Характеристика налоговой системы Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:34, контрольная работа

Описание

Франция – страна, в которой в отдельных отраслях доминирует государственная собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой политики. Среди развитых стран Францию отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального значения.

Работа состоит из  1 файл

франция доделать.docx

— 46.46 Кб (Скачать документ)

  Тем не менее, информация, связанная со счетами налогоплательщиков (копия чека), находится в архивах банка, чаще на электронных носителях, налоговые органы не могут получить ее непосредственно от банка. Сведения о сумме вкладов предоставляются налоговым органам только по запросам, на основе определенной процедуры, например при проведении выездных проверок физических лиц. 

Ответственность банка как налогового агента предусмотрена Налоговым кодексом. В случае невыполнения требований о представлении сведений на банки может быть наложен штраф в размере 80% суммы дохода клиента, подлежащей декларированию.  
   Систематически предоставляют информацию таможенные управления. 
При наличии расхождений между данными налогоплательщика и налоговых органов за основу принимаются сведения, полученные от третьих лиц. Налоговый инспектор на основании этих сведений выписывает уведомление о доплате налога.

Налогоплательщик  имеет право представить свои возражения и доказательства. Отношения  между налогоплательщиком и налоговой  администрацией носят характер диалога, состязательности. Кроме этой обязательной информации, сведения могут быть получены налоговой службой по трем основным каналам: в результате реализации ее права на запрос, в ходе налогового расследования, а также обыска и ареста документов. 
Право на запрос означает, что налоговая администрация при проведении налоговых проверок и налоговых расследований может обратиться за дополнительной информацией к третьим лицам, как правило в письменном виде. На запрос обязаны отвечать предприятия, банки, страховые компании, суды, государственные и административные органы, инспекция по труду. Налоговые органы имеют право запрашивать данные о счетах и документах, связанных со счетами, контрактами, о характере заключенных договоров. Документы должны храниться на предприятии в течение 10 лет. Период запроса составляет 6 лет. 
    В отношении лиц свободных профессий соответствующие сведения предоставляются при соблюдении профессиональной тайны. Подразумевается, что налогоплательщик должен знать о том, какую информацию получили налоговые органы по результатам официального запроса. Частные лица (например, уволенный с фирмы бухгалтер) могут добровольно представлять в налоговые органы соответствующую информацию, она также может быть использована, но на основе этих сведений ни в коем случае нельзя выписать уведомление о доначислении налогов: будет найден другой способ найти объективное подтверждение данной информации. 
Лицу, указавшему на нарушения налогового законодательства, может быть выписана премия по окончании проверки (определенный процент от взысканной суммы). Налоговым органам представляют информацию в том числе и частные детективы (как бы добровольно, бесплатно). Расследование не является официальной процедурой в системе налогового контроля. Преимущества данной процедуры: она сравнительно легкая, в отличие от налоговых проверок, которые связаны с соблюдением прав и гарантий налогоплательщиков, помощью адвоката и т.п.

 Обыск и арест документов - намного более сложная процедура, которая проводится, как правило, по месту жительства руководителя предприятия, с разрешения судебной инстанции и в присутствии полиции. Ее применяют, главным образом, для выявления фактов неправильного использования средств предприятия при международных сделках. Если выясняется, что предприятие уклоняется от уплаты налогов, автоматически подразумевается, что его руководитель был в курсе, при этом бремя доказывания лежит на налоговых органах. В том случае, когда вина руководителя предприятия доказана (например, есть его подписи на финансовых документах), ему может быть предъявлено соответствующее обвинение, но только на основе решения суда. Это касается также лица, которое фактически осуществляло руководство предприятием.  
   Для того чтобы получить разрешение суда на преследование руководителя, налоговые органы должны предъявить пакет доказательств. Так, необходимо обосновать, что налогоплательщик предпринимал сознательные, целенаправленные действия с целью уклонения от уплаты налогов, что он платежеспособен и т.п. В Налоговом кодексе Франции процедуры налогового контроля в отношении предприятий и физических лиц четко разделены. Все эти процедуры четко прописаны в "Книге налоговых процедур" (Livre des prozedures fiscales), которая представляет собой процессуальный Налоговый кодекс.

