Функции налогов и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 01:57, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является приобретение знаний о функциях налогов, а также о классифицирующих признаках и соответствующих им классификаций налогов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть функции и определить возможные классификации налогов. При решении поставленных задач были проанализированы источники по специальной литературе, нормативные документы.

Содержание

Введение 3

1. Функции налогов 5

2. Классификация налогов .8

Заключение 21

Практическая часть 22

Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

НАЛОГИ.docx

— 80.23 Кб (Скачать документ)

    Процентные  ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и

могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными. Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения. Примером пропорциональной ставки могут служить, в частности, установленные российским законодательством ставки налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц.

    Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, при этом каждая последующая часть облагается повышенной ставкой.

    Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода. Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты увеличивается при росте этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее регрессивность, увеличивающую неравенство граждан после уплаты налогов. В российском налоговом законодательстве указанные ставки были установлены по введенному с 2001 г. и отмененному с 2010 г. единому социальному налогу.

    По  содержанию налоговые ставки делятся  на три вида; маргинальные, фактические (средние) и экономические. Маргинальные – это налоговые ставки, приведенные в налоговом законодательстве. Фактические налоговые ставки представляют собой отношение суммы уплаченного налога к величине налоговой базы. Экономические ставки определяются как отношение суммы уплаченного налога к размеру всего полученного дохода. [2, с. 98]

     По  способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. В этом случае размер налогового оклада точно известен налогоплательщику или его возможно рассчитать.

     В качестве примера можно привести подоходный налог, уплачиваемый физическими  лицами, налог на прибыль предприятий  и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.

     Среди прямых налогов выделяют:

     Реальные  прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или  иного объекта налогообложения (налог  на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.).

     Личные  прямые налоги уплачиваются с действительно  полученного дохода и отражают фактическую  платежеспособность. К ним относятся  подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий  и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.

     Косвенные (иначе – адвалорные) налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.). Сумму, уплачиваемую налогоплательщиком, в этом случае подсчитать практически не представляется возможным. Однако очевидно, что основную часть бремени по уплате этих налогов несут конечные потребители, т.е. физические лица.

     Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины. В развитых странах преобладают акцизы – косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия). Акцизы по способу взимания делятся на индивидуальные – устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров, и универсальные – взимаемые со стоимости всего валового оборота (НДС). Универсальные акцизы более выгодны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента товаров увеличивается поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все товары, попадающие в реализацию. Первоначально универсальный акциз взимался на одной стадии (потребления) в розничной торговле. После Второй Мировой войны был введен каскадный налог с оборота (т.е. взимался на всех этапах производства). Сегодня для него характерна однократность обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие от налога с оборота взимается не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая добавляется на конкретной стадии производства. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, накладные расходы. 

     Второй вид косвенных налогов – фискальная монополия – монопольное право государства на производство и (или) реализацию определенных товаров, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров (например, винно-водочных изделий) и продает товар по очень высокой цене, которая включает в себя и сам налог. Фискальная монополия может быть частичной (или производство, или реализация), либо полной. 

     Третий вид косвенных налогов – это налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются: 

     1. по видам - на экспортные, импортные, транзитные; 

     2. по построению ставок – на специфические (устанавливаются в твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости) и сложные (сочетание специфических и адвалорных ставок) 

     3. по экономической роли – на фискальные, протекционистские (для защиты внутреннего рынка от импортных товаров), антидемпинговые (повышенные пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные пошлины на один импортный товар, либо на весь импорт). 

     При формировании налоговой системы большое значение имеет определение оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами. 

     Основное  отличие между прямыми и косвенными налогами – по месту формирования источника выплаты налога. Если при  прямом налогообложении источник формируется  непосредственно у налогоплательщика, то при косвенном источник налога поступает налогоплательщику в  составе иных платежей (в основном в составе цены). [1, с. 123]

     По  субъекту-налогоплательщику выделяются следующие группы налогов: налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.); налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.). Данная разновидность не случайно названа «налоги с предприятий и организаций», а не «налоги с юридических лиц». Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.

     Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.). [4, с. 41]

     По  органу, который устанавливает  и конкретизирует налоги Действующие в Российской Федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.

     Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей ее территории.

     Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных налоговым законодательством, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному региональному налогу.

     Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

    В ст. 13–15 НК РФ приведена следующая  классификация налогов (с 1 января 2005 г.).

     К федеральным налогам и сборам относятся:

     1) налог на добавленную стоимость  (НДС);

     2) акцизы;

     3) налог на доходы физических  лиц (НДФЛ);

     4) единый социальный налог (утратил  силу с 1 января 2010 г.);

     5) налог на прибыль организаций;

     6) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

     7) утратил силу с 1 января 2006 г.;

     8) водный налог;

     9) сборы за право пользования  объектами животного мира и  объектами водных биологических  ресурсов;

     10) государственная пошлина.

     К региональным налогам относятся:

     1) налог на имущество организаций;

     2) налог на игорный бизнес;

     3) транспортный налог.

     К местным налогам относятся:

     1) земельный налог;

     2) налог на имущество физических  лиц.

     К специальным налоговым режимам  относятся:

     1) система налогообложения единым  сельскохозяйственным налогом (ЕСХН);

     2) упрощенная система налогообложения  (УСН);

     3) система налогообложения единым  налогом на вмененный доход  для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

     4) система налогообложения при  выполнении соглашений о разделе  продукции. [5, с. 6]

    По  объекту обложения можно разграничить налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные), с использования ресурсов (рентные).

    Налоги  с имущества (имущественные) – это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Характерной особенностью имущественных налогов является то, что их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщика, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге – мощностью двигателя, в налоге на имущество – стоимостью, в земельном налоге – несколькими характеристиками, например, назначением земель, кадастровой оценкой.

    Налоги  с дохода – это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика. Различают налоги с дохода фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности. К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохозяйственный налог и налог в упрощенной системе налогообложения. К вмененным налогам с доходов можно отнести систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.

    Налоги  с потребления – это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облагается потребление строго определенных групп товара, например акцизы на отдельные виды товара, универсальными – все товары (работы, услуги), за отдельным исключением, например НДС, а монопольными – производство и (или) реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства. К таким товарам ранее традиционно относилась соль, два последних века основу их составляли алкогольные напитки и табачные изделия. В настоящее время большинство стран отходит от практики монопольного производства, отсутствуют такие налоги и в российской налоговой системе.

Информация о работе Функции налогов и их классификация