Цели и тенденции реформирования налообложения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание

Главной целью работы является определение целей и тенденций реформирования налогообложения в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:

- изучить сущность налоговых реформ и причины их проведения;

- рассмотреть и изучить классификацию налоговых реформ;

- исследовать основные этапы развития налоговых реформ;

- определить основные цели и тенденции налоговой реформы в Российской Федерации;

- изучить проблемы и пути реформирования налоговой системы в РФ;

- выделить перспективы развития налоговой реформы в РФ.

Работа состоит из  1 файл

Налоги и налогообложение.docx

— 97.82 Кб (Скачать документ)

Введение

    История налогообложения насчитывает тысячелетия. С момента возникновения государства  налог стал единственно возможным  способом удовлетворения его потребностей независимо от организационных основ  государства и форм собственности. Менялось количество взимаемых налогов, их название, способы установления и уплаты. Суть налогов всегда была плата юридических и физических лиц в пользу государства за право  тои или иной деятельности, за имеющееся  в их собственности имущество.

    Российская  налоговая система в процессе рыночных преобразований прошла большой  путь в своем развитии. Однако, оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.

    Одним из важнейших условий обеспечения  экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в нашу страну полномасштабных иностранных инвестиций является осуществление налоговой реформы.

     Вот уже больше десяти лет в Российской Федерации проходит масштабная налоговая  реформа. В результате в стране создана  совершенно новая основа правового  регулирования налоговых отношений.

    Вопрос  об изменении и реформировании  налоговой системы России актуален сейчас, как никогда. В данное время, когда в экономике наметился  потенциальный рост, не решение этой проблемы приведет к тому, что все  действия предпринимателей и правительства  по подъему экономики сведутся на «нет», потому что, наверное, каждый россиянин знает, что налоги в России большие и структура их неэффективна, но почему-то этот, вопрос из года в год, не сходящий с уст политиков, упорно не разрешается.

    Таким образом, актуальность темы  обуславливается  важностью и необходимостью реформирования налоговой системы, выработки принципов  и методов работы налоговых органов, которые бы отвечали современным  условиям развития отечественной экономики  и обеспечили реализацию социально-экономической  политики и условия для экономического роста России. Актуальность   темы   позволила    определить цель   и   задачи исследования.

    Главной целью работы является определение целей и тенденций реформирования налогообложения в Российской Федерации.

    В соответствии с поставленной целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:

    - изучить сущность налоговых реформ и причины их проведения;

    - рассмотреть и изучить классификацию налоговых реформ;

    - исследовать  основные этапы  развития налоговых реформ;

    - определить основные цели и тенденции налоговой реформы в Российской Федерации;

    - изучить проблемы и пути реформирования налоговой системы в РФ;

    -  выделить перспективы развития налоговой реформы в РФ.

      
 
 
 

      1. Налоговая реформа: сущность, причины,

                       классификация и этапы

    1. Сущность налоговых реформ и причины их проведения
 

    Налоговая реформа представляет собой ограниченные или радикальные преобразования налоговых отношений на основе масштабной перестройки действующей системы  налогообложения и изменения  механизма управления ею.

    Началу  проведения налоговых реформ должны предшествовать четкое определение  конкретных целей ее осуществления, этапы, сроки и последовательность выполнения отдельных задач налоговых  изменений, направления и степень  конкретных преобразований в национальной налоговой системе.

    Проведение  любой налоговой реформы в  конечном счете направлено на решение  приоритетной задачи экономического развития страны – подъем национальной экономики  при одновременном обеспечении  требуемого уровня налоговых поступлений  для пополнения доходной части государственного бюджета.

    По  мере развития общества налоговые системы  совершенствуются. В необходимых  случаях проводятся реформы. Каковы наиболее общие причины налоговых  реформ?

    - Рост потребностей государства в финансовых средствах, что вызывается расширением и усложнением его функций, ростом чиновничьего аппарата, проведением масштабных реформ в обществе, ведением войн и т.д. Известно, что за время правления Петра I налоги выросли более чем в 5 раз.

    - Массовое уклонение населения от уплаты налогов различными способами и, как следствие, сокращение налоговых поступлений в бюджет.

    - Несовершенство порядка сбора налогов, что приводит к массовым злоупотреблениям сборщиков налогов, недовольству населения и протестам.

    - Расстройство финансов в результате войн и крупных социальных конфликтов, как, например, Смута 1598 – 1613 гг., гражданская война 1918 – 1920 гг. и т.п.

    - Замедление развития экономики или ее отдельных отраслей, снижение жизненного уровня населения и сокращение его покупательной способности из-за чрезмерного обложения или несовершенства налоговой системы.

    - Неравномерное распределение налогов между различными социальными группами населения. В России на протяжении многих сотен лет к уплате налогов привлекались только податные сословия: крестьянство, посадское население, мещанство, купечество, а дворянство и духовенство не имело этой обязанности. Лишь после отмены крепостного права медленно и постепенно налогообложение стало распространяться и на высшие классы. 

      1. Классификация налоговых реформ

    Экономическая наука и практика выработали следующую  общую классификацию налоговых  реформ, которая представлена на рис. 1.