Ревизионный период, или глубина проверки, на крупных предприятиях составляет 3 года. Обычно проверяются все налоги предприятия за трехлетний период. Глубину проверки можно увеличить в случае убыточности предприятия. Глубину проверки можно увеличить также в том случае, если есть подозрения в злостном уклонении от налогов. При наличии обоснованных подозрений налоговые органы могут обратиться к двум более ранним годам, но для этого необходимо разрешение суда. Более чем до 5 лет нельзя увеличивать глубину проверки.

Ревизионный цикл (период между двумя проверками) составляет обычно 4 - 5 лет. Минимальный  срок проверки равен 2 - 3 дням. Ревизионный период для малых предприятий, как правило, составляет 1 год. В том случае если нет нарушений или они незначительны, проверка на этом заканчивается, в других случаях можно проверять еще 2 года.

На всех предприятиях может проводиться также точечная (тематическая) проверка, когда проверяется какой-либо один налог или один из конкретных вопросов, например применение налоговых льгот. Проверку проводит, как правило, один человек, реже - 2 специалиста: один - по бухучету, другой - по информатике (на общенациональном уровне действует 7 бригад по информатике). Повторные проверки в отношении того же периода или того же вопроса не применяются, кроме случаев установления нарушений уголовного характера. 
   Специальные правила установлены в отношении проверок физических лиц. Срок проверки составляет не более года. Налогоплательщика обязательно уведомляют о предстоящей проверке. Ему дается время на подготовку, он может обратиться за помощью к специалистам.

Санкции за налоговые правонарушения устанавливаются  налоговой службой и применяются  автоматически. Если налогоплательщик считает, что взыскание штрафа было неправомерным, он может оспорить его  в суде. 
Споры между налоговыми органами и налогоплательщиками возникают в основном тогда, когда сумма налоговых обязательств частично или полностью опротестовывается налогоплательщиком или, например, когда предприятие должно представить декларацию, по которой не предполагается никаких платежей. Для предприятий, не представляющих налоговую декларацию, налоговые органы определяют сумму налоговых обязательств расчетным путем, исходя из данных по аналогичным предприятиям. Если декларация представлена позже 30 дней после получения специального уведомления, также считается, что она не представлена. В этих случаях налогоплательщик теряет право на состязательную процедуру, на него ложится бремя доказательств. Сумма налога устанавливается по максимуму. Тем не менее, попытки взыскать задолженность в бесспорном порядке в 80% случаях приводят к исчезновению налогоплательщика.

Проблемы  со сбором налогов возникают в  отношении предприятий, испытывающих финансовые трудности. В том случае если эти трудности носят временный  характер, предприятие может обратиться в налоговые органы с просьбой об отсрочке уплаты налогов. Такая отсрочка может быть предоставлена при  условии определенных гарантий со стороны  налогоплательщика. Другая возможность  урегулирования отношений с налоговыми органами - погашать задолженность  постепенно, на основе плана урегулирования платежей. Физические лица могут растянуть  уплату налога на три года, если они  получили какие-либо экстраординарные, исключительные доходы, например от продажи  имущества, при выходе на пенсию, увольнении со службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика основных общегосударственных и местных налогов Франции.

Отличительной особенностью Франции является низкий уровень прямого налогообложения  и одновременно высокий уровень  косвенного. Косвенные налоги дают около 60 % налоговых доходов общего бюджета (в основном за счет поступления  от НДС, которые составляют 45 %). Среди  прямых налогов основную роль играет подоходный налог с доходов физических лиц, составляющий 20 % налоговых поступлений.

Во Франции  существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет (федеральные налоги).

Основные федеральные налоги:

  1. НДС;
  2. подоходный налог с физических лиц;
  3. налог на прибыль предприятий;
  4. пошлины на нефтепродукты;

5) акцизы (кроме  обычных продуктов к акцизным  относят: спички, мин. вода, услуги  авиатранспорта);

6)налог на  собственность; 

7) таможенные  пошлины;

8) налог на  прибыль от ценных бумаг и  др.

Основные местные налоги:

1) туристский  сбор;

2)налог на  семью (состоит из трех налогов:  на жилье, земельный налог на  здания и постройки, налог на  землю);

3) налог на  профессию;

4) налог на  уборку территории;

5) налог на  использование коммуникаций;

6) налог на  продажу зданий. В целом, местные  налоги составляют 30 % общего налогового бремени, они же наполняют 40 % местных бюджетов.

