Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание

Цели и задачи аудиторской деятельности весьма многогранны. Аудиторская деятельность включает в себя:
1. Аудит, который подразделяется на:
 внешний: обязательный, инициативный, по специальным аудиторским заданиям;
 внутренний.
2. Сопутствующие аудиту услуги: консультации по учету, налогообложению, составления отчетности, ведения учета, восстановление учета, анализ хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Учетная политика предприятия……………………………………….6
1.1 Общее положение…………………………………………………….6
1.2 Формирование и раскрытие учетной политики…………………….9
1.3 Изменения учетной политики……………………………………….14
1.4 Рабочий план счетов…………………………………………………17
1.5 Учетная политика для целей налогового учета……………………18
2. Аудиторская проверка учетной политики предприятия……………27
3. Практическая часть……………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………….36
Список используемых источников……………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

курсовая на тему УП.doc

— 278.50 Кб (Скачать документ)
 
 

     1.4 Рабочий план счетов 
 

     Рабочий план счетов является составной частью системы бухгалтерского учета.

     Рабочий план счетов - обязательный элемент  учетной политики предприятия, он представляет собой всю совокупность синтетических счетов, субсчетов и аналитических счетов, используемых в организации. Рабочий план счетов разрабатывают при создании организации и разработке ее учетной политики. В последующем рабочий план счетов ежегодно уточняется в зависимости от изменений нормативной базы бухгалтерского учета и изменения производственной, торговой и иной деятельности организации.

     В рабочий план счетов предприятия должны входить не только те счета, субсчета и субсчета аналитического учета, которые используются в организации, но вся совокупность счетов, используемых в организации.

     При этом рабочий план счетов целесообразно  вынести в отдельное приложение к учетной политике и представить его в форме таблицы, где в первой графе указаны счета синтетического учета, во второй - субсчета, в третьей - счета аналитического учета первого порядка, открываемые к субсчетам, в четвертой (при необходимости) - счета аналитического учета второго порядка, открываемые к счетам второго порядка, и т.д. При разработке перечня аналитических счетов следует учитывать специфику организации и процессы управления, производства и реализации продукции (работ, услуг).

     Кроме того, целесообразным может быть привести в приложении к учетной политике корреспонденцию счетов, включенных в рабочий план, а также типовые  проводки по отражению в учете операций, наиболее распространенных в данной организации.

     Рабочий план счетов предприятия может иметь следующий вид (форма рекомендуемая, в рабочий план включены не все счета, которые на практике могут в него включаться). 
 

     1.5 Учетная политика для целей налогового учета 
 

     С 2002 года организации обязаны дополнительно  разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.

    Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность способов (методов) определения доходов  и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика6.

     Система налогового учета организуется налогоплательщиком, самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому, а порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

     На уровне федерального закона установлена обязанность включать в учетную политику предприятия дополнительный раздел (для целей налогообложения) или разрабатывать и утверждать отдельный аналогичный   документ.

       Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования Налогового Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

           В учетной политике для целей налогообложения должны быть отражены:

  • порядок и схема определения доли расходов (распределение прямых расходов между готовой продукцией и объектами незавершенного производства);
  • состав и порядок формирования сумм отдельных резервов.

          При формировании суммы доходов и расходов следует иметь в виду, что по целому ряду позиций требования налогового законодательства отличаются от положений нормативных документов по бухгалтерскому учету. Эти различия должны быть выделены особо, и при разработке форм первичных документов налогового учета целесообразно предусмотреть дополнительные графы или строки для наглядного представления этих расхождений.

     Порядок формирования сумм создаваемых резервов для целей финансового учета  и для целей налогообложения различается принципиально.

     В часть учетной политики, которая  регулирует организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие:

  • ответственного за организацию налогового учета;
  • ответственного за ведение налогового учета;
  • график документооборота (в приложении к учетной политике) или сроки и состав документов, представляемых лицу, ведущему налоговый учет;
  • формы первичных учетных документов и аналитических регистров налогового учета (в приложении к учетной политике для целей налогообложения).

     Обязательными реквизитами в формах аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы являются:

    • наименование регистра;
  • период (дата) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись и расшифровка подписи лица, ответственного за составление указанных регистров.

     Перечень обязательных реквизитов основан на аналогичном перечне. Однако есть и не которые различия, обусловленные спецификой налогового учета. В частности, в регистрах налогового учета не указывают два реквизита, обязательные для регистров бухгалтерского учета:

  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.

