Функции налогов и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 01:57, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является приобретение знаний о функциях налогов, а также о классифицирующих признаках и соответствующих им классификаций налогов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть функции и определить возможные классификации налогов. При решении поставленных задач были проанализированы источники по специальной литературе, нормативные документы.

Содержание

Введение 3

1. Функции налогов 5

2. Классификация налогов .8

Заключение 21

Практическая часть 22

Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

НАЛОГИ.docx

— 80.23 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ФИЛИАЛ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКОГО ЗАОЧНОГО

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

в г. Архангельске 
 

Кафедра Финансы и кредит 
 
 
 
 

Контрольная работа

 

по дисциплине

 «Налоги и налогообложение»

Вариант № 2

«Функции  налогов и их классификация» 
 
 
 
 
 

            Выполнила 
             
             
             
             

            Проверил

            студентка IV курса

            1 высшее образование 

            Периферия, бюджет

            специальность «БУ, А и А»

            №  07УББ00582

            Гуль Мария  Васильевна

            Скрипниченко  Владимир Александрович

 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Архангельск 2011 
    Содержание
     

Введение 3

1. Функции  налогов 5

2. Классификация  налогов .8

Заключение 21

Практическая  часть 22

Список  литературы 29 

 

Введение

     Налоги  – гибкий инструмент воздействия  на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или  сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос  и предложение, регулировать количество денег в обращении.

     В современном цивилизованном обществе налоги основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

     Многообразие  существующих налогов вызывает необходимость  их классификации (разделения на виды) на определенной основе. Отнесение  того или иного налога к определенному  виду позволяет более четко уяснить  содержание и суть данного налога. Кроме того, при всей многочисленности и разнообразии налогов классификация  позволяет устанавливать их сходства и различия. Особенности отдельных  групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

     Обобщая изложенное, необходимо подчеркнуть, что  классификация налогов имеет  не только теоретическое, но и практическое значение, так как она характеризует  налоговую систему в целом. С  ее помощью осуществляется анализ системы  налогообложения, и делаются необходимые  выводы для ее дальнейшего совершенствования.

    Целью данной контрольной работы является приобретение знаний о функциях налогов, а также о классифицирующих признаках  и соответствующих им классификаций  налогов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть функции и определить возможные классификации налогов. При решении поставленных задач были проанализированы источники по специальной литературе, нормативные документы.

    Практическая  часть контрольной работы предусматривает  решение трех задач с пояснениями, ссылаясь на Налоговый кодекс Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Функции налогов 

     Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

     Выделяют четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.

     Все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое.

     Разграничение функций налога носит в значительной мере условный характер, поскольку они осуществляются одновременно. Отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других. Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций. [1, с. 117]

     Фискальная функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция - основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

     Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика. [4, с. 36]

     Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

      спекулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключении, преференций (предпочтений);

      дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового времени препятствует развитию определенных социально экономических процессов.

     Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов.

     Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны воспроизводится. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра — всегда. Поэтому, эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;

      подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов. [2, с. 95]

     Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

     Анализ поступлений налогов, тенденций развития налогооблагаемой базы и составляющих ее элементов и на этой основе прогнозирование объемов поступлений платежей в бюджет на определенный период являются важнейшими задачами экономических ведомств, финансовых органов на всех уровнях управления. 

     Неотъемлемой частью анализа и прогнозирования является разработка предложений по корректировке законодательства, регулирующего взаимоотношения хозяйствующих субъектов между собой, с государством и населением. Своевременно внесенные в законодательном порядке предложения способствуют устранению негативных явлений в экономике и увеличению доходной части бюджета. Предметом анализа в рамках налогооблагаемой базы является динамика объемов производимой продукции, индекс цен, валовая прибыль, уровень оплаты труда, изменения количественного и качественного состава предприятий и др. 

     Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т. е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т. е. экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее. 

     Применение налогов является одним из методов обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. [4, с. 37]

2. Классификация налогов 

     Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе.

     Классификация налогов призвана иметь не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация должна позволять:

     •   проводить укрупненный анализ налоговой системы;

     •   обосновывать суждения о решении комплекса задач налогового федерализма;

     •  давать   различные   оценки   и   проводить   сопоставления   по группам налогов не только в статике, но и особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов меняется;

     •   устанавливать сходства и различия групп налогов, соотносить их с определенными источниками покрытия, группами объектов и субъектов обложения;

     •   оценивать тяжесть обложения по разным группам объектов и субъектов;

     •   проводить   международные   сопоставления,   ведь   налоговые системы разных стран существенно различаются и прямые сравнения по всему перечню налогов просто не осуществимы они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям;

     •   использовать ее для  нужд ведения  Системы  национальных счетов (СНС) и др.

     Понятно, что такой комплекс задач просто не по силам какой-либо одной классификации. Каждая из них призвана наилучшим образом решать свою задачу. Следовательно, обоснованным будет следующее определение.

     Классификация налогов — это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, произведенное на основании определенного разграничивающего признака и обусловленное целями (задачами) систематизации и сопоставлений. [1, с. 121]

    Рассмотрим  классифицирующие признаки и соответствующие  им классификации налогов.

    По  применяемой ставке. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными).

    Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом.

Информация о работе Функции налогов и их классификация