Учет расчетов по налогам и сборам, направления его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:29, курсовая работа

Описание

В условиях рыночных отношений, к которым стремится Республика Беларусь, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного налогоплательщика. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного плательщика. Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен лишь в случае переплаты.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 4
1. Оптимизация налогообложения – важнейший фактор развития экономики Республики Беларусь ……………………………………………
7
1.1 Система налогообложения организаций в Республике Беларусь и пути ее совершенствования ………………………………………….
7
1.2 Краткая характеристика организации……………………………… 14
1.3 Нормативно-правовая база учета налогов и других обязательных платежей …………………………………………...…………………
17
2 Бухгалтерский учет расчетов по налогам и сборам, его совершенствование ……………………………………………………………
20
2.1 Учет расчетов по налогам и сборам, включаемых в себестоимость продукции……………………………………………
20
2.2 Учет расчетов по налогам и сборам, уплачиваемых из выручки от реализации продукции, работ, услуг………………….……………
23
2.3 Учет расчетов по налогам и сборам, уплачиваемых из прибыли организации…………………………………………………………
27
2.4 Совершенствование учета расчетов по налогам и сборам ……… 33
Заключение …………………………………………………………………….. 36
Список использованных источников ………………………………………… 38
Приложения ……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовик 2011 2Полесский.doc

— 343.00 Кб (Скачать документ)

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ  БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    УО  «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАОСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 

    Кафедра бухгалтерского учета, анализа и  аудита 
 
 
 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 

    на  тему: Учет расчетов по налогам и сборам, направления его совершенствования 
 
 
 
 

    Студент

    БУАА, 4 курс, группа 812321     А.Л. Середич 
 

    Руководитель       Н.В. Лягуская 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПИНСК 2011

    РЕФЕРАТ 

    Курсовая  работа: 41с., 3 рис., 4 табл., 48 источников, 9 приложений. 

    Налоги  и сборы, налогообложение, учет, расчеты.

    Актуальность  данной темы в том, что правильно поставленный учет расчетов по налогам и сборам в бюджет и внебюджетные фонды позволяет уменьшить расходы организации, связанные  с нарушением налогового законодательства.

      Объектом  исследования курсовой работы является деятельность филиала Ивановского райпо «Марыля».

      Предметом исследования являются  действующие  методики бухгалтерского учета организации  расчетов по налогам и сборам в  бюджет и внебюджетные фонды.

      Целью написания работы является изучение действующей методики бухгалтерского учета в филиале Ивановского райпо «Марыля», выявление недостатков в их организации, а также поиск путей их дальнейшего совершенствования. 

           Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.  

                    _____________________

                  (подпись  студента) 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

    СОДЕРЖАНИЕ 

  Введение ……………………………………………………………………. 4
1.  Оптимизация налогообложения – важнейший фактор развития экономики Республики Беларусь ……………………………………………  
7
  1.1 Система налогообложения  организаций в Республике Беларусь и пути ее совершенствования ………………………………………….  
7
  1.2 Краткая характеристика организации……………………………… 14
  1.3 Нормативно-правовая база учета налогов и других обязательных платежей …………………………………………...…………………  
17
2  Бухгалтерский учет расчетов по налогам и сборам, его совершенствование ……………………………………………………………  
20
  2.1 Учет расчетов по налогам и сборам, включаемых  в себестоимость продукции……………………………………………  
20
  2.2 Учет расчетов по налогам и сборам, уплачиваемых из выручки от реализации продукции, работ, услуг………………….……………  
23
  2.3 Учет расчетов по налогам и сборам, уплачиваемых из прибыли организации…………………………………………………………  
27
  2.4 Совершенствование учета расчетов по налогам и сборам ……… 33
Заключение …………………………………………………………………….. 36
Список  использованных источников ………………………………………… 38
Приложения ……………………………………………………………………. 42

ВВЕДЕНИЕ

 

      В условиях рыночных отношений, к которым  стремится Республика Беларусь, налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов. В современном  цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного налогоплательщика. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного плательщика. Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен лишь в случае переплаты.

      Налоговая система призвана обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов в бюджет, создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам, с учетом особенностей формирования и перераспределения доходов различных групп населения. Компенсировать нарастание бюджетного дефицита, обеспечить функционирование всего хозяйственного механизма, финансирования неотложных государственных потребностей.

      Вместе  с тем, созданная налоговая система  в силу разных причин может иметь существенные недостатки: большое количество налогов, сборов и других отчислений, сложность расчетов, двойное налогообложение, противоречивость в законодательстве и т.п., в свою очередь, сказывается на правильности и достоверности представляемой налоговым органам информации.

      Взаимоотношения финансовых органов с организациями  до перехода к рыночной экономике  представляли собой форму контроля за своевременным выполнением  организациями своих обязательств перед бюджетом. Бухгалтерии представляли государственным органам информацию о финансовом состоянии  организаций, на основании которой производились изъятия налогов в бюджет.

      В современных условиях формирования рыночных отношений бухгалтерский учет призван обеспечить пользователям достоверность и своевременность предоставления учетной информации для анализа финансового положения организации и достигнутых результатов ее хозяйственной деятельности с целью оперативного управления. При этом за бухгалтерией сохраняются функции организации своевременного и полного учета расчетов по обязательным платежам, которые жестко регулируются со стороны государства действующим налоговым законодательством.

