Формирование доходной части бюджетов разных уровней за счет налоговых поступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 07:04, курсовая работа

Описание

Актуальность темы состоит в том, что аппарат теоретического обоснования перспективных направлений развития налогово-бюджетной системы России остается слабо разработанным, что приводит к недостаточному обеспечению бюджетов соответствующими доходами, также отсутствие четкой научно обоснованной классификации доходов бюджетов приводит к неопределенности в методах разграничения обязательных платежей между бюджетами всех уровней бюджетной системы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по налогам Финиш.docx

— 114.43 Кб (Скачать документ)

     Моральные, или психологические, причины коренятся  и порождаются характером налоговых  законов. Норма закона предполагает, что он является обязательным для  всех без исключения. Однако налоговое  законодательство не является на практике общим в силу налоговых льгот  для отдельных категорий налогоплательщиков или сфер деятельности. Данное обстоятельство вызывает чувство несправедливости и выступает в качестве причины  уклонения от уплаты налогов.

     Существенным  фактором так же является постоянство  законодательной базы, что означает неизменность на протяжении длительного  периода времени. Россия в этом плане  нестабильна, и ее законодательство в налоговой сфере меняется часто. Достаточно сказать, что с 1991 по 2000 гг. налог на прибыль изменялся и  дополнялся 25 раз, налог на добавленную  стоимость — 23 раза.

     В настоящее время в России накоплен значительный опыт у налогоплательщиков по уклонению от уплаты налогов. Способы уклонения или снижения налогового бремени многочисленны и зависят от многих факторов, в том числе от самого вида налога. В то же время все известные способы можно подразделить на две самостоятельные категории:

     ♦ незаконное уменьшение или уклонение  от уплаты налогов;

     ♦ легальное снижение или правомерное  уменьшение налоговых выплат.

     1. Незаконное уклонение от уплаты  налогов. Уклонение от уплаты  налогов, согласно российскому  уголовному законодательству (ст. 198, 199 УК РФ), представляет собой форму  уменьшения налоговых выплат, при  которой налогоплательщики умышленно  уменьшают размер налоговых обязательств. В данном случае снижение или  полная неуплата налога осуществляется  путем нарушения законодательства.

     Совершенное в крупном размере подобное правонарушение (сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч  рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов  подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч  рублей) наказывается штрафом в размере  от ста тысяч до трехсот тысяч  рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного  за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести  месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. То же деяние, совершенное в особо крупном размере (сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.) - штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

     Уход  от налогов, как правило, осуществляется в виде уклонения от постановки на учет в налоговые органы, сокрытия доходов, сокрытия объектов налогообложения, нарушения правил бухгалтерского учета, фальсификации учетных данных, уничтожения документов, неправомерного использования налоговых льгот, заключения фиктивных договоров с обналичивающими фирмами, своевременного закрытия фирмы и т. д. При рассмотрении вышеизложенных способов можно отметить, что по тяжести содеянного следует выделить некриминальное и криминальное уклонение от уплаты налогов.

     Некриминальное  уклонение от уплаты налогов не влечет за собой налогового преступления и  применения мер уголовной ответственности. К некриминальным способам можно  отнести (в зависимости от сумм неуплаченных налогов): неправильное отражение операций в бухгалтерском учете, заключение фиктивных договоров, переоформление договоров (изменение их содержания после исполнения), выплаты санкций  за несуществующие договорные обязательства  и т. д.

     Криминальные  уклонения от уплаты налогов влекут за собой состав преступления с применением  мер уголовной ответственности. К таким способам относятся: включение  в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или  расходах; неуплата страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды (в крупных размерах, т. е. превышающих 100 МРОТ, а в особо крупных — 5000 МРОТ); подделка документов; фальсификация  данных бухгалтерского учета; фиктивный  прием на работу «мертвых душ»; неоприходование или уменьшение неоприходованных налоговых денежных средств; неотражение выручки, полученной по расчетным счетам или путем обмена продукцией; неоприходование поступающих товарно-материальных ценностей; осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации и т. д.

     2. Законное уменьшение налогов.  В данную категорию входят  способы, определяющие экономический  эффект в виде уменьшения налоговых  платежей. В принципе это есть  не уклонение от уплаты налогов,  а уменьшение размеров налоговых  обязательств посредством правомерных  действий налогоплательщика с применением разрешенных или нерегулируемых законодательством способов.

     К таким способам можно отнести:

  • выплаты рабочим и служащим неполной заработной платы и ее доплаты за счет материальной помощи, которая не облагается налогом в пределах 12-кратного минимума заработной платы;
  • реализацию товаров по ценам ниже себестоимости; обмен товарами (бартерные сделки);
  • безвозмездную передачу денежных сумм, имущества или квартир в собственность члена коллектива;
  • выдачу ссуд;
  • увеличение стоимости основных средств путем переоценки, т. е. увеличение собственности продукции (работ, услуг) посредством начисления амортизации, и наоборот — занижение стоимости основных средств предприятия путем переоценки при исчислении налога на имущество (недвижимость);
  • выбор места регистрации оффшорного предприятия в случае вывоза капитала и перемещения товаров и др.

      Стоит отметить, что Министерство Финансов РФ постоянно работает над направлениями изменения налогового законодательства с целью повышения его эффективности.

      Так, в 2009 г. Совет Федерации одобрил Закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ».  Данным законом вносятся изменения в отдельные главы Налогового кодекса, связанные с практикой применения налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и земельного налога.