     Данное  обстоятельство следует учитывать  при формировании и утверждении графика документооборота, состава должностных лиц, имеющих право подписи первичных документов налогового учета, и других элементов.

     В этом же разделе учетной политики для целей налогообложения целесообразно  отразить выбор метода определения  выручки от реализации продукции (работ, услуг).

     Так же необходимо определить форму, в которой будет осуществляться налоговый учет. Такие сложные формы, как журнально-ордерная или мемориально-ордерная, в налоговом учете вряд ли применимы. На практике выбор будет осуществляться из двух форм: ручной и автоматизированной.

     В части учетной политики для целей налогообложения, раскрывающей методологические аспекты, должны быть отражены, как минимум, следующие вопросы.

     1. Дата признания отдельных видов доходов, которая определяет дату получения дохода для внереализационных доходов.

     В частности, датой получения дохода по кредитным и иным аналогичным договорам, заключенным на срок более одного отчетного (налогового) периода и не предусматривающим равномерное распределение дохода (либо предусматривающим неравномерное получение дохода), доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов ежеквартально. При этом доход определяется налогоплательщиком самостоятельно как доля предусмотренного условиями договора дохода, приходящегося за соответствующий квартал.

     Доход в виде процентов либо части накопленного купонного (процентного) дохода признается полученным на дату выплаты процентного дохода и (или) дату реализации ценной бумаги - в зависимости оттого, что произошло ранее.

     2.Условия,  на которых заключены действующие  кредитные договоры, а также порядок распределения доходов или определения доли дохода, приходящейся на каждый отчетный период, если договорами предусмотрено получение дохода на условиях, указанных выше.

     Датой получения дохода является последний  день отчетного (налогового) периода - по доходам:

  • в виде сумм восстановленных резервов и иным аналогичным доходам;
  • в виде распределенного в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе дохода;
  • по доходам от доверительного управления имуществом;
  • по иным аналогичным доходам.

     3. различные виды доходов, получаемых в различные отчетные периоды, в учетной политике следует указать, в каких периодах предполагается получение дохода и, следовательно, отражение его в налоговом учете. Например, восстановленные резервы должны быть отражены в составе доходов в четвертом квартале отчетного года, а суммы по договору простого товарищества и договору доверительного управления имуществом, как правило, в первом или втором квартале.

     В случае если организация предполагает провести переоценку оборотного имущества организации, датой получения дохода является дата проведения переоценки имущества (на основании акта, составленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета). Целесообразно такую переоценку проводить по результатам проведенной инвентаризации активов. Однако она может быть проведена и в другие сроки. В учетной политике следует отразить возможность проведения такой переоценки, определить состав комиссии, участвующей в работе по переоценке, виды переоцениваемого имущества, а также сроки проведения переоценки.

     4. Если организация получает доходы  от сдачи имущества в аренду (субаренду), в учетной политике  целесообразно отразить основные условия арендных договоров, а также сроки и размеры предполагаемых поступлений. То же относится к доходам от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности).

     Если  предполагается разработка или демонтаж объектов основных средств и, следовательно, получение дохода в виде стоимости  полученных материалов или иного  имущества, в учетной политике целесообразно определить состав комиссии по ликвидации основных средств, а также принципы и схему определения стоимости активов, полученных от разборки. Если с достаточной мерой точности можно определить сроки демонтажа объектов основных средств в течение года действия учетной политики, целесообразно указать примерный срок (в пределах отчетного периода), когда будет утвержден соответствующий акт.

     5. Организация может также получать доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанных в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям. Если на момент формирования учетной политики существует кредиторская задолженность, по которой имеется вероятность списания, в учетной политике целесообразно указать состав такой задолженности, сумму, а также наиболее вероятные сроки ее списания (например, отчетный период, в котором истекает срок исковой давности).

     6. В учетной политике для целей налогового учета необходимо определить состав расходов с подразделением их на прямые и косвенные. Если в учетной политике для целей финансового учета не предусмотрено списание общехозяйственных расходов и расходов на продажу непосредственно на счета реализации, этот момент также необходимо отразить в учетной политике для целей налогового учета, так как в данном случае налицо прямое расхождение между данными бухгалтерского и налогового учета.

     При получении доходов в течение  нескольких отчетных (налоговых) периодов, а также когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Информация о работе Учетная политика предприятия