Учет процесса снабжения. Понятие бухгалтерского счета и его строения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:02, контрольная работа

Описание

Для руководства деятельностью организации важно иметь как обобщенные, так и частные данные об изменении и динамике имущества за определенный период.В процессе снабжения предприятие обеспечивает себя хозяйственными средствами, необходимыми для осуществления своей деятельности. Предприятия приобретают нематериальные активы, основные средства, материалы и прочие активы.

Содержание

Вопрос 1. Понятие бухгалтерского счета и его строения………………3
Вопрос 2. Учет процесса снабжения……………………………………..7
Задача 8…………………………………………………………………….12
Список использованных источников……………………………………20

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 55.33 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

     Вопрос 1. Понятие бухгалтерского счета  и его строения………………3

     Вопрос 2. Учет процесса снабжения……………………………………..7

     Задача 8…………………………………………………………………….12

     Список  использованных источников……………………………………20

 

     Вопрос 1. Понятие бухгалтерского счета и его  строения 
 

     Для руководства деятельностью организации  важно иметь как обобщенные, так  и частные данные об изменении  и динамике имущества за определенный период. Для этого применяется  система взаимосвязанных счетов бухгалтерского учета. Они являются средством ведения учета и  контроля операций, изменяющих состав средств и их источников, а также  хранения информации.

     Бухгалтерский счет – это способ группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций по экономически однородным объектам средств и их источников на основе носителей информации.

     На  каждый объект учета открывается  отдельный счет. Из первичных документов на нем в денежном измерении накапливаются  и систематизируются данные по однородным хозяйственным операциям, которые  привели к изменению данного  объекта учета. Счет также является основной единицей хранения информации в бухгалтерском учете. На основе бухгалтерских счетов составляется важнейшая форма отчетности –  бухгалтерский баланс.

     Любой счет отвечает на вопрос «Что учитывается  на счете? ». Он имеет название, соответствующее  учитываемому на нем объекту, и кодовое  обозначение согласно плану счетов.

     Графически  счет представляет собой двустороннюю таблицу в виде буквы «Т» (условно) или лист бумаги, поделенный на две  части. Счет в общем случае содержит три элемента (рис. 1):

     - название счета;

     - левую часть – дебет (от лат. – он должен);

     - правую часть – кредит (от лат. – он верит). 
 

Дебет Наименование  счета Кредит
 
 
 
 

Рисунок 1 – Общая схема бухгалтерского счета. 

     В каждом счете (в дебете или кредите  – в зависимости от вида объекта  учета) показывается наличие объекта  учета на начало отчетного периода, что называется начальным остатком (начальным сальдо).

     Каждая  сторона счета предназначена  для раздельного отражения –  увеличения или уменьшения – учитываемого на счете объекта. Итог записей всех операций по дебету или кредиту счета  за определенный период без начального сальдо называется оборотом, который обозначает изменение объекта учета за период в сторону увеличения или уменьшения.

     По  окончании периода в счете  подсчитывается конечный остаток (конечное сальдо), который показывает наличие данного вида средств или источников на конец отчетного периода.

     Так как счета непосредственно связаны  с имуществом и источниками его  формирования (активами и пассивами), то они делятся на две группы: активные и пассивные.

     Активные  счета – это счета бухгалтерского учета, на которых учитывается наличие, состав и движение имущества (активов) организации по каждому их виду.

     Начальный и конечный остаток по активному  счету всегда дебетовый. В течение  отчетного периода по дебету записываются операции, связанные с увеличением (+) средств (имущества), а по кредиту  – с их уменьшением (-). Примерами  активных счетов являются: счета 01 «Основные  средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 50 «Касса» и др.

     Пассивные счета – это счета бухгалтерского учета, на которых учитывается наличие, состав, движение источников формирования средств.

     Начальный и конечный остаток по пассивному счету всегда кредитовый. М течение  отчетного периода но кредиту  записываются операции, связанные с  увеличением (+) источников, а по дебету – с их уменьшением (-). Примерами  пассивных счетов являются: счета 60 «Расчеты с поставщиками», 66 «Краткосрочные кредиты банков», 80 «Уставный фонд», 84 «Нераспределенная прибыль» и  др.

     Порядок записи хозяйственных операций на активном и пассивном счетах приведен на рис. 2. 

     Схема активного счета                                Схема пассивного счета

Дт   Номер счета, название   Кт   Дт   Номер счета, название   Кт
Снач -   - Снач
+   +
Об.Дт Об.Кт   Об.Дт Об.Кт
Скон       Скон
 

Рисунок 2 – Схемы записей на активных и пассивных счетах

     Остаток на конец отчетного периода рассчитывается следующим образом:

     - в активном счете – Скон = Снач + Об.Дт – Об.Кт;

     - в пассивном счете – Скон = Снач + Об.Кт – Об.дт.

     Активные  и пассивные счета составляют основу системы счетов бухгалтерского учета. Однако в бухгалтерском учете  применяются счета, имеющие смешанный  характер, их называют активно-пассивными.

     Активно-пассивные  счета – это счета, на которых учитывается дебиторская задолженность (актив) и кредиторская задолженность (пассив) одновременно.

     Такие счета сочетают в себе признаки как  активных, так и пассивных счетов. Остатки по таким счетам бывают: либо по дебету – показывают сумму  дебиторской задолженности, либо по кредиту – отражают сумму кредиторской задолженности, либо одновременно дебетовыми и кредитовыми, когда за одним  и тем же контрагентом числится как  дебиторская, так и кредиторская задолженность.

