прирост цены изделия в процессе его производства или доработки сверх цены, по которой материалы или услуги, использованные при изготовлении данного товара, были приобретены у поставщиков. То есть налогом облагается только новая стоимость. Западные страны широко используют этот налог для регулирования производственных процессов.

Круг плательщиков НДС  весьма широк, он охватывает все юридические, физические лица, осуществляющие крупные  сделки. Объектами обложения выступают оборот товара и величина оказываемых за вознаграждение услуг, то есть сфера производства потребительских товаров и услуг, торговля, арендные и складские операции и другие виды коммерческой деятельности. Налог взимается на каждом этапе реализации продукта (услуг) при его движении по технологической цепочке от первичного изготовителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база – стоимость товаров (услуг), добавленная обработкой на каждой стадии производства и распределения. Она включает заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль, расходы общего характера (реклама, транспорт и др.), то есть объектом налога является добавленная стоимость. Стоимость средств производства исключается из облагаемого оборота.

Предприниматели как  плательщики НДС подают налоговую декларацию в налоговые органы, в которой наряду с прочей обязательной информацией сообщают общую стоимость реализованной продукции и общую стоимость приобретенных товаров и услуг. Периодичность подачи декларации по странам различна.

Добавленная стоимость  может быть рассчитана как сумма выплачиваемой заработной платы (V) и получаемой прибыли (т). В то же время добавленную стоимость можно представить как разность сумм поступлений за проданную продукцию (В) и произведенных затрат (Н).

В мировой практике при  расчете НДС используются четыре метода:

1)  прямой, или бухгалтерский;

2)  косвенный;

3)  метод прямого вычитания;

4)  косвенный метод по счетам (метод, первоначально принятый в ЕЭС).

Если ставку налога обозначить через (R), то формулы расчета налога в соответствии с перечисленными методами примут следующий вид:

1)  R (V + т) = НДС; 3) R (В – Н) = НДС;

2)  RV + Rm = НДС; 4) RB – RU = НДС.

Первый и второй методы расчета налогов основаны на балансах и требуют определения прибыли. Но поскольку в балансах компаний совершенные операции по продаже не подразделяются на виды товарной продукции в соответствии с действующими ставками налога, а также не выделяются по видам закупки товаров, то понятно, что в этом случае можно применять лишь единую ставку на добавленную стоимость.

Наибольшее распространение  получил четвертый метод. Он не требует  определения собственно добавленной  стоимости. Вместо этого применяется  ставка к его компонентам (затратам и произведенной продукции). Этот метод расчета НДС позволяет использовать дифференцированную ставку налога непосредственно при сделке. Счет-фактура, в котором отражены налоги, – важный момент совершения сделки и источник полной информации о налоговых обязательствах фирмы. С помощью счета-фактуры, в котором зафиксирована совершенная сделка, можно прослеживать движение товара с целью проверки.

Четвертый метод считается  наиболее практичным и потому, что  благодаря ему налоговые обязательства  могут рассчитываться еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, это позволяет наиболее полно охватить товары и использовать более чем одну ставку.

Налоговые законодательства разных стран предусматривают льготы плательщикам-предпринимателям, соответствующие историческому и социально-экономическому развитию той или иной страны. Однако общей для всех налоговой льготой является необлагаемый минимум оборота реализованной продукции. Эта льгота предполагает, прежде всего, поощрение мелкого бизнеса. Кроме того, государство, освобождая от обложения мелкие предприятия, сокращает тем самым расходы по взиманию НДС.

По экономическим соображениям многие страны устанавливают несколько ставок налога: пониженную, стандартную и повышенную. Кроме того ставки налога на добавленную стоимость по странам отличаются не только по уровню, но и по количеству. Пониженные ставки (2-10%) применяются к продовольствию, медицинским и другим социально значимым товарам и услугам; стандартные (основные) ставки (12–23%) – к промышленным и другим товарам и услугам и повышенные ставки (свыше 25%) – к предметам роскоши. Страны ЕС пытаются договориться о введении единой ставки НДС на уровне около 15%. Количество ставок налога различно: в Великобритании и ФРГ – две; во Франции – три; в Италии – четыре.

В мировой практике кроме  того широко используется полное освобождение некоторых товаров и услуг от налогообложения. При этом освобождение от налога применяется в двух формах: отсутствия ставки и нулевой ставки (в Великобритании, Ирландии и Португалии).

От налогов освобождаются, как правило, следующие товары и  услуги: продовольствие, газеты, радиовещание, транспортные, школьные и почтовые услуги, услуги врачей, банковские, страховые и финансовые услуги. Освобождению от налога подлежит добавленная стоимость только на конечной стадии производства товара, то есть на стадии, за которой следует продажа его конечному потребителю.

В странах ЕЭС нулевая  ставка установлена также на все  экспортные товары. Это дает право экспортеру на компенсацию налога и позволяет не включать его в цену, что значительно повышает конкурентоспособность товаров. Согласно правилам Генерального соглашения по торговле и тарифам, НДС, будучи косвенным налогом, подлежит вычету при экспорте товаров, поэтому страны с таким налогом получают определенные преимущества во внешней торговле.

