Учетная политика для налогового учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание

целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности учетной политики предприятия для целей налогообложения.
Задачами данной курсовой работы будут:
– раскрыть сущность учетной политики организации для налогообложения;
– рассмотреть формирование учетной политики и ее основные элементы;
– отметить факторы, влияющие на выбор учетной политики;
– охарактеризовать задачи, решаемые при формировании учетной политики.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие учетной политики для налогового учета и ее значение
Сущность, значение учетной политики организации
Формирование учетной политики и ее основные элементы
Факторы, влияющие на выбор учетной политики
Глава 2. Особенности формирования учетной политики организации в целях налогообложения
2.1 Общий режим налогообложения
2.2 Упрощенная система налогообложения
2.3 Система налогообложения в виде ЕНВД
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая МБ.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

Обычно налоговая учетная  политика состоит из трех основных разделов:

    • принципы ведения налогового учета;
    • методы расчета того или иного налога;
    • регистры налогового учета.

Раньше одним из основных положений учетной политики был  метод расчета НДС (кассовый или  начисления). С этого года все обязаны платить налог только по методу начисления. Следовательно, устанавливать данный способ в учетной политике не нужно. Еще несколько слов об НДС. Если фирма ведет операции, как облагаемые так и не облагаемые этим налогом, вам следует определить порядок их раздельного учета. Основная часть учетной политики будет касаться налога на прибыль.

Учетная политика в целях налогообложения: ее роль и значение

Учетная политика для  целей налогообложения появилась  значительно позже бухгалтерской, однако недооценивать ее значение было бы неправильно. Ведь именно порядок налогового учета непосредственно влияет на правильность определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, а допущенные ошибки в учете могут стоить очень дорого.

Принципы построения учетной политики в целях налогового учета "разбросаны" по различным главам НК РФ. И зачастую бухгалтеры полагают, что налоговая учетная политика существует только в рамках учета по налогу на прибыль. Вместе с тем анализ норм законодательства о налогах и сборах показывает, что право выбора у налогоплательщика (варианта учета) существует в том или ином виде независимо от применяемой организацией системы налогообложения.

От выбора, сделанного руководством организации при формировании учетной политики, в немалой степени  зависят суммы налогов, перечисляемых в бюджет, а также время их уплаты. Следовательно, именно налоговая учетная политика является одним из законных инструментов оптимизации налогообложения, что особенно важно в условиях экономической нестабильности.

В ряде случаев бухгалтерская и налоговая политика взаимозависимы. И только при их продуманном сочетании будет возможна оптимизация налогообложения. Например, если вести речь о налоге на имущество, то следует напомнить, что налоговая база по данному налогу рассчитывается исходя из остаточной стоимости имущества, учитываемого в качестве основных средств, определяемой по данным бухгалтерского учета. Соответственно, на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, оказывает непосредственное влияние порядок организации учета основных средств, определенный в бухгалтерской учетной политике. 

 Таким образом,  в текущей ситуации без грамотно  составленного приказа об учетной  политике как в части бухгалтерского  учета, так и налогообложения  не обойтись.

    1.  Формирование учетной политики и ее основные элементы

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждается:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной  политики предполагается, что:

  • активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
  • организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
  • принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
  • факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).

Учетная политика организации  должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной  политики организации по конкретному  направлению ведения и организации  бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организацией осуществляется разработка соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерского учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при  формировании учетной политики, применяются  с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного  документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

 

1.3 Факторы, влияющие  на выбор учетной политики

На выбор и обоснование  учетной политики организации влияют следующие факторы3:

  • организационно-правовая форма предприятия (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, государственное предприятие и т.д.);
  • отраслевая принадлежность или вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, посредническая деятельность);
  • объемы деятельности, структура организации, среднесписочная численность;
  • налоговое поле деятельности организации (освобождение от различного вида налогов, ставки налогов);
  • степень свободы действия в условиях перехода к рынку (прежде всего, имеется в виду возможность самостоятельного принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнера);
  • стратегия финансово-хозяйственного развития (цели и задачи экономического развития предприятия на долгосрочную перспективу, ожидаемые направления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач);
  • наличие материальной базы (обеспеченность компьютерной техникой и иными средствами оргтехники, программно-методическое обеспечение и т.п.);
  • система информационного обеспечения предприятия (по всем необходимым для эффективной деятельности организации направлениям);
  • уровень квалификации бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей фирмы;
  • система материальной заинтересованности в эффективности работы предприятия и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей.

