Учет товарных операций в оптовой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 04:47, курсовая работа

Описание

Среди многообразия хозяйственных операций на оптовом торговом предприятии учет товарных операций является наиболее трудоемким. Одна из основных задач бухгалтерского учета товарных операций в оптовой торговле состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и получателями продукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью. При этом руководствуются следующими основными принципами:

Содержание

Содержание
Стр.
Введение. 3
1. Экономическое содержание 8
1.1. Понятие оптовой торговли. 8
1.2. Цена товара и его контроль. 10
1.3. Учет поступления товаров. 15
1.4. Учет товарных потерь. 25
1.5. Учет переоценки товаров. 31
1.6. Учет товаров в местах хранения и отчетность материально ответственных лиц. 32
1.7. Учет товарных запасов в бухгалтерии. 35
1.8. Учет тары. 36
1.9. Инвентаризация товаров и тары на складах. 39
2. Усовершенствование учета в оптовой торговле. 44
3. Выводы и предложения. 49
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ОТ.doc

— 377.00 Кб (Скачать документ)

       Если  по базисным условиям договора товар передается перевозчику, то в транспортных условиях оговаривается вопрос об оплате и об ответственности за перевозку.

       В том случае, когда продавец берет  на себя поставку товара, в транспортных условиях отмечается способ уведомления покупателя о месте и дате прибытия груза. Если перевозку осуществляет покупатель, то в договоре указываются место, в которое продавец должен доставить груз, дата поставки и срок, в течение которого покупатель должен выслать подтверждение о дате и месте поставки груза.

ПРИМЕР отражения в договоре транспортных условий сделки.

       Поставка  товара по настоящему договору должна быть произведена в соответствии со сроками согласованными между  сторонами графиков по номенклатуре Спецификации № 1. Графики поставки будут представлены Продавцом на согласование Покупателю в течение 15 банковских дней после перевода авансового платежа в соответствии |с разделом "Платежи" настоящего договора. После согласования сторонами указанные графики являются неотъемлемой частью настоящего договора. Согласование графиков поставки не будет служить причиной задержки начала поставки товаров (по отдельным номенклатурным позициям), которая может наступить через 10 банковских дней после перевода авансового платежа. Покупатель в течение суток с момента согласования упомянутых графиков поставки обязан сообщить Продавцу адреса и транспортные реквизиты баз и вкладов в городе Ижевске, предназначенных для приемки товаров, подлежащих к поставке по настоящему договору. При переадресации товара по согласованию между Покупателем и Продавцом допускается передача адресов и реквизитов упомянутых баз. Продавец обязан в течение 42 часов с момента отгрузки товара известить Покупателя о сроке прибытия товара в пункт назначения в письменном виде, а также по телефаксу или телексу.

       С целью проверки Покупателем товаров, являющихся предметом данного договора. Продавец извещает Покупателя о пункте отгрузки за 15 банковских дней до даты отгрузки товаров. Покупатель имеет  право осуществить проверку товаров  при их погрузке или поручить проверку третьей стороне.

       Продавец  имеет право досрочной поставки товара по согласованию с Покупателем, при этом он обязан в течение 42 часов  с момента отгрузки товара известить  Покупателя в письменном виде I(возможно по телексу или телефаксу) об отправке товара и представить копию накладной отгрузки (по телефаксу).

       Датой поставки считается дата накладной  отгрузки. Все расходы любого вида с момента доставки Продавцом  груза по условию данного договора на склад Покупателя оплачивает Покупатель. Разгрузочно-погрузочные работы обеспечивает Покупатель за свой счет. Право собственности на товар, а также все риски, связанные с ним, переходят от Продавца к Покупателю в момент доставки .товара на базы и склад Покупателя.

1.3. Учет поступления товаров.

1.3.1. Прием товаров на складе поставщика,

на  железнодорожной  станции, пристани, в  аэропорту.

       В учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным поступлением товаров, а также за правильным их оприходованием со стороны материально ответственных лиц.

       Приемка товаров на складе поставщика, на железнодорожной  станции, пристани, в аэропорту осуществляется материально ответственным лицом по доверенности с предъявлением паспорта.

