Учетная политика предприятия: формирование и раскрытие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание

Законодательное и нормативное регулирование формиро-
вания учётной политики
Формирование и документальное оформление учётной по-
литики организации

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 89.83 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

Бухгалтерский учёт в организации должен осуществляться по опрелённым правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учёта. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, её достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Сущность  подходов к постановке бухгалтерского учёта заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учёта организации самостоятельно разрабатывают формы и методы  ведения учёта. Это в свою очередь потребовало разработки учётной политики организации.

Учётная политика организации - это совокупность конкретных форм и методов бухгалтерского учёта, основанных на общепринятых принципах и особенностях организации. Кроме учётной политики для целей бухгал-терского учёта в организации разрабатывается налоговая политика, на-личие которой не определено нормативными документами, но практически она нужна каждой организации. Учётная политика предполагает получение информации, открытой для внешних пользователей. Открытость достигается путём достоверного отражения её в финансовой отчетности организации.

Учётная политика в разных организациях обязательно будет отли-чаться, она даёт возможность выбора конкретных способов оценки, каль-куляции, состава и порядка ведения счетов, формы бухгалтерского учёта и др.. Всё это в целом составляет степень свободы организации в формиро-вании учётной политики. Недопустимо, чтобы некоторые факторы учиты-вались и понимались организацией и налоговыми органами по разному, в разные моменты времени. Например, недопустима ситуация, когда организация в одном месяце ведёт учёт с применением одних счетов, а в следующем – других. В зависимости от принятия в учётной политике организации того или иного способа оценки средств, начисления амортизации и т.д. по разному формируется себестоимость, отражаются операции.

Учётная политика – необходимый инструмент регулирования бухгал-терского учёта организации.

Цель нашей работы – провести анализ принятой в ООО « Фортуна » учётной политики и разработать рекомендации по ее совершенствованию. 
Исходя из поставленной цели, необходимо решить ряд задач: 
       1)оценить роль и значение учётной политики; 
       2) рассмотреть порядок формирования  и документальное  оформление учётной политики и способы ее раскрытия;

3) разработать приоритетные  направления по усовершенствованию учётной политики организации для целей бухгалтерского учёта.

Учётная политика организации, как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учёта, должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учёта. При этом понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, её достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей. И поскольку эффективность решения управленческих проблем оганизации зависит от решения указанной функции бухгалтерского учёта, то целью данной работы является также показать основные организационные аспекты бухгалтерского учёта и технические принципы их реализации. 
       При написании работы будут использованы нормативные материалы по бухгалтерскому учёту,  статьи в периодических изданиях, а также отчётная информация исследуемой организации.

 

 

 

 

 

1.Законодательное и нормативное регулирование  формирования учётной политики.  

 

Организационно-методологические основы бухгалтерского учёта и отчётности на территории Российской Федерации регламентируются такими основополагающими документами, как:                                                       

- Федеральный  закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ( в ред. от 23.11.2009 № 261 –ФЗ ) « О бухгалтерском учёте»;

-Положение  по ведению бухгалтерского учёта  и бухгалтерской отчётности  в Российской Федерации, утверждённое приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н;

-План счетов  бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной  деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н;

- Положения  по бухгалтерскому учёту:

- «Учётная политика организации» (ПБУ 1/2008). Утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

- «Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иност-ранной валюте» (ПБУ 3/2006). Утверждено приказом Минфина РФ от 25.12.2007 № 147н

- «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99). Утверждено прикзом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н, с изменениями от 18.09.2006 № 115н.

-  «Учёт материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 09. 06. 2001 № 44н.

  -  «Учёт основных средств» (ПБУ 6/01). Утверждено приказом Минфина РФ № 26н от 30. 03. 2001

-  «События после отчётной даты» (ПБУ 7/98), Утверждено приказом Минфина РФ от 25. 11. 1998  № 56н;

  - «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01), Утверждено приказом Минфина РФ от 28. 12 2001 № 57н;

  - «Доходы организации» (ПБУ 9/99), Утверждено приказом Минфина РФ от 06. 05 1999  № 32н;

  - «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утверждено приказом Минфина РФ от 06.05. 1999  № 33н, (с учётом изменений, внесённых приказом Минфина России от 27.11.2006 № 156н);

- Типовые  рекомендации по организации бухгалтерского учёта для субъ-ектов малого предпринимательства, утверждены приказом Минфина РФ от 02.08. 2001  № 60н;

Эти нормативные акты универсальны, так как определяют общие правила организации и ведения бухгалтерского учёта и распространяются на все организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от подчинён-ности, форм собственности и видов деятельности, поэтому их следует рас-сматривать как нормативы. Нормативные акты предусматривают право организаций на основе определённых нормативов самостоятельно определять конкретные формы и методы организации учёта и контроля, исходя из орга-низационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей, спе-цифики сферы и характера деятельности, квалификации персонала и других задач.