Только принятие во внимание всей совокупности влияющих факторов поможет правильно подойти к  обоснованию учетной политики. С развитием рыночных отношений, появлением принципиально новых видов деятельности, усложнением процессов управления предприятиями и степенью осознания руководителями различного звена субъектов рыночных отношений круга, содержания и значимости решаемых задач объективно возрастает роль учетной политики. В узком смысле, учетная политика согласно действующему законодательству представляет собой совокупность способов бухгалтерского учета4.

Если ставить проблему шире, с точки зрения реальной практики и тенденций развития хозяйственной деятельности, то учетную политику организации вполне можно рассматривать в качестве одного из инструментов управления организацией.

Глава 2. Особенности формирования учетной политики организации в целях налогообложения и ее отличие от учетной политики бухгалтерского учета

2.1 Общий режим налогообложения

Учетная политика: порядок оформления приказа 

 При подготовке  приказа речь идет об акте  руководителя организации, направленного  на решение вопросов организационно-распорядительного  характера, и, соответственно, форма данного документа зависит от самого руководителя. Кроме того, порядок формирования учетной политики в области бухгалтерского учета и налогообложения регламентирован различными нормативными правовыми актами, в которых не определен порядок оформления документа.  

 Таким образом,  может быть составлен как единый  документ, содержащий положения,  регулирующие порядок организации  бухгалтерского и налогового  учетов, так и подготовлены два  документа - приказ об учетной  политике в части бухгалтерского учета и приказ об учетной политике в части налогообложения. 

 Приступая к составлению  учетной политики в части налогообложения,  следует обратить внимание, что  нормы законодательства о налогах  и сборах не содержат общих  требований к ее формированию и раскрытию. Также нормами НК РФ не предусмотрен порядок ее оформления и утверждения. 

 Только главой 21 НК  РФ (п. 12 ст. 167 НК РФ) определен минимальный  "набор правил", подлежащих  выполнению при формировании  учетной политики. В частности,  рассматриваемой нормой определено, что учетная политика:

  • утверждается приказами, распоряжениями руководителя организации;
  • применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. При этом для вновь созданных организаций утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации;
  • является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

 

  Как  нетрудно заметить, перечисленные  выше требования в целом дублируют  нормы, содержащиеся в ПБУ 1/2008 (а ранее - в ПБУ 1/98) в отношении порядка формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета, в связи с чем можно сделать вывод, что построение учетной политики как в целях бухгалтерского, так и в целях налогового учетов следует осуществлять по единым правилам. 

 Рассмотрим основные  положения, подлежащие раскрытию  в учетной политике в зависимости  от применяемых систем налогообложения  и видов налогов.

Общий режим налогообложения

Налог на добавленную стоимость  

 В отношении порядка  исчисления и уплаты НДС у налогоплательщиков есть право выбора в случаях, перечисленных в таблице 1.

Таблица 1

Элемент учетной политики

Варианты

Норма НК РФ

Применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и  уплатой налога, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн рублей

1. Применяется.  
2. Не применяется.

п. 1 ст. 145 НК РФ

Отказ от использования  или приостановление использования освобождения от НДС в отношении операций, поименованных в пункте 3 статьи 149 НК РФ

1. Применяется. 
2. Не применяется.

п. 3 и 5 ст. 149 НК РФ

Порядок определения  входящего НДС в отношении  товаров (работ, услуг), имущественных  прав, приобретенных для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 %

Подлежит установлению порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 %.

п. 10 ст. 165 НК РФ

Момент определения  налоговой базы налогоплательщиком-изготовителем  товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (по перечню, утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 № 468), при наличии раздельного учета

День оплаты, частичной  оплаты товаров (работ, услуг).

п. 13. ст. 167 НК РФ

Порядок организации  раздельного учета при наличии  операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ, а также порядок вычета НДС  в данном случае

Подлежат установлению преимущественные виды расходов, связанные с осуществлением только облагаемых и только необлагаемых операций. В отношении прочих товаров (работ, услуг), имущественных прав суммы НДС принимаются к вычету (учитываются в их стоимости) с учетом пропорции, определяемой исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

п. 4 ст. 149 и п. 4 ст. 170 НК РФ

Порядок применения вычета по НДС в случае, когда доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, за налоговый период не превышает 5 % общей величины совокупных расходов на производство

1. Налог распределяется  пропорционально отгрузке. 
2. Сумма НДС подлежит вычету в полном объеме.

п. 4 ст. 170 НК РФ

Выбор иностранными организациями  подразделения, по месту налоговой регистрации которого будут представляться налоговые декларации и уплачиваться НДС в целом по операциям всех находящихся на территории РФ подразделений (представительств, отделений) иностранной организации

По выбору иностранной  организации.

п. 3 ст. 144 НК РФ

Порядок ведения книги  покупок и продаж

1. На бумажном носителе. 
2. В электронном виде.

п. 28 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

Информация о работе Учетная политика для налогового учета