Учетная политика предприятия, ее содержание и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение технологии формирования эффективной учетной политики, соответствующей целям установке организации.
Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:
1) раскроем сущность и формирование учетной политики предприятия;
2) проанализируем организационно-технические и методологические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…4
1. СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…………6
1.1 Понятие и формирование учетной политики………………….….…6
1.2 Требования к учетной политике организации………………….…...9
1.3 Процесс формирования учетной политики………………………….11
1.4 Изменение и раскрытие учетной политики…………………………12
1.5 Нормативная база по созданию учетной политики в РФ………….16
2. СТРУКТУРА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………21
2.1 Организационно-технические аспекты………………………………21
2.1.1 Общая характеристика предприятия………………………………....21
2.1.2 Организация и форма бухгалтерского учета……………………...…23
2.1.3 Рабочий план счетов……………………………………………….….27
2.1.4 Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации……………………………………………………………………..29
2.2 Методологические аспекты учетной политики……………………...34
2.2.1 Учет основных средств…………………………………………….….34
2.2.2 Учет нематериальных активов…………………………………….….40
2.2.3 Учет материально-производственных запасов……………………...45
2.2.4 Учет займов и кредитов……………………………………………...52
2.2.5 Создание резервов. Расходы будущих периодов…………………...57
3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ….….61
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ООО «МОНТАЖЭНЕРГО»……………………………..…68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...74

Работа состоит из  1 файл

БУХУЧЕТ КУРСОВАЯ.doc

— 308.00 Кб (Скачать документ)

5)  Организации - профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность и ведущие налоговый учет по методу начисления, вправе формировать резервы под обесценение ценных бумаг, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, в соответствии со ст. 300 НК РФ. Создание резерва также рекомендуется оговорить в учетной политике организации.

6)  Градообразующие организации, имеющие на балансе объекты жилищного фонда, учреждения здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, дома и общежития для приезжих, дома престарелых или инвалидов согласно пп. 32 п.1 ст. 264 НК РФ вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание этих объектов. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения организации. Если соответствующие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории, подведомственных указанным органам. Такой порядок рекомендуется отразить в учетной политике организации для целей налогообложения.

Изменения в  бухгалтерскую учетную политику вносятся только с начала следующего года, однако для налоговой учетной политики таких требований не установлено.

Необходимо  отметить, что в Налоговом кодексе  РФ не предусмотрена обязанность  организации представлять в территориальные  налоговые органы, утвержденную приказом организации учетную политику для целей налогообложения. Однако представляется целесообразным рекомендовать организациям направить копию учетной политики в налоговый орган по месту нахождения, хотя единственным элементом учетной политики, о котором необходимо сообщить в налоговый орган, является переход на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли.

В экономической  литературе нет единого мнения о  сущности и содержании учетной политики, хотя в нормативных документах регламентируются ее формирование, раскрытие и изменение. Организациям предоставлена самостоятельность и право выбора в составлении данного документа. С возникновением необходимости формирования учетной политики для целей налогообложения перед организациями появились новые обязанности, которые требуют весьма обдуманного подхода при выборе ее элементов, т.к. от обоснованности выбора зависит теперь не только формируемая в отчетности величина финансового результата, но и размер уплачиваемых организацией налогов.

4 Рекомендации по совершенствованию учетной политики на ООО «МонтажЭнерго» 

В современных  рыночных условиях непрерывный поиск  и реализация мер, направленных на улучшение  тех или иных сторон деятельности, – единственная возможность для  любой организации выжить и успешно  функционировать в среднесрочном, а тем более в долгосрочном плане. Существуют способы заметно повысить эффективность предприятия. Основой такого улучшения может стать рационализация учетной политики.

Разграничение правил формирования информации в бухгалтерском  учёте и налоговых правил, получающее широкое распространение на практике, очень часто приводит к чрезмерному «утяжелению» учета, повышению его трудоемкости.

Однако законодатель требует от составителей бухгалтерской  отчётности объяснять все свои методологические приёмы, что и указанно в учётной политике ООО "МонтажЭнерго".

