Характеристика налоговой системы Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:34, контрольная работа

Описание

Франция – страна, в которой в отдельных отраслях доминирует государственная собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой политики. Среди развитых стран Францию отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального значения.

Работа состоит из  1 файл

франция доделать.docx

— 46.46 Кб (Скачать документ)

Введение

Франция –  страна, в которой в отдельных  отраслях доминирует государственная  собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой  политики. Среди развитых стран Францию  отличает высокая доля налоговых  поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды  социального значения.

Налоговая система  Франции представляет собой в  рамках реализации экономической (регулирующей) функции точное отражение ее государственного устройства и основана не столько  на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.

Налоговая система  Франции имеет много общего с  российской налоговой системой, несмотря на то, что это государство не является ни законодательно, ни фактически федеративным и с точки зрения организации государственных финансов представляет собой жестко централизованную систему, построенную на государственном  и местном уровнях.

Среди главных  черт французской налоговой системы  следовало бы выделить такие, как  социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного  налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании  со строгостью, широкая система льгот  и скидок, открытость для международных  налоговых соглашений. Рассматривая налоговую систему Франции в  сравнении с российской, можно  говорить о ее большей эффективности. Многие ее достоинства почти зеркально  проецируются в область проблем  российской налоговой системы: слабый территориальный аспект, низкая собираемость, слабо выраженные социальные функции, противоречивость многих налогов.

Но здесь  следует учитывать период времени, в течение которого развивались  системы. Российская налоговая система  только формируется. Ее преимущества в  том, что в собственном развитии она может использовать опыт многих стран мира. И французский опыт также был бы полезен, т.к. многое из французского опыта можно было бы использовать в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика налоговой системы Франции.

Налоговая система  Франции представляет собой своеобразную совокупность налогов и сборов. Она  формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее  время система обладает стабильностью  в отношении перечня взимаемых  налогов и сборов, правил их применения. Ставки же пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства.

Законодательную базу налоговой системы Франции  составляет Налоговый Кодекс Франции. Во Франции он ежегодно уточняется при утверждении Закона о бюджете. К кодексу прилагаются два  тома разъяснений (ежегодных комментариев).

Налогообложение во Франции является для государства  главным источником формирования доходов  центрального бюджета, они обеспечивают более 90 % его доходной части.

Основополагающими принципами налоговой системы Франции  являются:

- системность;

- гибкость. Принцип гибкости налогообложения означает способность налоговой системы реагировать на изменения экономического положения, по возможности не прибегая к мерам налогового законодательства, и не создавая препятствий для экономического роста;

- социальная  направленность – этот принцип  тесно связан с принципом социальной  налоговой справедливости. Социальная  налоговая справедливость основывается  как на перераспределении, так  и обеспечении налоговой свободы прожиточного минимума. Это означает, что прожиточный минимум, необходимый для поддержания достойного человеческого существования в обществе, не должен подвергаться налогообложению.

Говоря о  налоговой системе нельзя забывать о государственных органах, обеспечивающих стабильность уплаты налогов – т.е. о налоговой службе. Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета

Во Франции  налоговая служба включает три уровня. На национальном уровне действуют Управление национальных и международных проверок, Управление проверок налогового положения  и Национальное Управление налоговых  расследований.

Крупные предприятия  обеспечивают 40-50 % совокупных налоговых  поступлений. Контроль осуществляет Управление национальных и международных проверок. На одного проверяющего в год приходится 8 проверок.

Управление  проверок налогового положения осуществляет контроль налогообложения физических лиц, имеющих очень высокие доходы или доходы сложной структуры: журналистов, артистов, спортсменов, руководителей  крупных предприятий.

Национальное  Управление налоговых расследований  занимается не контролем в чистом виде, а сбором информации о налогоплательщиках. В определенной степени оно выполняет роль налоговой полиции, но здесь нет вооруженных структур.

Во Франции 22 региона. На региональном уровне действуют 20 региональных и 10 межрегиональных  управлений. На этом уровне осуществляются проверки средних предприятий (с  оборотом от 10 до 400 млн. евро).

К низовому звену относятся налоговые управления департаментов. На этом уровне осуществляются налоговые проверки мелких предприятий (с оборотом менее 10 млн.евро).

