Реформирование сферы образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:38, реферат

Описание

Образование – одна из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающая получение систематизированных знаний, умений навыков в целях их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим комплексом народного хозяйства России1.

Работа состоит из  1 файл

Копия реферат.doc

— 59.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

                               РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Государственное регулирование экономики социальной сферы»

На тему: «Реформирование сферы образования в РФ» 
 
 
 

                                                          

                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Дмитров, 2011 год 
 
 
 
 
 
 

     Образование – одна из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающая получение систематизированных знаний, умений  навыков в целях их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим комплексом народного хозяйства России1.

     На  сегодняшний день в сфере российского  образования непосредственно занято 22% населения Российской Федерации, функционируют 68,8 тыс. Образовательных  учреждений, численность преподавательского состава – более 1,9 млн. человек, общая численность учащихся – более 26 млн. человек, ежегодный выпуск составляет более 4,4 млн. человек. Студенты вузов составляют свыше 7 млн. человек.

     Приказом  Минобразования России от 11.02.2002 № 393 была принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, которая взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие модернизации образования.

     На  сегодняшний день основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и получили своё закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

     Основной  задачей модернизации образования  в Концепции ставится обеспечение  современного качества образования  на основе сохранения его фундаментальности  и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В Концепции определена цель модернизации образования, которая состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, для достижения которой должны быть решены следующие приоритетные задачи:

    1. обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
    2. достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
    3. формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
    4. повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
    5. развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

     В Концепции отмечается, что отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран Европы и мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. В этой связи особое значение имеет участие России в процессе развития единого образовательного пространства Европейских стран, провозглашённого Болонской декларацией. В результате обсуждений, широко развернутых на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации в 2002-2003 г.г., было принято решение о подготовке к развертыванию Болонского процесса в России, а в 2003 году в Берлине Россия присоединилась к этому европейскому процессу.

     Присоединение стран является добровольным, при  этом страны обязаны соблюдать некоторые  обязательства, ограниченные определенными  сроками. К примеру: до 2010 реформировать  национальные системы образования  в соответствии с основными положениями  Болонской декларации. Поэтому и российская система образования претерпела некоторые изменения, исключая такой уровень как специалист.

     В РФ еще в 2008 году несколько технических  ВУЗов объединились для внедрения  двухуровневой системы образования (бакалавриат - магистратура). Срок обучение в бакалавриате составляет 4 года, а в магистратуре – 2 года. В настоящее время ведется активная политика в области образования по переводу на двухуровневую систему. Однако по ряду специальностей будет сохранена многоуровневая подготовка, ведущая к присвоению степени "дипломированный специалист".

     Эти уровни подразумевают отдельные  государственные образовательные  стандарты (государственные образовательные  стандарты третьего поколения) и  самостоятельную итоговую аттестацию.

     В скором времени вся образовательные деятельность в РФ будет осуществляться в соответствии с государственными стандартами третьего поколения, то есть, абитуриенты, поступившие в ВУЗы в 2011 году и в дальнейшем,  смогут обучаться с последующей квалификацией бакалавриат, либо магистратура (по желанию самого учащегося).

     11 ноября 2010 на заседании Президиума  Правительства РФ была одобрена  новая федеральная целевая программа  развития образования на 2011 –  2015 годы, которая станет базовым  инструментом для реализации президентской инициативы «Наша новая школа».

     Планируется разработать и внедрить новые досуговые и образовательные программы на всех уровнях системы образования, а также новые информационные сервисы, системы и технологии обучения.

     Согласно  программе значительная часть государственных услуг в сфере образования будет предоставляться россиянам в электронном виде, будут внедрены процедуры независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов.

      Государственная система образования  в РФ

      На  современном этапе система высшего образования РФ включает в себя два сектора: государственный и негосударственный. Система высшего образования включает в себя образовательные учреждения различных типов: университеты и институты. Во всех перечисленных учреждениях осуществляется подготовка специалистов высшей квалификации. Их дипломы дают право на занятие должностей, предусматривающих требование высшего образования. Также вузы имеют право вести научные и фундаментальные и прикладные исследования. Университет готовит специалистов, ведет научные исследования по широкому кругу специальностей и областей знания, а так же готовит научных работников и педагогов. В отличие от университета, институт имеет более узкую специализацию учебных заведений, готовящих специалистов «для определенной области профессиональной деятельности». Примерами являются Институт компьютерных систем, Московский государственный институт электроники и математики, Экономико-правовой институт2.

