Формирование доходной части бюджетов разных уровней за счет налоговых поступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 07:04, курсовая работа

Описание

Актуальность темы состоит в том, что аппарат теоретического обоснования перспективных направлений развития налогово-бюджетной системы России остается слабо разработанным, что приводит к недостаточному обеспечению бюджетов соответствующими доходами, также отсутствие четкой научно обоснованной классификации доходов бюджетов приводит к неопределенности в методах разграничения обязательных платежей между бюджетами всех уровней бюджетной системы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по налогам Финиш.docx

— 114.43 Кб (Скачать документ)

Введение

     Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место  отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство  широко  использует  налоговую  политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

     Устанавливая  налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую  деятельность. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит  результативность применяемых экономических  решений. Применение  налогов  является одним из экономических методов  управления и обеспечения взаимосвязи  общегосударственных интересов  с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной  подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -  правовой формы предприятия. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий  всех форм  собственности  с  государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

  В  условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии  наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

     Налоговая система в Российской Федерации  практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. При этом данная реформа должна была способствовать определенному выравниванию уровней доходов всех групп населения, оказывать поддержку малоимущим,  обеспечивать более-менее справедливое распределение налогового бремени по регионам и др.

     За  сравнительно короткий промежуток времени  с начала 1990-х годов до сегодняшних  дней налоговая система России прошла несколько этапов развития. Радикальные  преобразования в экономике были невозможны без реформирования и  отладки налоговой системы.

     Важно отметить, что для новейшей истории  становления российской налоговой  системы характерно было то, что  многие проблемы решались методом проб и ошибок, без учета исторического  опыта прошлых лет, без должного критического анализа зарубежного  опыта, без учета конкретной экономической  ситуации. Новая налоговая система рождалась в жестких дискуссиях по основополагающим методологическим принципам. Было велико желание чрезмерного повышения уровня налогов с целью быстрого решения экономических и социальных проблем. С течением времени пришло понимание необходимости взвешенного подхода к формированию налоговой системы, отхода от идеи «больших скачков», особенно неприемлемых для экономики переходного периода.

     За  последние годы много сделано  для существенного улучшения  налоговых отношений в российской экономике. Приняты серьезные поправки в часть первую Налогового кодекса  Российской Федерации, направленные на улучшение налогового администрирования  и совершенствование правил контрольной  работы налоговых органов. Снижается  налоговая нагрузка на экономику. Осуществлены серьезные мероприятия по упрощению  налоговой системы страны путем  установления закрытого перечня  налогов, сокращения их числа, унификации налоговых баз, правил и порядка  уплаты конкретных налогов.

     Вместе  с тем формирование налоговой  системы страны еще не закончено. Можно говорить лишь о создании основ  современной налоговой системы  государства с рыночной экономикой. Налоговая система страны весьма далека от стабильности.

     Актуальность  темы состоит в том, что аппарат теоретического обоснования перспективных направлений развития налогово-бюджетной системы России остается слабо разработанным, что приводит к недостаточному обеспечению бюджетов соответствующими доходами, также отсутствие четкой научно обоснованной классификации доходов бюджетов приводит к неопределенности в методах разграничения обязательных платежей между бюджетами всех уровней бюджетной системы.

     Цель  нашей работы – раскрыть сущность проблем, связанных с формированием доходной части бюджетов разных уровней за счет налоговых поступлений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Социально-экономическая  сущность налогов

    1. Сущность налогов, их функции и элементы

      Налог – одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и  политическое явление. Группа ученых - экономистов во главе с профессором В. М. Родионовой отмечают, что с организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Иной точки зрения придерживается профессор А. Н. Люсов. " Налоги, - пишет он, - представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей". Наиболее удачной позицией, характеризующей сущность налогов, на наш взгляд, является мнение профессора В. Ю. Галкина. Он утверждает, что мобилизуемые государственной властью налоги имеют принудительный характер, взимаются для покрытия государственных расходов, не требуют прямого или специального эквивалента и предполагают наличие в стране отдельных хозяйств, включая частные. Эта точка зрения обобщает все выше изложенное и наиболее полно раскрывает сущность налогов.

      Налоговая система1 — совокупность налогов (сборов), принципов их установления, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Цель налоговой системы — аккумулирование денежных средств в руках государства для выполнения им общественно полезных функций.