Основными организационными структурами местных управлений являются службы исчисления налоговой  базы и контроля, службы взимания налогов, главная налоговая инспекция. В  свою очередь, служба исчисления налоговой  базы состоит из налоговых центров, отделов земельных налогов и  секторов по ипотечным операциям.

В задачи налоговых  центров входит исчисление баз для  взимания прямых налогов (за исключением  земельных), НДС и различных регистрационных  сборов. Работники центров ведут  дела налогоплательщиков, осуществляют всю текущую работу по контролю, в том числе непосредственно  контактируют с налогоплательщиками. Отделы земельных налогов осуществляют оценку и переоценку недвижимого  имущества, управление государственным  имуществом и контроль операций с  недвижимостью общественных организаций.

Служба взимания налогов обобщают бухгалтерскую  отчетность по всем видам налоговых  поступлений, ведут отдельные реестры  поступлений по каждому налогу.

Главные налоговые  инспекции административно-территориальных  единиц несут ответственность за координацию и проверку результатов  деятельности своих подчиненных  служб.

Переходя  к собственно налоговой системе  можно выделить ряд ее характерных  черт, это:

- социальная  направленность;

- преобладание  косвенных налогов; 

- особая  роль подоходного налога;

- учет территориальных  аспектов;

- гибкость  системы в сочетании со строгостью;

- широкая  система льгот и скидок;

- открытость  для международных налоговых  соглашений.

Налоговая система  Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и  впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость.

Отличительная черта налоговой системы Франции - высокая доля взносов в фонды  социального назначения (ФСН). Налоговые поступления в доход бюджета центрального правительства Франции составляет более 93 %.

Основной  налог, дающий большую часть поступлений  – это НДС – 45 %. Стандартная  ставка НДС в стране – 18,6 %, льготные ставки 2,1; 4 и 5,5 %, повышенная – 22 %. Льготные налоги составляют чуть более одной трети от суммы налогов, поступающих в центральный бюджет. Местные налоги составляют около 40 % доходной базы местных органов управления. Преобладают два вида местных налога: налог на предприятия и налог на семью.

Налоговая система  Франции довольно эластична. Эластичность налоговой системы заключается  в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и  экономической конъюнктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила  же применения налогов обычно стабильны  в течение ряда лет.

Все меры по налогообложению во Франции находятся  в компетенции Парламента (Национальной Ассамблеи). Там ежегодно уточняются ставки.

Для французской налоговой системы  характерны жесткая законодательная  регламентация, сочетающаяся, вместе с  тем, с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение  ряда лет.

К отличительным  особенностям французского налогообложения  можно отнести:

- стимулирование  роста вложений в науку; 

- налоговый  авуар;

- налогообложение  доходов от перепродажи имущества.

Стимулирование  роста вложений в науку предусматривает  налоговые кредиты в размере 50 % от ежегодного прироста вложений на НИОКР. При снижении вложений налог возрастает на 50 % от суммы уменьшения.

Налогообложение доходов от перепродажи имущества. Разница между продажной и  покупной ценой представляет собой  базу обложения. К ней применяются  две разные ставки: 42 %, если акт продажи  произошел в течение двух лет  владения; 15 %, если акт продажи произошел  после двух лет владения.

Налоговый авуар  представляет собой компенсацию  двойного налогообложения держателей акций, которые облагаются подоходным налогом как физические лица с  доходов от дивидендов и также  облагается налогом доход АО. Размер налогового авуара равен половине стоимости распределяемых дивидендов.

Французские налоги взаимоувязаны в целостную  систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные  органы имеют достаточно широкие  права в этой области, но ограничены рядом условий.

Налогообложение опирается на государственную систему  бухучета, которая является обязательной.

 

  1. Система налоговых органов и организация налогового контроля во Франции.

