Учетная политика для налогового учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание

целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности учетной политики предприятия для целей налогообложения.
Задачами данной курсовой работы будут:
– раскрыть сущность учетной политики организации для налогообложения;
– рассмотреть формирование учетной политики и ее основные элементы;
– отметить факторы, влияющие на выбор учетной политики;
– охарактеризовать задачи, решаемые при формировании учетной политики.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие учетной политики для налогового учета и ее значение
Сущность, значение учетной политики организации
Формирование учетной политики и ее основные элементы
Факторы, влияющие на выбор учетной политики
Глава 2. Особенности формирования учетной политики организации в целях налогообложения
2.1 Общий режим налогообложения
2.2 Упрощенная система налогообложения
2.3 Система налогообложения в виде ЕНВД
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая МБ.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления»

(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)

Институт экономики и права

Экономический факультет

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:

«УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА»

 

на тему: УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

 

 

 

 

                                                                  Выполнил: Ванкеева С.С,гр 539-2

Научный руководитель: Васильева М.Б

 

 

 

 

Улан-Удэ

2012

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие  учетной политики для налогового учета и ее значение

    1. Сущность, значение учетной политики организации

    1. Формирование учетной политики и ее основные элементы

    1. Факторы, влияющие на выбор учетной политики

Глава 2. Особенности формирования учетной политики организации в целях налогообложения

2.1 Общий режим налогообложения

2.2 Упрощенная система налогообложения

2.3 Система налогообложения в виде ЕНВД

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

С переходом  к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях и в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного  регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии  должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в  установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Между тем выбранная  организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Бухгалтера должны формировать учетную политику и для целей налогообложения, в методологических аспектах учетной политики рассматривается как учетная политика для целей бухгалтерского учета, так и учетная политика для целей налогообложения.

При проверках вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является принятая учетная политика предприятия.

В соответствии с Федеральным  законом от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете"1 изменения в учетной политике на следующий год объявляются также в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому. Изменить ее можно только с 1 января, но и при этом желательно иметь хоть какое-то обоснование. Практика показывает, что такое, к примеру, обоснование как "изменение условий финансово-хозяйственной деятельности" является достаточным для многих налоговых инспекций. Нередко инспекторы и сами требуют ежегодно предоставлять приказ об учетной политике.

В связи с этим основной целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности учетной политики предприятия для целей налогообложения.

Задачами данной курсовой работы будут:

– раскрыть сущность учетной  политики организации для налогообложения;

– рассмотреть формирование учетной политики и ее основные элементы;

– отметить факторы, влияющие на выбор учетной политики;

– охарактеризовать задачи, решаемые при формировании учетной  политики.

Если нормативные документы  содержат несколько вариантов отражения  в учете тех или иных фактов хозяйственной жизни, то при отражении конкретных фактов бухгалтер может выбирать и использовать какой-либо из предложенных законодательством сценариев действия. Иногда нормативные документы вообще не дают конкретных предписаний относительно правил учета каких-либо фактов хозяйственной жизни. В п.8 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 09.12.98 г. №60н, оговорено, что если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету.

Выбор одного из предлагаемых нормативными документами вариантов  методики учета конкретных операций, самостоятельная разработка способов ведения учета и обоснование  отступлений от предписаний нормативных документов отображает значение учетной политики организации.

Глава 1. Понятие  учетной политики для налогового учета и ее основные задачи

    1.  Сущность и задачи учетной политики организации

Варианты методов налогового учета появлялись в НК РФ постепенно.

Учетная политика для  целей налогообложения появилась  значительно позже бухгалтерской. Первое упоминание о необходимости  организации учетной политики в  целях налогообложения содержалось  в главе 21 НК РФ, вступившей в действие с 1 января 2001 года. Затем требования об определении вариантов учета для целей налогообложения появились в главе 25 НК РФ, вступившей в силу с 2002 года, и уже потом в отношении специальных налоговых режимов - с 2003 года. И только Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ в законодательство о налогах и сборах было введено понятие "учетная политика для целей налогообложения".  

