Учет товарных операций в оптовой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 04:47, курсовая работа

Описание

Среди многообразия хозяйственных операций на оптовом торговом предприятии учет товарных операций является наиболее трудоемким. Одна из основных задач бухгалтерского учета товарных операций в оптовой торговле состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и получателями продукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью. При этом руководствуются следующими основными принципами:

Содержание

Содержание
Стр.
Введение. 3
1. Экономическое содержание 8
1.1. Понятие оптовой торговли. 8
1.2. Цена товара и его контроль. 10
1.3. Учет поступления товаров. 15
1.4. Учет товарных потерь. 25
1.5. Учет переоценки товаров. 31
1.6. Учет товаров в местах хранения и отчетность материально ответственных лиц. 32
1.7. Учет товарных запасов в бухгалтерии. 35
1.8. Учет тары. 36
1.9. Инвентаризация товаров и тары на складах. 39
2. Усовершенствование учета в оптовой торговле. 44
3. Выводы и предложения. 49
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ОТ.doc

— 377.00 Кб (Скачать документ)

       По  мере реализации партий товара бухгалтер без проведения инвентаризации выявляет результаты по партиям (недостачи или излишки товаров). По недостающим товарам рассчитывают и списывают естественную убыль по нормам (при их наличии), засчитывают пересортицы товаров, обнаруженные внутри партии (пересортицы товаров в разных партиях засчитывать запрещается), выявляют окончательные результаты и отражают их на счетах. Недостачи, превышающие установленные нормативы, подлежат взысканию с виновных лиц. Излишки приходуются в доход предприятия.

1.8. Учет тары.

       На  оптовом торговом предприятии может  быть сосредоточено большое количество тары под товаром и порожней. Порядок контроля за полным поступлением и правильным оприходованием тары в основном такой же, что и товаров. Одновременно с проверкой цен на товары определяется правильность цен на тару. Приемка поступившей тары осуществляется на основании счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. Если количество и качество поступившей тары не соответствуют данным сопроводительного документа, то составляется акт в таком же порядке, как и по товарам.

       Согласно Основным положениям по учету тары на предприятиях, производственных объединениях и организациях, утвержденным письмом Минфина СССР от 30.09.85 № 166 по согласованию с Госкомцен и ЦСУ СССР, различают несколько категорий тары:

  • многооборотная тара (используется многократно, подлежит обязательному возврату поставщику). Гарантией возврата тары является взимаемый поставщиком залог, который возвращается после получения назад порожней тары в исправном состоянии. К многооборотной таре могут быть отнесены металлическая и пластмассовая тара (корзины, бочки, бидоны), деревянная тара (ящики, бочки и др.), стеклянная тара (бутылки, банки), тара из ткани (мешки), картонная тара (коробки);
  • тара однократного использования.

       Кроме того, в торговом предприятии должен быть предусмотрен раздельный учет тары, которая:

  • оприходована на основании товаросопроводительных документов поставщиков;
  • не включена в товаросопроводительные документы поставщика, а оприходована с составлением акта и оценкой торговым предприятием;
  • относится к основным средствам.

       Тара  поступает на предприятия торговли в основном вместе с товарами от поставщиков и приходуется на основании сопроводительных документов. Учет тары ведется обычно по ценам приобретения. Тару, не указанную отдельно в документе поставщика и не подлежащую оплате, приходуют на основании соответствующего акта по цене возможной реализации.

       Стоимость тары, отпущенной вместе с товаром, указывается в товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах и других товарных документах отдельной строкой. Отпуск тары без товара оформляется отдельными товарно-транспортными накладными или другими расходными документами.

       Бой, лом и порча тары оформляются  актом, при этом причиненный ущерб  должен быть взыскан с виновных работников.