    По  содержанию налоговые преобразования подразделяют на системные и структурные  реформы.

    При системной налоговой реформе  проводятся масштабные преобразования концептуальных и методологических положений всей системы налогообложения. В результате указанных преобразований системы налогообложения, как правило, коренным образом меняется перечень налогов, устанавливается долгосрочная приоритетность прямых или косвенных  налогов и т.д.

    Структурные налоговые реформы в наиболее общем виде представляют собой изменения  налогообложения, преимущественно  связанные со структурой налогов  и организацией налогового администрирования. Эти налоговые преобразования призваны обеспечить, прежде всего, принципиальные изменения по определению базы налогообложения, установлению налоговых ставок, кардинальной перестройке механизма предоставления налоговых льгот и т.д.

    Рис. 1. Общая классификация налоговых реформ

    В зависимости от поставленных целей  налоговые реформы могут быть многоцелевыми и ограниченно  целевыми.

    В ходе проведения многоцелевой реформы  должен решаться весь программный комплекс проблем по масштабным преобразованиям  системы налогообложения для  создания устойчивой фискальной основы поступательного развития национальной экономики на долгосрочную перспективу.

    Ограниченно целевые реформы могут выступать  в различных формах, в частности:

    - Реформа выделения ресурсов направлена на обеспечение мобилизации ресурсов налогового характера для ускоренного развития отдельных приоритетных отраслей национальной экономики на основе применения в протекционистских целях специально установленных налоговых льгот и привилегий. Однако эти реформы, как свидетельствует мировая налоговая практика, чаще всего характеризуются низкой эффективностью в связи с тем, что наличие преференций создает основу и способствует уклонению от уплаты налогов.

    - Реформа изменения налоговых отношений, не затрагивающая доход, решает главным образом задачи обеспечения полноты и своевременности налоговых поступлений в государственный бюджет.

    - Реформа нейтрального дохода вносит принципиальные изменения, состоящие в замене одних налогов другими. Новые налоги, не оказывая негативного воздействия на хозяйственные субъекты, в отличие от прежних налогов создают больше стимулов для развития производственной и инвестиционной активности данных субъектов.

    По  продолжительности налоговые реформы  могут быть краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными и бессрочными.

    Краткосрочная реформа обычно проводится в течение  трех лет. При этом налоговые преобразования являются неполными и затрагивают  отдельные принципиальные составляющие налоговых отношений концептуального  или методологического характера.

    Среднесрочные налоговые реформы имеют продолжительность  до восьми лет. Указанные преобразования являются более полными и более  значительными, чем при реализации краткосрочных реформ. В то же время  действующая система налоговых отношений не нуждается в существенной трансформации и, как следствие, в длительной адаптации.

    Долгосрочная  реформа реализуется свыше восьми лет. Подобные реформы проводятся в  том случае, если в стране функционирует  несовершенная налоговая система, что вызывает необходимость осуществления  кардинальных налоговых изменений.

    Достаточно  редко проводятся бессрочные налоговые  реформы, которые не имеют строго установленных временных ограничений и реализуются путем последовательных налоговых преобразований. Такие реформы, хоть и характеризуются некоторой концептуальной расплывчатостью, вместе с тем позволяют очень тщательно анализировать промежуточные, шаговые результаты осуществленных изменений в системе налогообложения и вносить необходимые коррективы в стратегию перестройки системы налоговых отношений. 

      1. Этапы налоговых реформ

    Как любой процесс преобразования, налоговые  реформы должны проводиться последовательно  в несколько этапов, включающих подготовительный, проведения и заключительный этапы.

    На  подготовительном этапе в первую очередь разрабатываются системные  принципы и методология реформы  налоговых отношений. Кроме того, на данном этапе определяются главные  положения и порядок осуществления  реформы. Необходимым элементом  данного этапа является всесторонний анализ обоснованности налоговой реформы  и актуальности ее проведения с учетом экономических и политических целей. В частности, определяются реальность реализации и своевременность проекта  реформы.

Заключительной  фазой подготовительного этапа  является принятие нового налогового законодательства.

    Подготовительный  этап является необходимым условием успешного проведения всей реформы. При несоблюдении условий четкого  и полного налогообложения сама налоговая реформа, как правило, превращается в неудачный эксперимент  и, как следствие, ведет к необоснованному  разбалансированию даже эффективных  дореформенных налоговых отношений  с весьма непредсказуемыми социальными  и экономическими последствиями.

    Второй  этап налоговой реформы – это  этап проведения, т.е. непосредственного  введения в действие нового налогового законодательства. Одновременно на этом этапе отрабатываются новые налоговые  механизмы, оперативно вносятся необходимые  корректировки в случае выявления  незначительных недоработок и т.д.

    На  заключительном этапе налоговых  преобразований  проводится анализ и дается оценка их социальной и  экономической эффективности, делаются необходимые выводы и обоснования, на основе которых разрабатываются  предложения по дальнейшему совершенствованию  налоговых отношений. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Цели и тенденции реформирования налообложения в РФ