Учётная политика для финансового учёта сформирована в соответствии с методологическими  указаниями и требованиями. В связи  с изменением видов выпускаемой  продукции, вида деятельности на ООО "МонтажЭнерго» вносились изменения в учётную политику.

Предлагаю в  учетной политике определить и отметить меру ответственности конкретного  исполнителя за правильностью приемки, хранения и отпуска материальных ценностей, материалов, электроэнергии, за правильное оформление и составление первичных учетных документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете. Четкое распределение ответственности не только даст психологический эффект, но и позволит определять результативность работы каждого сотрудника и контролировать выполнение возложенных на него обязанностей.

Наряду с  преимуществами учетная политика имеет  ряд проблем. В первую очередь, это  несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учету. Во-первых, ныне существующие законодательные документы  не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий. В связи с этим предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать. Во-вторых, в нормативных актах, где говорится о способах бухгалтерского учета, в первую очередь, принимаемых ПБУ, очень часто встречаются слова и словосочетания “может использовать”, “могут быть”, “разрешается” и т.д. Таким образом, не ясно: любая ли вариантность, допускаемая нормативными актами по бухгалтерскому учету, является элементом учетной политики. В-третьих, обсуждения требует вопрос о сроках внесения изменений в учетную политику организаций.

Единственный, очевидный вывод из всего выше сказанного состоит в том, что  законодателям все же необходимо обеспечить такую технологию создания нормативных и законодательных актов, которые бы не толкали предприятия на поиски ответов на вопросы, какое же законодательство в данном случае “лучше нарушить”.

Во вторую очередь, взаимосвязь между бухгалтерским  учетом и налоговым правом влечет за собой ряд проблем, связанных с налоговым законодательством.

Со вступлением  в силу главы 25 Налогового кодекса  РФ в отношении налога на прибыль  получит нормативное закрепление  понятия налогового учёта как  системы обобщения информации для определения базы по налогу на прибыль.

Налоговые органы, как представитель государства, выступили, по сути дела, за создание собственной  информационной системы- налогового учёта  прибыли, неявно, таким образом, признав, что иная система информации, в  частности система бухгалтерского учета не удовлетворяет в полной мере их фискальным целям.

Порядок оформления и применения учётной политики для  целей налогообложения указывается  в ст. 167 главы 21 «Налог на добавленную  стоимость» Налогового кодекса РФ.

Систему налогового учёта ООО "МонтажЭнерго" осуществляет самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учёта, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Изменения в  учетной политике для целей налогообложения могут возникать в связи с изменением законодательства или изменениями применяемых методов учёта. При этом изменение учётной политики для целей бухгалтерского учёта должно быть обоснованным. Налоговое же законодательство не требует обоснования изменения учётной политики для целей налогообложения. Кроме того, вносить изменения в последнюю можно только раз в год.

Относительно  ООО "МонтажЭнерго" можно сказать, что налоговый учёт осуществляется бухгалтерской службой, применяются для подтверждения данных налогового учета первичные учётные документы, оформленные в соответствии с Законодательством РФ и аналитические регистры налогового учёта. В целях начисления налога на прибыль в соответствии со ст. 271 и 272 НК РФ применяется метод начисления доходов и расходов. Начисление амортизации производится линейным методом в порядке, установленным ст. 259 НК РФ.

Актуальность  проделанного анализа заключается  в том, что на цифровых значениях  соответствующих экономических  коэффициентом можно судить о  правильности выбора методов и способов ведения бухгалтерского учёта, указанных в учётной политики.

В данной курсовой работе показана сущность, понятие  и подходы к формированию учётной  политики на примере ООО "МонтажЭнерго". Проанализировав экономические показатели и просчитанные коэффициенты можно охарактеризовать ООО "МонтажЭнерго" как финансовой устойчивое предприятие.

