Учет товарных операций в оптовой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 04:47, курсовая работа

Описание

Среди многообразия хозяйственных операций на оптовом торговом предприятии учет товарных операций является наиболее трудоемким. Одна из основных задач бухгалтерского учета товарных операций в оптовой торговле состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и получателями продукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью. При этом руководствуются следующими основными принципами:

Содержание

Содержание
Стр.
Введение. 3
1. Экономическое содержание 8
1.1. Понятие оптовой торговли. 8
1.2. Цена товара и его контроль. 10
1.3. Учет поступления товаров. 15
1.4. Учет товарных потерь. 25
1.5. Учет переоценки товаров. 31
1.6. Учет товаров в местах хранения и отчетность материально ответственных лиц. 32
1.7. Учет товарных запасов в бухгалтерии. 35
1.8. Учет тары. 36
1.9. Инвентаризация товаров и тары на складах. 39
2. Усовершенствование учета в оптовой торговле. 44
3. Выводы и предложения. 49
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ОТ.doc

— 377.00 Кб (Скачать документ)

       Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости на всех стадиях ее получения в процессе деятельности предприятия. Сумма налога, подлежащая внесению в бюджет оптовыми организациями, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам этих товаров и материальных ресурсов (работ, услуг), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. При этом зачет налога производится при обязательном оформлении операций счетами-фактурами и выделении сумм налога на добавленную стоимость отдельной строкой в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных и т. д.).

       В продажную цену товара у торгового  предприятия входит также торговая надбавка, величина которой устанавливается на таком уровне, чтобы покрыть издержки обращения (расходы, связанные с перевозкой, хранением и реализацией товаров), уплату налогов и обеспечить получение торговой организацией прибыли.

       В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 239 в действующей редакции торговые организации могут определять величину торговых надбавок самостоятельно, в зависимости от спроса и предложения на товары. Исключением являются цены на продукты детского питания и на товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченным правом завоза грузов, предельные размеры торговых надбавок на которые устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

       Положением  о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрено, что в торговых предприятиях товары учитываются по покупным или продажным ценам. На предприятиях оптовой торговли учетной ценой является покупная цена.

       Цены, так же как и возможности их изменения при купле-продаже, оговариваются при заключении соответствующих договоров. Если договорные отношения оформлены посредством счета, то в его разделе "предмет счета" дается краткая характеристика товара (с указанием наименования товара и его основных технических характеристик, гарантийного срока), а также фиксируется количество товара, цена, общая сумма (цифрами и прописью) с выделением НДС отдельной строкой.

       В условиях переживаемой в нашей стране инфляции многие продавцы цену товара определяют в устойчивой валюте (обычно в долларах США), а расчеты проводят в рублях по курсу Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). В этом случае на счете должен быть указан курс валюты, используемой для определения цены товара. Следует помнить, что иногда продавцы делают определенную (обычно 3-или 5-процентную) надбавку к курсу ММВБ. Сумма счета должна быть указана цифрами и прописью (начальная буква - прописная, остальные – строчные). В случае их расхождения счет считается недействительным.

В счете  могут быть оговорены, кроме того, особенности оплаты по счету:

  • необходимость подтверждения оплаты товара (по факсу, телеграфу или телефону) для резервирования оплаченного товара;
  • возможность изменения цены;
  • условия, при которых цена на оплаченный товар может быть изменена. При этом возможны разные варианты:
  • если продавец может гарантировать неизменность цены в течение определенного срока, то делается запись: "Цены остаются неизменными, если на момент поступления денег курс доллара на ММВБ изменился не более чем на __ процента с даты выписки счета";
  • при более жестких условиях может быть зафиксировано: "В случае, если между датами выписки счета и поступления денег на расчетный счет произошло изменение курса рубля по отношению к доллару более чем на __%, Продавец оставляет за собой право перерасчета цены и выставления счета на доплату", в этом случае излагается алгоритм пересчета;
  • удобно выставление цены с условием: например, цена выставляется в долларах США, а ниже оговаривается условие оплаты в рублях в пересчете по курсу ММВБ плюс процент на дату оплаты.