      В ряду задач очередного этапа реформирования системы образования одно из ключевых мест занимает ее структурная перестройка.

      Реформирование  содержания образования и организационно- экономического механизма должно интенсифицировать  процессы структурной перестройки, что позволит обеспечить:

  • в дошкольном образовании:  развитие многообразных организационных форм и институциональных структур по оказанию коррекционно-педагогической помощи детям, не посещающим образовательные учреждения по состоянию здоровья;
  • в общем образовании:
  1. расширение многообразия общеобразовательных учреждений, в том числе создание новых видов образования и типов учебных заведений;
  1. развитие интеграции образовательных учреждений различных профилей и уровней в сельской местности, формирование на их базе культурно-образовательных комплексов;
  2. перестройку сети учреждений дополнительного образования детей;
  3. разработку и внедрение в системе дополнительного образования детей разнообразных моделей образовательных программ (развивающих, интегрированных, исследовательских и др.);
  • в профессиональном образовании:
  1. реальную ориентацию на рынок образовательных услуг и перспективный рынок труда;
  2. оптимизацию организационных структур учебных заведений начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, институтов повышения квалификации и переподготовки кадров.
 

     Для этого необходимо:

  1. осуществить дифференциацию образовательных учреждений начального профессионального образования по 4 группам: государственные федерального уровня (подготовка рабочих кадров для наукоемких производств и высокотехнологичных отраслей); государственные - уровня субъектов Российской Федерации, как основные в системе начального профессионального образования (реализация образовательных программ по большинству профессий в соответствии с потребностями территориальных рынков труда); муниципальные образовательные учреждения (обеспечение потребностей в рабочих кадрах для муниципальных предприятий базового обслуживания, коммунального, городского и сельского хозяйства); негосударственные образовательные учреждения начального профессионального образования (подготовка для конкретных коммерческих и некоммерческих организаций);
  2. передать управление, собственность и финансирование образовательных учреждений начального профессионального образования с федерального на соответствующий уровень;
  3. реструктурировать по мере готовности и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования по профилям подготовки, произвести укрупнение и объединение учебных заведений; сформировать региональные и муниципальные колледжи, реализующие образовательные программы начального, среднего и первой ступени высшего профессионального образования;
  4. обеспечить совместное использование на взаимовыгодной основе материальной базы учебных заведений начального и среднего профессионального образования и их кадрового потенциалов;
  5. усилить практическую подготовку учащихся начального профессионального образования на базе профильных предприятий;
  6. разработать правовую базу для развития новых организационно-правовых форм в системе профессионального образования, в том числе предусматривающих соучредительство, с соблюдением условий добровольности и сохранения автономии учебных заведений.
 

      Необходимо  сформировать программу приоритетной поддержки ведущих вузов России, составляющих ее национальное достояние. Эта программа должна предусматривать развитие их кадрового и технического потенциала, в том числе за счет интеграции с профильными учреждениями Российской академии наук и федеральными научными центрами. Задача ведущих университетов - воспроизводство научной, культурной, управленческой и политической элиты страны, которая должна подкрепляться особым режимом финансирования этих вузов, имея в виду повышенный норматив финансирования в расчете на студента, выделение целевых средств на обновление материально-технической базы, полное финансирование общежитий из федерального бюджета. Состав ведущих вузов будет определяться на основе рейтингов по специальностям (направлениям подготовки).

      Реформирование  среднего образования

      Кроме высшего образования, модернизацию претерпевает и среднее образование. Реформирование среднего (общего) образования  началось с введения Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ - это экзамены по отдельным предметам, которые должны сдавать все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях:

    1. их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы;
    2. при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.

     Ввелось ЕГЭ по многим причинам и имеет  сразу несколько целей.

     Во-первых, это поможет обеспечить равные условия при поступлении в ВУЗ и сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.

     Кроме этого, проводится ЕГЭ в условиях, обеспечивающих достоверность результатов. Проверяются результаты на компьютерах (ответы на задания типа "А" (выбор  из вариантов) и типа "В" (краткие  свободные ответы)), ответы на задания  типа "С" (развернутые свободные ответы) проверяются независимыми экспертами. Это позволит сократить так называемое "целевое репетиторство" (с целью приема в определенный вуз) и взяточничество. Еще одна цель - попытка улучшения качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение. Школьников нужно хорошо готовить к экзаменам, чтобы они сдавали их успешно, чтобы их результаты можно было сравнивать, и учить выполнять такие экзамены - новая задача для наших учителей.

Информация о работе Реформирование сферы образования в РФ