Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ и совершенствование системы управления материальными запасами на предприятии.
Задачи курсовой работы:  
 
исследовать понятие материальных запасов, их виды и способы оценки;
раскрыть сущность и принципы управления материальными запасами;
дать краткую экономическую характеристику объекта исследования;
проанализировать систему управления материальными запасами на предприятии;
предложить пути совершенствования управления материальными запасами предприятия.
ВВЕДЕНИЕ	3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ	5
1.1. Понятие материальных запасов, их виды и способы оценки	5
1.2. Сущность и принципы управления материальными запасами	12
1.3. Краткая организационно-экономическая характеристика объекта наблюдения	19
2. СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ ОАО «УРАЛЬСКАЯ КУЗНИЦА»	26
2.1. Организация учета движения материалов	26
2.2. Планирование и контроль уровня запасов материалов	31
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИи
- 10-1-q-1-m-1 "Стоимость материала (без НДС)";
- 10-1-q-1-m-2 "Транспортно-заготовительные расходы (без НДС)".
Рассмотрим на примере порядок учета движения материалов в ОАО «Уральская кузница».
Поступление стратегического материала "сталь" (аналитический счет № 1) на центральный склад № 1 от поставщика на сумму 206 619,50 руб. было отражено следующими проводками (при доставке пользовались услугами специализированного поставщика) (табл.2.1).
Таблица 2.1
Проводки по приобретению материала в ОАО «Уральская кузница»
| Дебет | Сумма, руб. | Кредит | Сумма, руб. | 
| Счет 10-1-1-1-1-1 "Сталь.           | 206 619,50 | Счет 60 "Расчеты 
  с          | 206 619,50 | 
| Счет 10-1-1-1-1-2       | 34,40 | Счет 60 "Расчеты 
  с          | 34,40 | 
| Счет 19 "НДС 
  по         | 37 191,51 | Счет 60 "Расчеты 
  с          | 37 191,51 | 
| Счет 19 "НДС 
  по         | 6,2 | Счет 60 "Расчеты 
  с          | 6,2 | 
Перемещение материалов на складах организации было отражено проводками в рамках счета 10 с изменением только аналитических счетов, отображающих принадлежность к центрам ответственности и центрам затрат. Например, когда поступивший материал "сталь" стоимостью 103 301 руб. был отправлен в производственную кладовую цеха № 2, а стоимостью 103 318,5 руб. - на склад хранения № 3, были осуществлены проводки, приведенные в табл. 2.2. Параллельно с перемещением материала списываются транспортно-заготовительные расходы пропорционально стоимости материала. Проводки, отражающие эту операцию, представлены также в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Проводки по 
внутреннему перемещению 
| Дебет | Сумма, руб. | Кредит | Сумма, руб. | 
| Счет 10-1-2-1-2-1 "Сталь.            | 103 301 | Счет 10-1-1-1-1-1 "Сталь.              | 206 619,50 | 
| Счет 10-1-1-1-3-1        | 103 318,5 | ||
| Счет 10-1-2-1-2-2        | 17,19 | Счет 10-1-1-1-1-2          | 34,40 | 
| Счет 10-1-1-1-3-2        Склад № 3" | 17,21 | 
Данная аналитика позволила учесть транспортно-заготовительные расходы, связанные также и с внутренним перемещением грузов, следовательно, были составлены проводки, представленные в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Проводки по формированию и списанию транспортно-заготовительных расходов в ОАО «Уральская кузница»
| Дебет | Сумма, руб. | Кредит | Сумма, руб. | 
| Счет 23                  | 2,25 | Счет 02 "Амортизация       | 2,25 | 
| 2,5 | Счет 70 "Расчеты 
  с         | 2,5 | |
| 0,65 | Счет 69 "Расчеты 
  по        | 0,65 | |
| Счет 10-1-2-1-2-2        | 3,2 | Счет 23 "Вспомогательные   | 3,2 | 
| Счет 10-1-1-1-3-2        | 2,2 | Счет 23 "Вспомогательные   | 2,2 | 
Оценивая эффективность методы учета затрат в ОАО «Уральская кузница», можно отметить следующее.
Принципиальные преимущества метода позаказного калькулирования заключаются в том, что этот метод делает возможным сопоставление затрат между заказами, показывает наиболее и наименее рентабельные заказы, а также какие операции в аналогичных заказах наиболее дорогостоящие, а какие наиболее эффективные. Позаказный метод обеспечивает базу для планирования затрат и продажных цен по будущим заказам. Метод предоставляет данные для контроля затрат по заказам путем расчета отклонений между оценочными и фактическими данными, а также делает достаточно точное распределение накладных расходов между заказами.