Среди западных экономистов сложилось мнение, что из различных видов налогов на потребление, охватывающих широкий круг товаров и услуг, наилучшими со всех точек зрения являются две разновидности: налог на добавленную стоимость и налог с продаж в розничной торговле. Предпочтение, отдаваемое НДС в большинстве стран ОЭСР, объясняется тем, что этот налог обеспечивает государству большие доходы и имеет более нейтральный характер; с его помощью легче облагать налогом услуги и проще освобождать от обложения средства производства. Кроме того, механизм НДС не позволяет уклоняться от налогообложения, чем выгодно отличается от механизма налога с продаж в розничной торговле.

Считается, что НДС  дорогостоящ в управлении и регрессивен по природе. Значительные расходы по его использованию обусловлены тремя причинами: увеличением числа служащих; применением дорогостоящих компьютеров; ростом накладных расходов предпринимателей. Однако расходы могут быть существенно сокращены за счет применения соответствующих мер, а именно, из обложения этим налогом обычно исключаются предприниматели, имеющие небольшой торговый оборот, основная масса продовольственных товаров и т.п. Поэтому в большинстве стран 60–70% доходов от НДС приходится всего на 10–15% зарегистрированных предпринимателей. По этим причинам можно отказаться от проверки документации и обслуживания значительного числа мелких предпринимателей. Устанавливая высокий льготный уровень товарооборота компаний, подлежащих налогообложению, можно сконцентрировать силы налоговых специалистов на наиболее продуктивных и важных участках работы.

Исключение из налогообложения  некоторых видов услуг, например фермерам (в ряде стран фермеры  освобождены от НДС), также может  способствовать уменьшению расходов на содержание аппарата. Кроме того, упрощение системы заполнения деклараций для компаний, то есть регистрация их как групп, а не как отдельных плательщиков, позволила бы сократить штат налоговых служащих. Экономия средств возможна также и за счет совмещения некоторыми службами функций сборщиков НДС. В условиях низких темпов инфляции можно удлинить срок предоставления декларации (перейти от ежемесячной к поквартальной). Установление единой ставки налога значительно упрощает систему функционирования и обслуживания НДС, удовлетворяет и таким целям, как достижение нейтральности налога, противодействие уклонению от обложения. В то же время социальная политика требует установления пониженной или нулевой ставки налога на продукты питания, лекарства, книги, газеты и другие товары первой необходимости и повышенной ставки – на некоторые предметы роскоши.

Процесс перехода к НДС  во всех странах, осуществляемый в ходе решения макроэкономических задач, требует:

-  расчета эффективности налоговой системы;

-  тщательного анализа действующей системы косвенного налогообложения (упразднения или сохранения отдельных видов налогов);

-  подготовки квалифицированных специалистов, имеющих опыт и стаж работы за рубежом;

-  определения продолжительности периода перехода к новой системе (до 2–5 лет);

-  обязательной выписки счета-фактуры на каждую продажу;

-  создания автоматизированной системы обработки информации и документации;

-  создания системы единого счета в банке для каждого предпринимателя;

-  закрепления за банками функций по сбору налога на добавленную стоимость;

-  компьютеризации таможенного учета, когда экспорт товаров освобождается от НДС, а импорт товаров облагается.

Тщательное изучение системы действия налога на добавленную стоимость показало, что этот вид косвенного налогообложения получил широкое распространение в большинстве европейских стран, а также в ряде других государств. Но есть сомнения в бесспорности этого налога. Так, в США на протяжении двух лет велся тщательный анализ преимуществ и недостатков этого налога. Он показал, что введение налога нецелесообразно. К такому же решению пришли и в Японии.

Для Беларуси НДС более  предпочтителен; от него труднее уклониться плательщику, в результате реже случаи финансовых нарушений; процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру.

Необходимость налога на добавленную стоимость в Беларуси диктуется рядом факторов. Во-первых, развитие рыночной экономики с независимыми хозяйствующими субъектами и свободно складывающимися ценами требует новых методов руководства экономикой; во-вторых, бюджет, испытывающий тяжелый финансовый кризис, нуждается в стабильных налоговых поступлениях; в-третьих, введение НДС дает возможность белорусской экономике присоединиться к международному сообществу, где данный налоговый механизм доказал свою жизнеспособность.

Акциз – вид косвенного налога на товары массового потребления, в современных условиях – на товары повышенного спроса. Исторически применялись различные формы акциза. Он взимается с товаров и услуг в виде части цены или тарифа. Формальным плательщиком этого налога выступают юридические лица, производящие подакцизную продукцию или оказывающие облагаемые услуги, действительным же носителем акцизов является потребитель. Отсюда следует, что акцизы представляют собой ценообразущий фактор3.

Информация о работе Контрольная работа по "Налогам"