Учетная политика предприятия: формирование и раскрытие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание

Законодательное и нормативное регулирование формиро-
вания учётной политики
Формирование и документальное оформление учётной по-
литики организации

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 89.83 Кб (Скачать документ)

Для обеспечения  сохранности имущества, законности и целесообразности финансово-хозяйственной деятельности, а также достоверности учётных и отчётных данных в организации создаётся система внутрипроизводственного контроля. Основными задачами такого контроля являются предотвращения непроизводительных расходов и потерь, неэффективного расходования ресурсов, использования средств не по назначению, а также оценка эффективности работы каждого подразделения  организации.

Системы внутрипроизводственного контроля создают не для того, чтобы полностью исключить все злоупотребления и гарантировать безубыточную работу, а для того, чтобы снизить до минимума вероятность попыток незаконных действий, обеспечить их выявление и способствовать достижению максимального эффекта каждым подразделением, службой и исполнителем. При этом необходимо исходить из следующего: любая система контроля целесообразна лишь настолько, насколько она приносит выгоду организации. Сложность контроля и затраты на его осуществление должны компенсироваться реально приносимой им пользой.

Наиболее  существенными элементами организации внутри-производственного контроля, применяемыми организацией с учётом конкретных особенностей их деятельности, являются следующие:

- отделение функций по осуществлению реальной коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности от функции по ведению бухгалтерского учёта.

- разделение функций по ведению бухгалтерского учёта.

- установление ответственности каждого работника организации.

- система утверждений. Внутренними правилами и регламентами организации должен быть определён круг должностных лиц, которые имеют право подписи документов на отпуск материальных ценностей, на расход денежных средств, на принятие к учёту командировочных и представительских расходов. Особо должно быть ограничено число лиц, которым предоставлено право распоряжаться дефицитными ценностями и дорогостоящим имуществом.

- использование бланков строгой отчётности. Бланки отдельных видов первичных документов, которыми оформляются операции движения определённых ценностей, могут быть отнесены к бланкам строгой отчётности, за движением которых устанавливается особый контроль.

- организация хранения ценностей.

- средства охраны.

- внезапные проверки. Хозяйственную деятельность периодически должны контролировать бухгалтерская служба, ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита, независимая аудиторская организация, лица, уполномоченные правлением или дирекцией. В частности, один раз в месяц целесообразна внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчётом всей наличности и проверкой других ценностей, находящихся в ней; работники бухгалтерской службы должны систематически проверять фактическое наличие тех или иных материальных ценностей, особенно дорогостоящих и дефицитных; в ходе аудиторской проверки может быть проведена выборочная проверка наличия и состояния каких-либо ценностей.

- квалификация персонала. В организации должно быть организовано систематическое обучение персонала правилами приёмки и отпуска материальных ценностей и денежных средств, технике составления и оформления первичной учётной документации в соответствии с положениями и требованиями действующего хозяйственного законодательства.

Как уже  говорилось, учетная политика должна включать в себя описание форм первичных  учетных документов, применяемых  для оформления хозяйственных операций, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Так как большинство субъектов учета пользуется типовыми формами первичных документов, в учетной политике желательно отразить следующее:

    1. Указать, что организация пользуется типовыми формами первичных документов. Если типовые формы изменены или разработаны самостоятельно, необходимо перечислить эти документы с указанием  их форм ( расположения реквизитов).
    2. Раскрыть схему документооборота. Документооборот осуществляется в соответствии со служебными обязанностями работников и их должностными полномочиями согласно требованиям Федерального закона « О бухгалтерском учете».
    3. Привести формы внутренней бухгалтерской отчетности.
    4. Указать степень секретности различных документов и меры по ее обеспечению. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
    5. Прояснить порядок хранения документации.

Инвентаризация  – один из пунктов, обязательных для  отражения в учетной политике. Инвентаризация обычно проводится в тех случаях, когда эта процедура прямо предписана законодательством,

Проведение  инвентаризации обязательно:

- при  передачи имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при  преобразовании государственного или муниципального предприятия;

- перед  составлением годовой бухгалтерской  отчетности;

- при  смене материально ответственных  лиц;

- при  выявлении фактов хищения, злоупотребления,  порчи имущества;

- в случае  стихийного бедствия или пожара, других чрезвычайных ситуаций;

- при  реорганизации или ликвидации  организации;

- в других  случаях предусмотренных законодательством  РФ.

Дополнительные  инвентаризации проводятся при необходимости  на основании приказов по организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика налогового  учета.

Согласно ст.313 НК РФ:

Система налогового учета формируется  налогоплательщиком самостоятельно, исходя  из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому…налоговые и другие органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Методика налогового учета может  заключаться в отказе от бухгалтерского учета, т.е. фактическом слиянии бухгалтерского и налогового учета в объединенный учет с одним информационным массивом как исходной, так и выходной информации. Главным недостатком такого подхода является внесистемность. При рассмотрении нормативной базы налогового и бухгалтерского учета выясняется, что достичь единства правил бухгалтерского и налогового учета можно, но только почти, т.е. в некоторых исключительных случаях добиться  сходства не получится. Это требует необходимой корректировки некоторых полученных в объединенном учете показателей.