Главное налоговое  управление (ГНУ) является ведущим подразделением Министерства экономики, финансов и бюджета Франции. В бюджетах департаментов и коммун основную роль играют прямые местные налоги: два земельных, налог на жилище и промысловый (профессиональный) налог. Наиболее высокая собираемость - у местных налогов, на втором месте находится НДС, на третьем - налог на прибыль корпораций. Во Франции около 4 млн хозяйствующих субъектов, около 35 млн физических лиц,обязанных подавать налоговые декларации, и 17 тыс. проверяющих. Невозможно проверить всех, необходим соответствующий отбор. Поэтому важнейшим принципом налогового контроля является соблюдение критерия экономической целесообразности, соответствие целей контроля и затраченных средств. Вторым важнейшим принципом является соблюдение гарантий и прав налогоплательщика. Действует презумпция добропорядочности" налогоплательщика. Если налогоплательщик задекларировал свои доходы, в срок уплатил налоги, то он пользуется всеми гарантиями и правами. При судебных разбирательствах в первую очередь проверяется, не были ли нарушены права налогоплательщика. К лицам, уклоняющимся от налогообложения, не будут применяться гарантии, так как они нарушили принцип обязательности уплаты налогов.

Налоговые органы имеют право, а в ряде случаев  обязаны давать официальные разъяснения  нормативных актов в форме  инструкций и циркуляров, публикуемых  в официальном издании - Bulletin de la direction generale des impots. Кроме того, налоговая  администрация обязана в письменной форме отвечать на вопросы налогоплательщика. Эти ответы налогоплательщик может  использовать для своей защиты в  суде. Расследование проводится при наличии для этого достаточных оснований, уверенности в успехе. Работники Управления имеют право на обыск. При проведении обыска присутствуют сотрудники налоговой полиции под контролем налогового судьи.

Показателями  эффективности налогового контроля являются количество проверок, которые  проводит один проверяющий в год. К качественным показателям относятся, во-первых, сумма доначисленных налогов, при этом обязательно указывается  причина доначислений (сознательное уклонение от уплаты налогов или  небрежность, забывчивость), а также  действия, предпринятые для того, чтобы  налоги были уплачены в полном объеме. Во-вторых, соотношение между затраченными средствами и общей величиной  доначисленных сумм (соотношение  сил и результатов). Это позволяет  сравнивать между собой деятельность разных Управлений, других подразделений.

Руководитель  департаментского подразделения остается на своем посту, как правило, 3 - 4 года. Новый руководитель обязан в течение 6 месяцев провести анализ ситуации в подчиненном ему подразделении, принять письменные обязательства  по улучшению положения дел, которые  он должен выполнить в течение 2-х  лет. В том случае, если эти обязательства  не выполняются, данный сотрудник не будет продвигаться по службе. Отбор  дел для проверок осуществляется различными способами: 
    1. На основе изучения дел налогоплательщиков по декларациям. 
Декларации поступают в налоговые центры, где проверяется их формальная сторона. Затем полученная налоговыми органами информация сравнивается с данными, представленными налогоплательщиками. В настоящее время такие сопоставления осуществляются автоматически. В результате изучения деклараций сотрудники Управления выявляют типичные нарушения и вносят соответствующие предложения. 
    2. Поиск сторонней, внешней информации. С целью такого поиска на всех трех уровнях созданы специальные структуры, например, на департаментском уровне - бригада контроля и поиска информации, на общенациональном - межрегиональные бригады. Кроме того, свои предложения вносят сотрудники, осуществляющие выездные проверки. 
   Отбор налогоплательщиков осуществляется на основе совокупности всей этой информации. При этом большая часть предложений о проверке исходит из налоговых центров. Структуры, занимающиеся поиском внешней информации, дают только 5% предложений. 
   Сведения поступают в налоговые центры из различных источников. Налоговая администрация имеет право на ознакомление с документами, ограничительный перечень которых перечислен в Налоговом кодексе. По закону ряд лиц обязан представлять информацию. К таким лицам относятся следующие: 
 1) все работодатели - государственные и частные - обязаны предоставлять в ГНУ сведения о выплаченной зарплате, гонорарах. Такие же требования предъявляются к лицам, выплачивающим пожизненную ренту; 
 2) лица, выплачивающие доходы от ценных бумаг (дивиденды) либо доходы от участия в предприятиях; 
 3) банки передают в налоговые органы информацию об открытии счетов. Количество счетов, которое может открыть предприятие, не ограничивается. Банки обязаны также ежегодно декларировать некоторые операции, осуществляемые клиентами. Сюда относится получение дивидендов, процентов, а также доходов от продажи ценных бумаг. При таких операциях банки открывают особые счета. Доходы по вкладам могут превышать доходы от основной деятельности налогоплательщика.

Информация о работе Характеристика налоговой системы Франции