К числу самых  важных прямых налогов во Франции  относятся:

- подоходный  налог; 

- налог на  прибыль акционерных обществ; 

- налог на  прибыль;

- налог на  собственность;

- налог на  автотранспортные средства.

Подоходный  налог им облагаются физические лица, а так же предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами. Ежегодно он обеспечивает около 20 % налоговых поступлений, принося почти 300 млрд. франков. Налог, в принципе, единый, высчитывается по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика. Ставки прогрессии – от 0 до 56,8 % в зависимости от доходов. Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы

Налог уплачивается, начиная с 18 летнего возраста. Обложение  осуществляется по совокупному доходу, заявленному в декларации, которая  составляется самим плательщиком один раз в год по доходам за предыдущий год. На подоходный налог возложены  функции стимулирования вкладов  населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все это создает  сложную систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Доходы делятся на 7 категорий, для каждой из которой своя методика расчета.

Налог на прибыль акционерных обществ. Доля налога на прибыль акционерных обществ в общей сумме налоговых поступлений составляет 10 % и имеет тенденцию к снижению. Это связано с постоянным снижением ставки. Данный налог применяется только к акционерным обществам. Доход юридических лиц, не являющихся акционерными обществами, облагается по правилам налогообложения физических лиц.

Акционерные общества облагаются не зависимо от вида ответственности. Объектом обложения выступает чистый доход по всем видам деятельности. Ставка составляет 34 % к сумме налогооблагаемого дохода и 42 %, если этот доход идет на выплату дивидендов, а не на развитие.

Уплата налога осуществляется пять раз в год: четыре раза – авансовые платежи по специальной  форме, исходя из данных прошлого года, пятый – по фактическим результатам  за год на основе декларации.

Налог на прибыль. Во Франции существуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим имуществом (налог на прибыль).

Розничная ставка налога применяется в зависимости  от срока, в течение которого здание находилось в собственности у  продавца. Ставка максимальная, если этот срок менее двух лет. Далее ставка сокращается до нуля в зависимости  от срока.

Прибыли, полученные от операций с ценными бумагами, включая сертификаты на акционерные  права, облагаются по ставке 16 %. Прибыль, полученная от операций с движимым имуществом, отличным от ценных бумаг, облагается налогом, если она является следствием сделки на сумму свыше 20 тысяч евро. Применяются ставки налога 4,5 %, 7 % – для предметов искусства  и 7,5 % – для сделок с драгоценными металлами. Более значительным является налогообложение доходов юридических  лиц, которые помимо прогрессивного налога на прибыль (ставка которого от 10 % до 42 %, а наиболее распространенный уровень – 34 %) уплачивают налоги, исчисляемые  от расходов на оплату труда (налог  на профессиональное образование (0,6 %), налог на долгосрочную профессиональную подготовку (1,5 % - 2,3 %) и налог на жилищное строительство (0,65 %). Это в целом  обеспечивает около 30% доходов государственного бюджета.

Налог на собственность. Налогообложение собственности во Франции также ориентировано, главным образом, на юридических лиц. Этот вид налогообложения формирует менее 10 % налоговых доходов государства.  
Налоги на собственность включают в себя:

- налог на  имущество хозяйствующих субъектов  (до 1,5 % стоимости);

- налог на  жилье; 

- налог на  земельный участок;

- налог на  автотранспорт.

 Некоторые  виды имущества полностью или  частично освобождены от уплаты  налога. Налог на собственность  носит прогрессивный характер. При  этом сумма подоходного налога  и налога на собственность  не должна превышать 85 % всего  дохода.

Итак, к группе налогов на собственность относится земельный налог на застроенные участки. Он взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости-здания, сооружения, резервуары и т.д., а также участков, предназначенных для промышленного или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка.

От данного  налога освобождается государственная  собственность и здания, находящиеся  за пределами городов и предназначенные  для сельскохозяйственного использования. Также этот налог не платят лица, старше 75 лет и получающие специальные  пособия из общественных фондов или  пособия по инвалидности.

Информация о работе Характеристика налоговой системы Франции