       Тару  учитывают в местах ее хранения и в бухгалтерии оптового предприятия. При этом материально ответственные лица ведут учет тары по количеству, наименованиям, ценам в товарной книге или в карточках, записи в которые производятся на основании первичных документов на поступление и выбытие товара. Все документы на поступление и выбытие тары должны сдаваться в бухгалтерию с товарными отчетами или сопроводительными реестрами документов. В товарных отчетах стоимость поступившей и выбывшей тары указывается по каждому документу в специальной графе.

       Проверенные документы служат основанием для  отражения поступления и выбытия тары в бухгалтерском учете.

       Торговые  предприятия учет тары (как покупной, так и собственного производства) ведут на активном счете 41 "Товары", субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя". По дебету этого субсчета отражается оприходование поступившей тары в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", а по кредиту - выбытие (списание) тары (при этом дебетуется счет 41 Товары" и другие счета в зависимости от причин ее выбытия). Инвентарная тара, служащая для производственных или хозяйственных нужд, учитывается по счету 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (при этом обладающая признаками основных средств - на счете 01 "Основные средства").

       Учет  движения тары под товарами и тары порожней при наличии большого количества разных видов тары с разными ценами производят по средним учетным ценам, которые устанавливают по отдельным  группам тары применительно к ее назначению. При этом разницу между ценами приобретения и средними учетными ценами относят на счет 42 "Торговая наценка". При очередных инвентаризациях выверяют сальдо по этой разнице и в случае необходимости корректируют счетом 80 "Прибыли и убытки" как результат по операциям с тарой.

       Если  тару учитывают по средним учетным  ценам, то в течение месяца разницу между стоимостью по ценам приобретения и средними учетными ценами можно отражать на счете 16 "Отклонения в стоимости материалов". По окончании месяца дебетовое или кредитовое сальдо по счету 16 распределяют между выбывшей за месяц и оставшейся в использовании на конец месяца тарой по среднему проценту.

       Средний процент определяют по формуле:

Средний процент = (Сальдо на конец месяца по счету 16) : (Сумма выбывшей тары за месяц + Остаток тары на конец месяца) * 100.

       Списание  разниц, относящихся к выбывшей таре, отражают следующими бухгалтерскими проводками.

       При дебетовом сальдо счета 16:

Дт 44 "Издержки обращения"

Кт 16 "Отклонение в стоимости материалов".

       При кредитовом остатке счета 16:

Дт 16 "Отклонение в  стоимости материалов"

Кт 80 "Прибыли и убытки".

       После соответствующих записей по счету 16 будет отражена разница, относящаяся  к остатку тары на конец месяца.

       В торговых предприятиях по тарным операциям могут иметь место как расходы и убытки, так и доходы.

       Расходы включают в себя затраты, без которых, как правило, невозможно обойтись (перевозка, погрузка, выгрузка, ремонт и т. п.).

       Потери  от бесхозяйственного отношения  к таре (бой, лом, потери от снижения качества тары и т. п.) составляют убытки.

       К доходам по таре относятся: стоимость  тары, полученной от поставщиков бесплатно; превышение стоимости тары по сдаточным ценам .над стоимостью тары по учетным ценам и др.

       Расходы по таре учитываются на счете 44 "Издержки обращения", а потери и доходы на счете 80 "Прибыли и убытки" как внереализационные прибыли или убытки соответственно.

       При журнально-ордерной форме учета  по счету 41 "Товары", субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя" ведется ведомость по дебету и журнал-ордер по кредиту этого счета. Записи делаются на основании товарных отчетов и приложенных к ним документов, отражающих поступление и выбытие тары. На каждый товарный отчет отводится одна строка, по которой отражается приход и расход по корреспондирующим счетам, а также остаток тары на конец отчетного периода.

       Аналитический учет тары ведется по материально  ответственным лицам, по наименованиям, количеству и стоимости тары. Что  касается отражения операций с тарой  в синтетическом учете, то его порядок можно представить рядом бухгалтерских проводок.