      Несмотря  на строгое регламентирование, в  практической деятельности бухгалтерских  служб все еще не редко встречаются  ошибки при отражении хозяйственных операций. Это приводит к неправильному формированию затрат на производство, к неточному определению выручки от реализации продукции и в конечном итоге к искажению финансовых результатов деятельности  организации и неправильному исчислению налогов и других обязательных платежей.

     Таким образом, в  современных условиях усиливается специализация финансового контроля, важнейшей формой которого выступает налоговый контроль, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в установлении отклонений от норм действующего налогового законодательства с тем, чтобы компенсировать причиненный государству ущерб, привлечь виновных к ответственности, устранить условия, способствующие повторению аналогичных нарушений в будущем. С целью оптимизации налоговой нагрузки в организации должен проводится всесторонний анализ налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

      Выбранная тема курсовой работы является актуальной и имеет практическое значение, так как правильно поставленный учет расчетов по налогам и сборам в бюджет и внебюджетные фонды, рациональная организация взаимоотношений с контролирующими органами позволяет уменьшить, а то и исключить расходы организации, связанные с нарушением налогового законодательства.

      Объектом  исследования курсовой работы является деятельность филиала Ивановского райпо «Марыля».

      Предметом исследования являются действующие методики бухгалтерского учета организации расчетов по налогам и сборам в бюджет и внебюджетные фонды.

      Целью написания работы является изучение действующей методики бухгалтерского учета в филиале Ивановского райпо «Марыля», выявление недостатков в их организации, а также поиск путей их дальнейшего совершенствования.

      Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

     - охарактеризовать  систему налогообложения организаций в Республике Беларусь и пути ее совершенствования;

     - изучить действующую нормативно-правовую базу в области налогообложения в Республике Беларусь;

     - дать краткую финансово-экономическую характеристику в филиале Ивановского райпо «Марыля»;

     - исследовать действующую методику учета налогов и других обязательных платежей и соответствие ее действующему законодательству;

     - определить основные пути совершенствования  бухгалтерского учета расчетов  по налогам и сборам в организации;

     Теоретической и методологической основой написания курсовой работы являются нормативно-правовые акты действующего законодательства, инструкции, учебная литература, научные статьи отечественных и зарубежных ученых-экономистов по теме исследования.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1

     ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  – ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    1.1 Система налогообложения организаций в Республике Беларусь и пути ее совершенствования

 

      Налоги — это историческое явление, без которого не существовало ни одно общество, а развитие налогообложения - объективно необходимый процесс в любом государстве, обеспечивающий через бюджетно-финансовые инструменты его полноценное функционирование.

      В фундаментальных работах современных  налоговедов И.В. Горского, В.В. Глухова, В.А. Кашина, С.Ф. Сутырина, Д.Г. Черника и других налог определяется как «одна из форм пополнения государственной казны» или как «сбор, устанавливаемый в одностороннем порядке и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей» [17, с.145].

      В отечественной экономической литературе налоги определяются как «обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей» [17, с.145].

      По  определению А.В. Брызгалина, «налог - это категория комплексная, это симбиоз экономики и права, поэтому ни одна область знаний не в состоянии получить здесь безоговорочного приоритета ... налог - это экономико-правовая категория» [17, с.146].

      Т.Ф. Юткина рассматривает налог как  понятие, «интегрирующее смысл всех налоговых категориальных образований («система налогообложения», «налоговая система», «налоговое производство») в их теоретическом восприятии и в конкретно-содержательных образах функционирования в государстве в определенный период времени» [17, с.146].

     Необходимость налогов вытекает из классических функций  государства, которое выполняет  разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную), требующую средств. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений [16, с.115].

     Экономическая сущность налогов вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть прибавочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и  рабочей силы, другая его часть вознаграждение предприятия, а третья часть, в виде налогов, направляется в доход государства.

     Для организации рационального управления налогообложением большое значение имеет классификация налогов.

     Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. В теории и практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а подведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.

     Состав  налогов Республики Беларусь можно  классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификация налогов Беларуси по основным классификационным признакам представлена на рисунке 1.1. 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1.1 - Классификационный  состав налогов по признакам

П р и м е ч а н и е - Источник: собственная разработка 

     Данная  классификация необходима как для составления налоговых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства.

     Классификация налогов по определенным признакам  является значительным вкладом в систематизацию учета налогов и налоговых групп и на этой основе введение для налогоплательщиков классификационных кодификаторов и идентификационных номеров.

     Классификационные кодификаторы позволяют получать оперативную  информацию о состоянии налоговых  процессов, выявлять негативные стороны налоговой техники и исправлять их.

     В Республике Беларусь установлена двухуровневая  налоговая система, соответствующая  бюджетному устройству государства, в  соответствии с которой установлены  две группы налогов – республиканские  и местные (см. рисунок 1.2).

     Республиканскими  признаются налоги, установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. В соответствии с имеющейся практикой  нормативы отчислений республиканских  налогов на каждый очередной бюджетный год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь». Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

Информация о работе Учет расчетов по налогам и сборам, направления его совершенствования