 В соответствии  с терминологией, приведенной  в пункте 2 статьи 11 НК РФ, под учетной  политикой для целей налогообложения  понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Учетная политика формируется главным бухгалтером организации (фирмой, осуществляющей бухгалтерский учет на предприятии) на основе нормативных актов по бухгалтерскому учету и утверждается руководителем организации. При этом в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» N 129-ФЗ утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Процесс формирования учетной политики организации включает:

  • определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
  • выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;
  • выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;
  • идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;
  • отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;
  • оформление избранной учетной политики.

Учетная политика составляется для решения четырех основных задач:

1. Выбор одного из  нескольких взаимоисключающих вариантов учета, присутствующих в законодательстве. Если организация не внесет нужный элемент в учетную политику, то налоговый учет будет вообще невозможен. Классический пример - выбор метода оценки стоимости покупных товаров (по стоимости товаров, первых по времени приобретения (ФИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара).

 

2. Отказ от метода  учета, предусмотренного «по умолчанию». Если налогоплательщик хочет  воспользоваться альтернативным  вариантом, предусмотренным в Налоговом кодексе, он должен об этом заявить в своей учетной политике. Например, есть два варианта учета в расходах процентов по займам/кредитам: либо по реально заплаченным процентам, либо по расчетной ставке рефинансирования. Если не отразить метод списания в учетной политике, то списать на расходы можно будет только по 1,1 расчетной ставки рефинансирования (сейчас она составляет 11% годовых). Отразив – по реальным процентам, что значительно выгоднее.

3. Сближение бухгалтерского  и налогового учета, а, соответственно,  уменьшение объема работы бухгалтера. Налоговые консультанты часто предлагают директорам пристально изучить ученую политику, даже приводят инструкции какие строки с какими надо сравнивать, чтобы выявить, что бухгалтерия делает как проще, а не как выгоднее. Следует иметь в виду, что конечная стоимость больших различий в налоговом и бухгалтерском учете и, как следствие, повышение вероятности ошибок, увеличение времени на само ведение учета может свести на нет всю экономию.

4. Минимизация ожидаемых  (прогнозируемых) налогов. Грамотная учетная политика позволит реально уменьшить налоговые выплаты. Например, при отнесении затрат на производство/реализацию, можно установить для налогового учета иной перечень прямых расходов чем для бухгалтерского учета. В этом случае списание затрат можно будет осуществить сразу, не растягивая на длительный период, минимизировав таким образом налоговые выплаты. Однако следует понимать, что возникает разница между бухгалтерским и налоговым учетом, а бухгалтеру придется выполнять дополнительную работу, применяя ПБУ 18/02, призванное согласовать разницу учетов.

Внеочередные изменения  в учетной политике разрешается  производить в случаях:

  • реорганизации предприятия;
  • смены собственников;
  • изменений в законодательстве либо в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета;
  • разработки новых способов бухгалтерского учета. Приказ об учетной политике, как правило, регламентирует следующие вопросы:
  • метод определения выручки (прибыли);
  • метод оценки готовой продукции;
  • метод учета затрат на производство продукции (работ, услуг);
  • метод оценки производственных запасов;
  • метод учета товаров;
  • порядок учета незавершенного производства;
  • порядок учета расходов будущих периодов;
  • лимит отнесения предметов к основным средствам (ОС);
  • порядок начисления амортизации ОС;
  • нормы перенесения первоначальной стоимости нематериальных активов на издержки производства и обращения;
  • порядок распределения общехозяйственных расходов;
  • перечень создаваемых фондов и резервов;
  • создание резерва по сомнительным долгам;
  • способ оценки задолженности по полученным кредитам и займам.

В приказе могут быть отражены и другие вопросы учетной  политики предприятия. Одни элементы учетной  политики влияют на налоги, выплачиваемые  предприятием, другие не влияют.

Налоговую учетную политику утверждают по НДС и налогу на прибыль. Такое требование есть в статьях 167 и 313 Налогового кодекса.

 

Отметим, что само понятие  учетной политики для целей налогообложения  в действующем налоговом законодательстве на данный момент отсутствует. Однако с 1 января 2007 года оно появилось в Налоговом кодексе. Ведь пункт 2 статьи 11 кодекса дополнен таким абзацем: “учетная политика для целей налогообложения определяется как выбранная фирмой совокупность допускаемых кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения”. Кроме того, это понятие включает в себя “учет иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика”2.

Информация о работе Учетная политика для налогового учета