       Поступление тары (вместе с товаром) от поставщика в оптовой торговле фиксируется записью:

Дт 41. субсчет 41-3 "Тара под товаром и  порожняя"

Дт 19 "НДС по приобретенным  ценностям"

Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

       При этом поступление многооборотной тары, имеющей залоговые цены, учитывается  по ценам, включающим НДС, которые зачету перед бюджетом не подлежат. Если товары затариваются в потребительскую  тару одноразового использования, стоимость которой включается в их цену, либо тара оплачивается сверх цены за товары, то эта тара облагается НДС. Суммы НДС при этом предъявляются к зачету перед бюджетом в общеустановленном порядке.

       При поступлении многооборотной тары часто  взимается залог, что отражается в обычном порядке через счета учета денежных средств.

       Возврат тары поставщику или сдача ее соответствующим  организациям фиксируется проводкой:

Дт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

Кт 41, субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя".

       Списание  недостач от операций с тарой (лом, бой  и др.) отражается

       записью:

Дт 84 "Недостачи и  потери от порчи ценностей"

Кт 41, субсчет 41-3 "Тара под товаром и  порожняя".

       Оприходование тары, выявленной по результатам инвентаризации, или тары, поступившей от поставщика без оплаты, считается внереализационным доходом:

Дт 41, субсчет 41-3 "Тара под товаром и  порожняя'

Кт 80, субсчет 80-4 "Прибыли  и убытки от прочих операций".

       Ремонт  тары по договору силами сторонней  организации фиксируется в бухгалтерском учете проводкой:

Дт 44 "Издержки обращения";

Дт 19, субсчет 19-3 "Налог  на добавленную стоимость  по работам и оказанным  услугам "

Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

       Внутреннее  перемещение тары между отдельными подразделениями торгового предприятия (отдельными секциями склада, различными складами, складом и торговыми помещениями, для организации выездной торговли) находит отражение в аналитическом учете:

Кт 41, субсчет "Тара под  товаром и порожняя" (склад 1)

Дт 41, субсчет "Тара под товаром и порожняя" (склад 2).

       Тара  может быть изготовлена предприятием самостоятельно, при этом ее учет проводится через счет 23 "Вспомогательные  производства".

       Следует отметить, что вместо счета 41 в учете  тарных операций может быть использован счет 01 "Основные средства" в случае удовлетворения условиям отнесения тары к основным средствам.

1.9. Инвентаризация товаров и тары на складах.

1.9.1. Общие правила проведения инвентаризации

       Инвентаризация  товаров и тары на складах торгового  предприятия проводится для проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей. При этом выявляется соответствие фактического наличия товаров и тары на момент инвентаризации их остаткам по данным бухгалтерского учета. Помимо обеспечения сохранности ценностей и проверки правильности организации материальной ответственности инвентаризация решает задачи контроля учетных данных по товарам и таре, их реального отражения в балансе; а также посредством инвентаризации выявляются неиспользуемые, залежалые товары, продукция устаревших фасонов и моделей и т. п.

       Основными этапами инвентаризации являются:

1. Проверка  фактического наличия товаров.

2. Документальное  оформление результатов инвентаризации. .

3. Принятие  хозяйственных решений на основании  результатов инвентаризации.

       Согласно  действующему Положению по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ количество инвентаризаций в отчетном году и сроки их проведения устанавливаются организациями самостоятельно, за исключением следующих случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:

  • при смене материально ответственного лица (при коллективной материальной ответственности - при уходе в отпуск бригадира и более половины членов бригады);
  • при установлении фактов краж, ограблений, хищений, порчи ценностей, злоупотреблений; а также пожара, стихийных бедствий;
  • при ликвидации, реорганизации предприятия, передаче имущества в аренду, выкупе, продаже и в других случаях, установленных законодательством. Инвентаризация непродовольственных товаров на складах и мяса на холодильниках проводится не менее одного раза в год, как правило на 1-е число месяца (и не ранее 1 октября), остальных продовольственных товаров - не менее двух раз в год.

Информация о работе Учет товарных операций в оптовой торговле