К сожалению, в  настоящее время в РФ фактически сложилась ситуация приоритета норм налогового законодательства над нормами  иных отраслей права. Отсутствие декларированных принципов взаимодействия налогового законодательства с иными отраслями права порождает неопределенность в стратегической, да и тактической реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в данной курсовой работе были рассмотрены такие моменты бухгалтерского учета, как учетная политика предприятия, основные положения и значения, нормативная база регулирования, а также влияние принятой учетной политики на бухгалтерскую отчетность организации на примере конкретного предприятия ООО «МонтажЭнерго».

В результате выполнения данной курсовой работы можно сделать  ряд выводов.

Во-первых, учетная  политика трактуется как выбранная  им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определен первичным наблюдением, стоимостным измерением, текущей  группировкой и итоговым обобщением фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика должна разрабатываться каждым предприятием для обоснования и регулирования ведения бухгалтерского учета на данном предприятии. В ней должны быть отражены все особенности методов ведения бухгалтерского учета в организации.

Во-вторых, формирует учетную политику предприятия главный бухгалтер. При этом он исходит из обязательных соблюдений допущения и требований, зафиксированных в системе нормативного регулированию бухгалтерского учета составляющий его базовые принципы.

В-третьих, содержание учетной политики должно включать методологические, технические и организационные аспекты. Методологический аспект раскрывает природу отдельных объектов учета исходя из действующей нормативной базы. Технический аспект учетной политики предусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Организационным аспектом учетной политики является форма организации бухгалтерской службы управления.

В-четвертых, учетная  политики организации должна соответствовать  действующим на территории РФ нормативно-правовой базе и учитывать все происходящие в ней изменения, в соответствии с которыми должны производиться преобразования учетной политики.

В-пятых, учетная  политика может претерпевать изменения  в результате изменения методов  ведения на предприятии, а также преобразования законодательства РФ. Эти изменения могут оказать значительное влияние на финансовое положение предприятия, которое должно быть оценено в денежном выражении и отражено в бухгалтерской отчетности.

По результатам  написания курсовой работы сделаны следующие выводы:

-  в работе раскрыто содержание понятия «Учетная политика»;

-  рассмотрена классификация элементов методического раздела учетной политики;

-  определены цели формирования учетной политики.

Практическая  реализация рассмотренных мероприятий позволит любой коммерческой организации сформировать оптимальную для данного экономического субъекта учетную политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый  кодекс РФ. Часть 1 от 31.01.98, № 146-ФЗ: принят ГД ФС РФ 16.07.1998, (ред. от 03.11.2010), // "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998.

2. Налоговый  кодекс РФ. Часть 2 от 05.08.2000, №  117-ФЗ: принят ГД ФС РФ 19.04.2000, (ред.  от 03.11.2010), // «Парламентская газета»,  № 151-152, 10.08.2000.

3. Федеральный  закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.96, № 129-ФЗ: принят ГД ФС РФ 23.02.1996, (ред. от 28.09.2010), // «Российская газета», № 228, 28.11.1996.

4. ПБУ 9/99 - «Доходы  организации»: Утверждено приказом  МФ РФ от 06.05.99, № 32н, (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, // «Российская газета», № 116, 22.06.1999 (начало – п. 13 Положения), № 117, 23.06.1999 (п. 13 Положения – конец).

5. ПБУ 10/99 - «Расходы  организации»: Утверждено приказом МФ РФ от 06.05.99, № 33н, (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, // "Российская газета", N 116, 22.06.1999 (начало - п. 16 Положения), N 117, 23.06.1999 (п. 16 Положения - конец).

6. ПБУ 6/01 - «Учет основных средств»: Утверждено приказом МФРФ от 30.03.2001, № 26н, (ред. 25.10.2010) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, // "Российская газета", N 91-92, 16.05.2001.

7. ПБУ 5/01 «Учет  материально-производственных запасов»: Утверждено приказом МФ РФ от 09.06.2001, № 44н, (ред. от 25.10.2010) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, // "Российская газета", N 140, 25.07.2001.

8. ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»: Утверждено приказом МФ РФ от 10.12.2002, № 126н, (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 9, 03.03.2003.

Информация о работе Учетная политика предприятия, ее содержание и значение