     Заместитель министра финансов РФ Сергей Дмитриевич Шаталов провел в Москве пресс-конференцию  на тему "Налоговая политика Россия в 2010 - 2012 гг. Вопросы и перспективы".6

     На  конференции было отмечено, что ежегодно в России уменьшается налоговая  нагрузка примерно на 1% ВВП и эта  тенденция сохранится и в 2008 году. Ожидается снижение налогового бремени, и как следствие, федеральный  бюджет, в частности, недополучит 250 млрд. рублей в виде налоговых платежей.

     Кроме того, Шаталов С. Д. напомнил о решении  государства взять на себя часть  расходов по накопительной системе  пенсий. По его словам, государство  готово со финансировать накопительную часть пенсий. Работодатели также готовы вносить часть средств в накопительную часть пенсий своих сотрудников, но при этом выдвигают ряд условий - в первую очередь работодатели просят освободить их от выплаты налогов, в частности, единого социального налога. Сергей Дмитриевич сказал, что министерство готово рассмотреть эти предложения и в целом с ними согласно.

     Говоря  о задачах в плане совершенствования  налоговой системы, Шаталов С.Д. сообщил, что рассматривается возможность  снижения коэффициента ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В первую очередь речь идет о налоговом  послаблении для месторождений  уже сильно истощенных, расположенных  в Восточной Сибири.

     Сергей  Дмитриевич также считает необходимым  уйти от нулевой ставки НДПИ на попутный газ. Он не стал уточнять, какая процентная ставка будет установлена для  предприятий, осуществляющих добычу газа, но сказал, что это решение нужно  принимать поэтапно, после проведения детального обсуждения. Он напомнил, что  сейчас ставки налога на добычу попутного  газа составляют 147 рублей за 1 тыс. кубических метров. Эта ставка не менялась в  течение последних трех лет, между  тем розничные цены на природный  газ внутри страны существенно выросли, отметил Шаталов. Он отметил, что  сейчас поступления от НДПИ занимают одно из ключевых мест в структуре доходов федерального бюджета. Шаталов предположил, что в последующие годы поступления от этого вида налога сократятся, так как многие месторождения полезных ископаемых со временем закрываются, а другие только-только начинают осваиваться.

     Также было заявлено, что Министерство финансов РФ не намерено, по крайней мере до 2012 года, менять 13-процентную ставку налога на доходы с физических лиц.

     Касаясь результатов налоговой амнистии, проведенной в России в прошлом  году, заместитель министра сказал, что было легализовано 4 млрд. рублей.

     Но, уже в конце марта этого  года появились сообщения о том, что надежды бизнеса на снижение налогового бремени могут не оправдаться. И снижение НДС компенсируют повышением ЕСН, о чем глава Минздравсоцразвития Татьяна Алексеевна Голикова заявила журналистам.

     Также правительство РФ рассмотрело планы работы Минздравсоцразвития. В числе главных задач, которые предстоит решать министерству, сокращение дефицита Пенсионного фонда, который по оценкам экспертов к 2012 году может составить 633,4 млрд. руб. Было отмечено, что в рамках совершенствования системы пенсионного обеспечения рассматривается возможность повышения регрессивной ставки единого социального налога (ЕСН). По словам Голиковой Т. А., такое решение может быть реализовано одновременно со снижением НДС. Таким образом, совокупная налоговая нагрузка если и уменьшится, то крайне незначительно.7 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Налоговая система является одним из главных  элементов рыночной экономики. Она  выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов  экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы  налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

     Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т. д. несомненно, играет отрицательную  роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям  как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы  на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

     Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию  налоговой системы.

     Анализ  реформаторских преобразований в области  налогов в основном показывает, что  выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов  налоговой системы (прежде всего  размеров ставок, предоставляемых льгот  и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного  к рыночным отношениям периода. И  это не случайно, ибо оптимальную  налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической  основе.

     На  сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов  в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку  было бы совершенно неразумно не уделять  первостепенное внимание специфике  экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

     Хотелось  бы подчеркнуть, что пока не будет  выработано авторитетной целостной  концепции реформирования налогообложения  и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере  останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и  специалистов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников: 

  1. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи “Экономика”- М.:, “Дело”,2000г.
  2. Бобоев М.Р. (К.э.н), Наумчев Д.В. (Советник налоговой службы I ранга) – «О проблемах и перспективах развития налоговой системы Российской Федерации» // «Налоговый вестник», №9, 2001.
  3. Конституция РФ: Научно-практический комментарий. – Ростов н/Д: «Март», 2001.
  4. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  5. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2002.
  6. Качанова Е.А. Курс лекций "Государственные и муниципальные финансы"– М.: Финансы и статистика, 2003.
  7. Налоги и налогообложение: Учебник / Д.Г. Черник и др. – 2-е изд., доп. И перераб. – М.6 ИНФРА-М, 2004.
  8. Колчин С.П. Налогообложение. Учебное пособие. –М.: "ИПБ-БИНФА", 2004.
  9. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие/ Под ред. Алиева Б.Х. - М.: Финансы и статистика, 2005.
  10. Налоги и налогообложение. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской – Спб.: Питер, 2005.
  11. Александров И. М. Налоги и налогообложение: Учебник. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: «Дашков и Ко», 2006.
  12. Налоговый кодекс РФ. – М.: ГроссМедиа, 2007.
  13. Бюджетное послание президента российской федерации федеральному собранию РФ о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах.
  14. Данные с официального сайта Министерства Финансов РФ http://www.minfin.ru/
  15. Данные с официального сайта Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/
  16. Данные с сайта http://www.rambler.ru/news/economy.html
  17. Данные с сайта www.regnum.ru/news
  18. Данные сайта http://www.polit.ru/analytics/nalog.html

Информация о работе Формирование доходной части бюджетов разных уровней за счет налоговых поступлений