       Если  отношения между покупателем  и продавцом оформлены договором, то после согласования цены, которое может проводиться как в устной, так и письменной форме (телеграммами, факсами), цена указывается непосредственно в договоре, в спецификации или протоколе к нему.

       При определении цены непременно учитываются  условия поставки товара. Если поставка предполагается на склад покупателя, в цену договора будут включены транспортные расходы, расходы на страхование  груза и т. д. При продаже товара со склада продавца цена может быть сведена к стоимости товара либо включать дополнительно лишь стоимость погрузки.

       Договорная  цена может быть твердой (фиксированной), скользящей или ценой с последующей  фиксацией. В случае твердой цены в договоре фиксируется конкретная цифра, которая должна быть учтена при оплате и не подлежит изменениям. Пленумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в п. 13 постановления от 22.12.92 № 23 определено, что при отсутствии соответствующих указаний в договоре или законодательном акте арбитражный суд должен отказать в удовлетворении требования об увеличении или уменьшении цены, установленной договором.

       В условиях инфляции фиксированная цена, разумеется, выгодна прежде всего  покупателю. Продавец, согласившись на фиксированную цену, может оказаться в крайне невыгодных условиях, так как за период между моментом заключения договора и началом его исполнения фактическая цена может существенно возрасти. Впрочем, существуют способы обезопасить продавца от возможных убытков.

       Для этого, во-первых, в договоре может  быть предусмотрена частичная либо 100% предоплата товара. Во-вторых, можно применить так называемую "валютную оговорку", которая обычно используется в случае, если между моментом подписания договора и началом поставки товара существует слишком большой временной разрыв.

       Возможны  случаи, когда определение твердой  цены в момент заключения договора крайне затруднено. Стороны могут  не включать конкретную цифру в договор, а предусмотреть фиксацию исходной (базисной) цены, которая в течение исполнения договора может изменяться по согласованному сторонами методу при изменении ценообразующих элементов, то есть скользящую цену.

       При торговле машинно-техническими товарами со сроками поставки, превышающими год, скользящая цена определяется на момент исполнения договора путем пересмотра договорной цены с учетом изменений в издержках производства, происшедших в период исполнения договора.

       Цены  с последующей фиксацией в  договоре не указываются. В этом случае как можно точнее фиксируются способы ее определения и конкретные источники, на которые будут ориентироваться стороны в момент оплаты.

       После определения цены необходимо договориться об оплате. Порядок оплаты зависит от способа установления цены. Так, при "плавающей" или скользящей цене невозможно использовать 100% предварительную оплату. Вместе с тем желательно применять такой порядок расчетов, который обезопасит от возможной недобросовестности партнера. При этом наиболее выгодной для продавца является 100% предварительная оплата, а для покупателя – расчет платежным поручением после получения товара. Наиболее приемлемым для обеих сторон, компромиссным, может быть вариант расчета с помощью аккредитивов, особенно когда продавец не желает отгрузить товар без его оплаты, а покупатель не решается оплатить ценности до их получения.

ПРИМЕР пункта договора "Оплата".

Покупатель  в течение 30 банковских дней с даты подписания настоящего договора представляет Продавцу авансовый платеж в размере 70% общей стоимости настоящего договора, осуществив перевод рублевых средств в Банк наследующие счета: 827976000911.

При этом Покупатель в течение 42 часов с  момента проведения банковской операции обязан представить Продавцу копии  соответствующего платежного поручения (возможно по телефаксу).

В случае просрочки указанной даты предоставления авансового платежа Покупатель выплачивает  Продавцу штраф. Размер штрафа составляет 0,1% от полной стоимости договора за каждый день просрочки в течение  первой недели просрочки и 2% за каждую последующую неделю. При этом общая сумма штрафа не может превышать 8% полной стоимости настоящего договора.

В случае просрочки в предоставлении авансового платежа начало поставок товара по настоящему договору переносится пропорционально  длительности этой просрочки.