 Поэтому  следует при выборе учётной политики учитывать влияющие факторы:

- форму собственности  и организационно-правовой статус  организации (государственное, частное, акционерное общество,  товарищество и т.д.);             отраслевую принадлежность и вид деятельности (промышленность, стро-ительство, торговля, сельское хозяйство и т.д.);

-организационную  структуру управления и наличия  структурных под-разделений;

- размеры  (масштабы деятельности, объёма продаж, численность персонала и др.);

- текущие  и долгосрочные цели предпринимательства  (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке, осуществление инвестиционных программ, повышение котировок акций и др.);

- особенности  деятельности – производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, системы и формы расчетов, взаимоотношения с покупателями), финансовой (взаимоотношения с банками и другими финансовыми институтами, налоговой системой), управленческой (структура, независимость от собственников, отчётность перед ними, уровень технического обеспечения, в том числе компьютерной техникой);

- кадровое  обеспечение – уровень квалификации  персонала (опыт, навыки, степень понимания стоящих перед ним задач и проблем, способность их разрешать);

-хозяйственная  ситуация – развитость инфраструктуры  рынка, состояние хозяйственного, налогового, бухгалтерского законодательства, благоприят-ность инвестиционного климата и т.д.:

При формировании учётной политики предполагается имущественная  обособленность и непрерывность  деятельности организации, последователь-ность применения учётной политики, а также временная определённость фак-тов хозяйственной деятельности. Учётная политика должна отвечать требо-ваниям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1  Формирование и документальное  оформление учётной политики организации  

                                                        

        При формировании учётной политики организации по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учёта осуществляется выбор одного варианта из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учёта в РФ. Если указанная система не устанавливает варианты ведения бухгалтерского учёта по конкретному вопросу, то при формировании учётной политики, разработка организацией соответствующего варианта, осуществляется исходя из Положений по бухгалтерскому учёту. В обоих случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие – единство учётной политики организации. Это означает, во-первых, применение избранных способов, всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учётная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать один выбранный способ, если иное установлено системой нормативного регулирования учёта.

Кроме того, формирование учётной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием. Принятая учётная политика организации должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учёта. Поэтому она должна охватывать все аспекты учётного процесса: методический, технический и  организационный.

Методический  аспект учёта предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.

Технический аспект – как реализуются эти способы в учётных регистрах, схемах отражения на счетах учёта. Технический аспект предполагает следующие её составляющие: рабочий план счетов бухгалтерского учёта, форма бухгалтерского учёта, технология обработки учётной информации, организация внутрипроизводственного контроля, организация составления отчётности, инвентаризация имущества и обязательств.

Организационный аспект - как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, её место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с подразделениями, характерными для рыночной экономики.

Учётная политика, избранная организацией, подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией. Основное назначение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учётной политики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их в практике организации всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем. Необходимость в этом обуславливается двумя факторами. Во-первых, нормальная деятельность организации невозможна без упорядоченности его внутренней жизни, одним из аспектов которой является бухгалтерский учёт. Во-вторых, влияние учётной политики на результаты работы организации столь существенно, что требует решения первого руководителя организации.

К числу  документов, оформляющих учётную политику, относятся приказы и распоряжения руководителя предприятия, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников (общего собрания акционеров и др.) и т.п. Выбор конкретного типа документа зависит от внутреннего распорядка организации и характера вопроса учётной политики. Большое значение для оформления учётной политики имеют разного рода проектные материалы по организации бухгалтерского учёта. Среди них – графики документооборота, план организации бухгалтерского учёта, рабочие проекты автоматизированного ведения учёта, должностные инструкции. Цель их издания – оформить порядок применения тех или иных способов, избранных организацией, определить то, как технически должны использоваться различные элементы учётной политики.

Помимо  документов, специально посвящённых учётной политике, следует отметить важность учредительных документов (устав, учредительный договор), закладывающих основы построения всей хозяйственной и управленческой системы организации.

Различные составляющие учётной политики оформляются документами разного уровня. Методические, организационные и, вероятно, отдельные технические способы ведения бухгалтерского учёта, должны быть зафиксированы в приказах и распоряжениях руководителя организации, ибо согласно действующему законодательству именно на руководителе лежит вся полнота ответственности за организацию бухгалтерского учёта и создание необходимых условий для правильного его ведения. Большая же часть технических способов ведения учёта может регламентироваться инструкциями и правилами, установленными главным бухгалтером, а также проектными материалами по организации учёта в организации. 

Информация о работе Учетная политика предприятия: формирование и раскрытие