     Под налогом (сбором, пошлиной) понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня государственной власти (или внебюджетный фонд) установленной суммы денежных средств, осуществляемый налогоплательщиком в порядке и на условиях, определенных законодательством страны.

     Для характеристики налога необходимо выделить те специфические признаки, которые  позволяют определить условия и  порядок его существования как  категории. Так, налогам присущи  следующие характерные черты, которые  закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в  сфере налоговой деятельности государства:

  • императивность, которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно внести часть своего дохода (согласно закону), а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;
  • смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению;
  • безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределении отданной части своего дохода;
  • легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций.

     Социально-экономическая  сущность налогов, их внутреннее содержание и общественное назначение раскрываются через их функции. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента самостоятельного распределения доходов. Большинство авторов считают, что в условиях рыночных отношений налогам присущи, пять основные функции: фискальная, регулирующая, социальная, контрольная и стимулирующая, каждая из которых отражает отдельную сторону этой экономической категории2.

     Основные  функции налога:

  • Фискальная. Это главная функция налогов, она означает изъятия денежных средств в казну. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога – формирование финансовых ресурсов государства.
  • Регулирующая. Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов. Сущность этой функции заключается в регулирующем на развитие стороны деятельности закона. Данная функция носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе.
  • Стимулирующая. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.
  • Распределительная функция. Она состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.
  • Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля над проводимой финансовой политикой государства.

     Все функции налогов тесно взаимосвязаны  и реализуется в совокупности.

     Теоретическую основу налогов составляют его элементы. По налоговому кодексу РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

     Налогоплательщики и плательщиками  сборов - организации и физические лица, на которые в соответствие с налоговым кодексом возложены обязанности, соответственно налоги и (или) соборы.

     К элементам налогообложения относятся:

  • Объект налогообложения: юр факты или действия, которые обязывают заплатить налог
  • Налоговая база. Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, например – стоимость имущества.
  • Налоговый период. Период времени, по истечению которого определяется наличная база и исчисляемая сумма налога. Он может состоять из одного или более отчётных периодов, например – 12 месяцев.
  • Налоговая ставка – величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы
  • Порядок исчисления налога. Последовательность действия по определению суммы налога, подлежащую уплате. Он устанавливается применительно каждому налогу.
  • Порядок и сроки уплаты налогов. Последовательность действий с привязкой ко времени по уплате налога.

     Если в законе не определен хотя бы один из перечисленных  элементов, то налогоплательщик не несет  полной ответственности за уплату этого  налога.

     Все налоги взимаются из принципов определенных законодательством РФ. Принцип – базисное положение теории, идеи, системы. Существует множество принципов налогообложения, выделим основные из них:

  • Принцип справедливости. Он означает, что налоговая система должна обеспечивать единство подходов к налогоплательщикам, всеобщность налогообложения, а также пропорциональность налогораспределения, налогового времени, относительно доходов налогоплательщиков. Данный принцип исключает возможность предоставления отдельным налогоплательщикам индивидуальных налоговых льгот.
  • Принцип определённости. Сумма, способ, место платежа должны быть заранее известны налогоплательщику и любому другому лицу. Не допускается неясность налоговых законов, должно соблюдаться правило простоты и оперативности взимания налогов. Налог должен являться предсказуемым элементом при разработки предприятия стратегия своего развития, кроме этого по российскому законодательству все неопределённости налогового кодекса трактуются в пользу налогоплательщика.
  • Принцип удобства. Он означает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен для налогового плательщика. Этот принцип реализуется в упрощении подачи налоговой декларации и в совершенствовании работы налоговых органов.
  • Принцип дешевизны. Он включает в себя сокращение издержек по взиманию налогов, отмену налогов, доходы по которым не окупают затрат на сборы, а также научный подход к определению оптимальных ставок и штрафных санкций за налоговый промоушен.
  • Принцип однократности налогообложения. Один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только единожды.
  • Принцип гибкости налога. При изменении экономической ситуации в обществе и потребности государства в налоговых поступлениях налоги могут пересматриваться.
  • Принцип политической ответственности. Налоговая система должна быть построена для убеждения налогоплательщика в том, что они платят налоги для своего же блага. Политическая система должна точно выражать предпочтения налогоплательщиков. Если налогоплательщик не чувствует возмещения от уплаченных налогов со стороны государства, то они стремятся уклониться от уплаты налога.

Информация о работе Формирование доходной части бюджетов разных уровней за счет налоговых поступлений