Каждый субъект самостоятельно решает, будет или не будет организовывать налоговый учет параллельно бухгалтерскому или предпочтет обойтись объединенным учетом. Объединенный учет кажется более привлекательным, но только до тех пор, пока в НК РФ не внесены изменения.

Случаи, когда правила бухгалтерского учета не совпадают, но бухгалтер в целях сближения решает провести отступления от одного из них, должны быть отражены в учетной политике, после чего следует охарактеризовать избранную методику налогового учета.  

 

 

             

2.2.  Ключевые  моменты учетной политики ООО «Фортуна »

 

 

В ООО  «Фортуна » издан приказ  №2  от 02 января 2010 года о принятии

«учётной политики предприятия для целей бухгалтерского учёта на 2010 год»( Приложение № 6).

«Способы  ведения бухгалтерского учёта, избранные организацией при формировании учётной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения. Вновь созданная организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учётную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учётная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица». (ПБУ 1/2008).

Исходя  из п.9 ПБУ 1/2008 делаем вывод что ООО «Фортуна » в 2010 году работало без учётной политики.

Изменение учётной политики организации может производиться в случаях:

- изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учёту;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учёта. Применение нового способа ведения бухгалтерского учёта предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и отчётности организации или меньшую трудоёмкость учётного процесса без снижения степени достоверности информации;

- существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Изменение учётной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 ПБУ 1/2008

Так как  в приказе № 2 (Приложение 6) используется ПБУ 1/98 « Учётная политика организации» т.е. применяют нормативно-правовой акт по бухгалтерскому учёту более раннего года принятия, значит, причины изменения учётной политики являются необоснованными.

Если  организация мотивировала изменение учётной политики применением новых способов ведения бухгалтерского учёта, либо было произведено изменение видов деятельности , то в соответствии с п.8 ПБУ 1/2008 должны были быть соответствующие приказы либо распоряжения заверенные руководством организации.

Пунктом 3 приказа № 2 рекомендуется использование в работе первичных учётных документов, которые представлены в альбомах унифицированных форм первичной документации, разработанных Госкомстатом РФ.

  Обязательно утвердить формы первичных учётных документов, регистров бухгалтерского учёта, а также документов для внутренней бухгалтерской отчётности, разработанные самостоятельно, приказом либо распоряжением.

Пунктом 4 приказа № 2  бухгалтерский учет организация   ведет:

      с использованием специализированной бухгалтерской компьютерной программы «1С- Бухгалтерия». Аналитические и синтетические регистры бухгалтерского учёта оформляются автоматизировано и распечатываются не позднее 3 числа месяца, следующего за отчётным периодом;

Пунктом 5 приказа №2 к основным средствам относится имущество, если одновременно выполняются следующие условия:

-объект предназначен  для использования в производстве  продукции, для управленческих  нужд организации, либо для предоставления организации за плату во временное пользование,

-  объект предназначен  для использования в течении  длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев,

- организация не предполагает  последующую перепродажу данного  объекта:

Активы, в отношении которых  выполняются условия, служащие основанием для принятия их к бухгалтерскому учёту в качестве объектов основных средств, стоимостью не более 20000 (либо меньшего лимита) рублей за единицу отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности:

       - в составе материально-производственных запасов;

       - в составе основных средств.

И списываются в бухгалтерском  и налоговом учёте на расходы единовременно после ввода в эксплуатацию без начисления по ним амортизации.

В том случае, если организация  определяет срок полезного использования объекта основных средств самостоятельно, он устанавливается исходя из:

  - ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

    - нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

В пункте 7 приказа № 2 не указано как отражаются амортизационные отчисления нематериальных активов в бухгалтерском учёте.

Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учёте путём накопления соответствующих сумм на отдельном счёте (05 -  «Амортизация нематериальных активов»);

С 2009 года способ определения амортизации ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения. Если расчёт ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования нематериальных активов существенно изменился, то способ начисления амортизации тоже меняется, что должно оговариваться в приказе об учётной политики. 

 Пунктом 10 приказа № 2 не конкретизирован способ списания затрат. Как мы знаем, затраты по ремонту основных средств, могут;

-    включаются в  себестоимость продукции (работ,  услуг) отчётного периода;

-  покрываются за счёт сформированного резерва на ремонт основных средств;

-    включаются в  состав расходов будущих периодов, с последующим равномерным списанием  в себестоимость продукции (работ,  услуг) отчётного периода.

В пункте 12 приказа № 2 используется статья Трудового кодекса РФ, утверждённая постановлением Правительства РФ от 11. 04. 2003 года. Однако в постановлении Правительства РФ от 24. 12. 2007 № 922 пункт 3 « признать утратившим силу Постановление правительства Российской Федерации от 11. 04. 2003 № 213 ».

Информация о работе Учетная политика предприятия: формирование и раскрытие