       Доверенность  оформляется по типовым формам. Учет доверенностей как бланков строгой отчетности производств по корешку доверенности, который хранится в бухгалтерии с отметкой о ее получении и использовании, либо в книге доверенностей, либо в журнале регистрации).

       Получение товара оформляется по-разному в  зависимости от близости офиса к месту нахождения склада. Если склад фирмы-поставщика расположен в одном помещении с местом оформления документов на отпуск товара, то оформление документов и выдача товара происходит фактически одновременно. Документом на отпуск в данном случае является накладная.

       Накладная (пример см. приложение) выписывается в  четырех экземплярах, первый и второй из которых остаются у предприятия-поставщика (в бухгалтерии предприятия и  на складе), а третий и четвертый  передаются вместе с товаром покупателю (в бухгалтерию предприятия-покупателя и лицу, отвечающему за хранение товара). Данный документ подписывается материально ответственными лицами, один из которых отпустил товар, а тугой - принял, и заверяется печатями поставщика и получателя.

       Представитель предприятия-покупателя проверяет товар, наличие полной документации к нему, сертификатов качества и т. п., комплектацию в соответствии с данными сопроводительных документов и расписывается в получении ценностей на накладной. Если товар принимается в закрытой таре, то необходимо сделать запись: "Товар принят по массе нетто (количеству мест) без фактической проверки". После этого Материально ответственное лицо доставляет товар на территорию склада своей организации и передает его кладовщику.

       Товар от организаций железной дороги, водного и воздушного транспорта должно получать специально подготовленное материально ответственное лицо. Предъявив доверенность и паспорт, этот работник получает товаросопроводительные документы, к которым относятся железнодорожная накладная, счет-фактура и др.

       Железнодорожная накладная содержит следующие реквизиты:

  • номер и дату оформления накладной;
  • полное наименование, адрес, банковские реквизиты поставщика,
  • плательщика;
  • наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
  • основание отпуска товара (номер, дату договора, наряда, заказа).

       Товарный  раздел накладной заполняется грузоотправителем, в нем указывается наименование товара, артикул, количество, цена, сумма, сумма оптовой надбавки, общая  сумма к оплате (с выделением суммы НДС). Транспортный раздел данного документа заполняется при перевозке и осуществлении погрузочно-разгрузочных работ.

       К железнодорожной накладной могут  быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем обязательно делается соответствующая отметка в накладной.

       Если  товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то может быть оформлена  «Накладная на перевозку груза в  универсальном контейнере" (см. приложение).

       Поставщик может оформить сопровождение товаров  счетом-фактурой, а не накладной, при этом в счете-фактуре, так же как и в накладной, отдельной строкой выделяется сумма НДС).

       Счет-фактура (см. приложение) выписывается, как. правило, в трех экземплярах. Первый остается у поставщика товара, два других направляются покупателю вместе с товаром.

       Кроме того, следует помнить, что с 1997 года все плательщики НДС в соответствии с Указом Президента РФ от 08.05.96 № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" обязаны составлять счета-фактуры на реализацию продукции (работ, услуг) (см. приложение), формы которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.07.96 № 914 (с изменениями и дополнениями). На основании данных документов получатели товаров имеют право на зачет уплаченных по ним сумм НДС при расчетах с бюджетом.

       Составленный  документ должен быть подписан руководителем, главным бухгалтером поставщика, лицом, ответственным за отпуск товара, и скреплен печатью организации. Разрешено визирование счета-фактуры иным ответственным лицом, уполномоченным в соответствии с приказом по организации.

       Получаемые  покупателем товаров счета-фактуры  в отличие от экземпляров поставщика не являются бланками строгой отчетности, а относятся к первичным бухгалтерским документам. При этом учет их поступления будет лишь дублировать книгу покупок. Покупатель заинтересован в полной сохранности счетов-фактур, их своевременном и достоверном отражении.

       Счета-фактуры, принятые к исполнению, должны быть пронумерованы и подшиты в журналы учета счетов-фактур, причем хранение получаемых и выдаваемых счетов-фактур осуществляется раздельно. Составленные и полученные счета-фактуры регистрируются в установленном порядке в книгах покупок и продаж (см. приложение).