     В дебет активно-пассивного счета  записываются операции, связанные с  увеличением дебиторской задолженности  или уменьшением кредиторской, а  в кредит – операции, связанные  с увеличением кредиторской и  уменьшением дебиторской задолженности.

     Примером  активно-пассивного счета является счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

     Порядок ведения учетных записей по счетам в отчетном периоде следующий.

     1. В начале года (отчетного периода) по каждому объекту учета следует открыть счет, т.е. дать ему название, определить его номер и записать начальный остаток, если таковой имеется. Остатки средств, отраженные в активе баланса на начало отчетного периода, являются начальными остатками и записываются на дебетовой стороне активных счетов, а суммы, числящиеся в пассиве баланса, - на кредитовой стороне пассивных счетов.

     2. В течение отчетного периода записи операций на счетах производятся в хронологическом порядке на основании документов, в которых они зафиксированы, на соответствующих сторонах счета - дебете или кредите (исходя из экономического содержания операций). После записи всех операций за отчетный период подсчитываются обороты по дебету и кредиту.

     3. В конце отчетного периода выводятся остатки на конец, которые являются основанием для составления бухгалтерского баланса. Конечные остатки по дебету счетов отражаются в активе баланса на конец отчетного периода, а по кредиту – в пассивной части баланса. Счет, не имеющий остатка, называется закрытым счетом.

     Таким образом, для текущего учета хозяйственных  операций и их взаимосвязи используются счета, открываемые ежемесячно на каждый объект учета.

 

     Вопрос 2. Учет процесса снабжения 
 

     В процессе снабжения предприятие  обеспечивает себя хозяйственными средствами, необходимыми для осуществления  своей деятельности. Предприятия  приобретают нематериальные активы, основные средства, материалы и прочие активы.

     В бухгалтерском учете поступление  хозяйственных средств отражается по фактической стоимости, которая  складывается из покупной стоимости  поступивших средств и расходов, связанных с их приобретением, а  также прочих затрат по доведению  приобретенных активов до состояния, пригодного к использованию.

     Значительный  удельный вес в процессе снабжения  имеют операции по приобретению материалов, так как они постоянно требуются  для осуществления производственного  процесса и составляют материальную основу готовой продукции. Материалы  входят в состав так называемых материально-производственных запасов.

     Материально-производственные запасы представляют собой оборотные  средства предприятия, которые можно  разделить на две основные группы.

     В первую группу входят материалы, предназначенные  для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также материалы, необходимые для хозяйственных  нужд предприятия.

     Ко  второй группе относятся материалы, предназначенные для продажи, а  именно: готовая продукция, выпускаемая  предприятиями, и товары, используемые в организациях торговли.

     Операции, связанные с поступлением материальных ценностей, должны оформляться первичными документами, формы которых унифицированы. Первичные документы являются основой  ведения бухгалтерского и налогового учета. Вид и форма поступающего документа зависят от условий  договора и условий поставки.

     Поступление материалов в  организацию контролирует отдел снабженич, который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии  по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они своевременно не прибыли в организацию.

     Материалы на склад от местных и иногородних  поставщиков обычно доставляет экспедитор или  представитель транспортно-экспедиторской организации.

     Принимая  грузы от транспортных организаций (железной дороги, пристани), экспедитор особое внимание уделяет состоянию  пломб. В случае их повреждения требует  проверки и сдачи груза. Если обнаруживается недостача или порча груза, то составляется  коммерческий акт, дающий право на предъявление претензии  к транспортной организации или  к поставщику.

     Экспедитор  сдает материалы кладовщику. При  отсутствии экспедитора прием поступающих  материалов осуществляет непосредственно  кладовщик  или зав. складом.

     При приемке материалов кладовщик проверяет  соответствие фактического количества, качества и ассортимента поступивших  материалов и указанного в  документах поставщика. Количество обычно указывается в товарных накладных ф. ТН-2, товарно-транспортных накладных ф. ТТН-1, Качество указывается в сертификатах, удостоверениях и т.п.

     При отсутствии расхождений материально-ответственное  лицо выписывает приходный ордер  ф. М-4.

     Вместо  приходного ордера приемка и оприходование  материалов могут оформляться проставлением  на документе поставщика (счет, накладная  и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и  в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер  приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру.

     В случае доставки материалов автотранспортом  со склада поставщик выписывает товарно-транспортную накладную.

     При получении материалов со станции  железной дороги первичным документом выступает железнодорожная накладная  с соответствующими отметками на станции отправления и получения.

     Если  материалы поступили без платежных  документов или в случаях расхождений  по количеству и качеству материалов с  данными сопроводительных документов поставщика составляется Акт о приемке  материалов ф. М-7. Акт составляется приемной комиссией с обязательным участием представителя поставщика ли представителя незаинтересованной стороны, заведующего складом и  представителя отдела снабжения  организации. Акт составляется в  двух экземплярах. Первый  передается в бухгалтерию организации как  основание для записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй поступает в отдел маркетинга  для предъявления претензии поставщику. При составлении Акта приходный  ордер ф. М-4 не выписывается.

Информация о работе Учет процесса снабжения. Понятие бухгалтерского счета и его строения