После поставки партии товара на сумму не менее 25% от суммы выплаченного авансового платежа Покупатель открывает в  банке Продавца безотзывный согласованный, делимый, переводимый и восполняемый аккредитив на сумму стоимости ежеквартальной поставки товара по настоящему договору, согласованной Продавцом с Покупателем отдельным протоколом, который будет являться неотъемлемой участью настоящего договора. Восполняемость должна быть помесячной (не позднее четырех банковских дней с момента оплаты поставки за предыдущий месяц) по фактическим затратам предыдущего месяца.

Аккредитив  открывается в банке Продавца в течение 3 (трех) банковских дней с  даты извещения Продавцом Покупателя о поставке |товара на сумму 25% от объема выплаченного авансового платежа. В  случае просрочки указанной даты открытия аккредитива Покупатель выплачивает Продавцу штраф в размере 0,2% от оставшейся стоимости договора за каждый день в течение первой недели просрочки и 2% за каждую последующую неделю. При этом общая сумма | штрафа не может превышать 8% полной стоимости настоящего договора. При просрочке срока восполнения аккредитива Покупатель выплачивает Продавцу штраф в размере 0,2% от оставшейся стоимости ^договора за каждый день в течение первой недели• просрочки и 2% Ц за каждую последующую неделю. При этом общая сумма штрафа не может превышать 8% полной стоимости настоящего договора.

       Аккредитив, открытый в пользу Продавца, будет  оплачиваться по предъявлению в банк Продавца следующих документов:

  • копим счета;
  • копии накладной;
  • копии акта приемки очередной партии товара.

Все расходы  и комиссии банков, связанные с  открытием аккредитива, несет Покупатель.

Оставшаяся  часть авансового платежа засчитывается  при оплате товара с аккредитива  равномерными частями пропорционально  количеству поставляемых партий товара.

Продавец  по мере отгрузки представляет Покупателю следующие документы:

  • копии счетов в 3 экз.;
  • копию накладной отгрузки;
  • акт приемки.

       Расходы по транспортировке могут составлять до 50% цены товара. Поэтому необходимо еще до заключения договора разработать  условия оплаты транспортных расходов при продвижении товаров от поставщиков до покупателей. Здесь возможны три варианта:

  • оплата полностью поставщиком;
  • оплата полностью покупателем;
  • оплата частично поставщиком, частично - покупателем.

       Порядок распределения транспортных расходов между поставщиком и покупателем определяется условиями франкировки, которые, в свою очередь, указываются по соглашению сторон в договорах на закупку товаров:

       При внешнеторговых операциях возникают  дополнительные расходы по уплате экспортно-импортных пошлин, налогов и сборов, по страхованию груза и др. Например, при морской перевозке наибольшее распространение получили условия франкировки ФОБ и СИФ, первое из которых предусматривает оплату поставщиком расходов по доставке товаров в порт отправления, погрузке на судно, а также пошлин, налогов и сборов по экспорту, а второй требует также оплаты фрахта и страхования груза. Могут быть использованы условия КАФ, освобождающие поставщика от оплаты расходов по страхованию груза, а также ФАС, предусматривающие оплату поставщиком только расходов по доставке товаров до причала порта отправления, и др.

       Все затраты на транспортные операции должны быть оговорены в договоре, а именно:

  • расходы по подготовке товара к отгрузке (проверка качества, количества, специальная упаковка);
  • оплата погрузки на перевозочные средства до основного перевозчика (иногда эта операция повторяется несколько раз при перегрузке товара);
  • оплата стоимости основной перевозки, включая страхование;
  • расходы по выгрузке товара в пункте назначения;
  • оплата налогов и сборов;
  • окончательная доставка на склад покупателя.

       Эти вопросы отражаются в базисных условиях поставки. Если в базисе поставки указывается: "Продавец продает, а Покупатель покупает со склада Продавца...", то в транспортных условиях определяется, за чей счет будет производиться погрузка товара на транспорт, а также срок, в течение которого покупатель уведомляет продавца о прибытии транспорта для перевозки товара. При поставке продавцом товара на склад покупателя транспортные условия схожи. При этом продавец в течение указанного срока уведомляет покупателя о дате прибытия груза. Это должно быть зафиксировано в договоре, там же определяется, за чей счет и чьими силами будет осуществляться разгрузка товара на склад.

Информация о работе Учет товарных операций в оптовой торговле