       Книга покупок ведется получателями товаров, она предназначена для регистрации счетов-фактур, предоставляемых поставщиками, в целях определения сумм налога, подлежащих зачету. При этом ее итоговые данные по определенным графам используются при составлении расчета по налогу на добавленную стоимость.

       В случае использования приобретенного товара, по которому зачет произведен, в непроизводственной сфере в  книге покупок делается корректирующая запись с уменьшением итоговой суммы  налога, принимаемой к зачету в  текущем периоде.

       Следует отметить, что после получения сопроводительных документов материально ответственное лицо должно проверить исправность вагона, контейнера или упаковки, в которой был доставлен товар. Затем в присутствии представителей станции (пристани, аэропорта) он должен принять товар по количеству мест, а в необходимых случаях – по массе. Станция (пристань, аэропорт) назначения делает отметку об исправности вагона (контейнера, упаковочной тары) в соответствующей накладной.

       При обнаружении при перевозках недостачи  в пределах норм естественной убыли сотрудники станции назначения (пристани, аэропорта) должны произвести необходимую запись на обороте накладной.

       В случае обнаружения неисправности  вагона, контейнера или повреждения  упаковочной тары, отсутствия или  повреждения пломбы, неясности оттиска на ней (или наличия пломбы промежуточной станции), а также во всех случаях повреждения, недостачи груза по количеству или массе материально ответственное лицо обязано потребовать от станции (пристани, аэропорта) назначения составления коммерческого акта и получить его копию. При отказе станции назначения составить коммерческий акт покупатель должен принять груз с участием представителя отдела торговли органа местной исполнительной власти или железнодорожной милиции и составить акт о результатах приемки. Отказ сотрудников станции назначения составить акт следует обжаловать в установленном порядке. Коммерческий акт при этом является юридическим основанием для предъявления претензий к транспортным компаниям или поставщику.

1.3.2. Получение товаров автотранспортом.

       При поставке товаров автотранспортом  сопроводительным документом служит товарно-транспортная накладная (см. приложение).

       Товарно-транспортная накладная составляется поставщиком  и является первичным приходным  документом при поступлении товаров на торговое предприятие. Она состоит из двух разделов – товарного и транспортного.

       Товарный  раздел товарно-транспортной накладной  заполняется поставщиком товара и содержит сведения о поставщике и плательщике (наименования, адреса и банковские реквизиты); сведения о товаре и таре (артикул, наименование и краткое описание товара, количество мест, масса брутто, количество (масса нетто), цена, сумма, вид упаковки). Здесь же указываются суммы налога на добавленную стоимость (20 или 10% от суммы поставки), а также фиксируются подписи лиц, разрешивших отпуск товара, и подписи лиц, отпустивших и принявших товар.

       Транспортный  раздел данного документа заполняется  в ходе доставки товара и содержит следующие данные:

  • дату;
  • номер автомобиля и путевого листа;
  • наименования и адреса заказчика (плательщика) товара, грузоотправителя и грузополучателя;
  • пункт погрузки и разгрузки (при необходимости);
  • сведения о грузе (артикул, наименование и краткое описание товара; единицы измерения; количество единиц; цену за единицу; сумму, на которую поставляется товар (с учетом налога на добавленную стоимость)).

       Кроме того, указываются сопровождающие груз документы, вид упаковки, количество мест.

       Один  экземпляр этих документов материально  ответственное лицо со стороны поставщика должно передать кладовщику, который является Материально ответственным лицом покупателя. Кладовщик, принявший товар, передает в бухгалтерию копию приходной накладной и сопроводительные документы, выданные ему представителем поставщика. В случае несоответствия сумм между представленными документами и фактически принятым количеством товара на склад должен быть составлен соответствующий акт за подписями обеих сторон.

1.3.3. Приемка товаров на складе покупателя.

Контроль  за количеством и  качеством товара.

       Прием товаров на складе покупателя осуществляется материально ответственным лицом  на основании товаросопроводительных документов.

Информация о работе Учет товарных операций в оптовой торговле