К недостаткам позаказного метода следует отнести то, что он требует достаточно большого уровня детализации и, следовательно, большей счетной работы, в то время как стоимость получения точных данных по заказам может не компенсироваться низкой прибылью. Сопоставление между различными заказами может оказаться бесполезным, если оно делается в период между выполнением заказов и для меняющегося количества продукции, производимой по различным заказам.
Использование 
нормативных затрат может частично 
снизить влияние этого 
На поставку материалов организация заключает договоры с поставщиками, в которых определяются права, обязанности и ответственность сторон.
Планирование размера приобретений прямых материальных ресурсов осуществляется по формуле:
Пр = П + Зпл.к – Зф.н,
где Пр - приобретение;
П - потребление;
Зпл.к - плановые запасы на конец планируемого периода;
Зф.н. - фактические запасы на начало планируемого периода.
Пример расчета плановых объемов и стоимости закупок прямых материальных ресурсов показан в таблице 2.4. Такой план составляется по всем требуемым наименованиям материалов. В нем содержатся данные о необходимой величине иммобилизации денежных средств в материальные запасы. Планы потребности и планы закупок материальных запасов составляются в составе общего бюджета предприятия, большую часть которого на промышленных предприятиях занимает бюджет производства.
Таблица 2.4
Методика управленческого 
учета по планированию закупок 
материальных ресурсов ОАО «Уральская 
кузница» на III квартал 2009г.
| Показатели | Проволока | Натрий едкий | И т.д. по наименованиям запасов | Всего | 
| 1. Всего натуральный расход на запланированный объем производства, кг | 1770,00 | 45,36 | … | х | 
| 2. Планируемые натуральные остатки на конец планируемого периода, кг | 100,00 | 10,00 | … | х | 
| 3. Всего потребность (1 + 2), кг | 1870,00 | 55,36 | … | х | 
| 4. Фактические натуральные остатки на начало планируемого периода (по данным учета), кг | 74,15 | 14,08 | … | х | 
| 5. Общий натуральный объем закупок (3-4), кг | 1795,85 | 41,28 | … | х | 
| 6. Закупочная цена 1 кг, руб. | 18,00 | 13,00 | … | х | 
| 7. Стоимость закупок (5 x 6), руб. | 32 325,30 | 536,64 | … | 32 861,94 | 
Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления материалов возложен на службу снабжения. С этой целью в ней ведутся ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки, в которых отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и т.д. Контроль за организацией этого учета осуществляет бухгалтерия.
Материальные ценности приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом).
Для производственной деятельности ОАО «Уральская кузница» характерны потери от наличия отходов и потери от брака. Отходами производства считаются материалы, которые потребляются в процессе производства продукции, но не становятся частью изделия. Отходы также могут включать некондиционные или поврежденные материалы, которые не пригодны к использованию в процессе производства. Отходы, ожидаемые в процессе производства (нормативные потери), включаются в нормативную стоимость материалов. Если величина отходов окажется больше нормативной величины, то превышение (сверхнормативные потери) отражается как отклонение по использованию материалов наряду с разницей между плановыми и фактическими значениями количества израсходованных материалов.
Браком считают продукцию и полуфабрикаты, которые не соответствуют по своему качеству установленным стандартам или техническим условиям и не могут быть использованы по своему прямому назначению либо применяются после дополнительных затрат на устранение имеющихся дефектов.
Как правило, некоторый уровень брака всегда предусматривают заранее и вносят в смету как часть нормативной себестоимости продукции (нормативные потери), так как издержки по полному устранению брака могут оказаться неоправданно высокими. Кроме нормативных потерь на предприятии возникают сверхнормативные потери или доходы. В этом случае можно рассчитать отклонение по браку, которое представляет собой разницу между фактическим и нормативным количеством бракованных изделий, умноженную на нормативную стоимость бракованных изделий.
За отклонения 
по количеству израсходованных материалов 
ответственен руководитель того структурного 
подразделения, в котором данные 
отклонения возникают. Включение данного 
типа отклонений в отчет конкретного 
подразделения требует 
В целях совершенствования системы управления материальными запасами ОАО «Уральская кузница» рекомендуется использовать систему "стандарт-кост". С ее помощью можно проводить анализ отклонений фактических значений материальных затрат от плановых, выявлять причины этих отклонений и их влияние на деятельность предприятия.
"Стандарт-кост" 
- нормативный метод учета 
Следует отметить, что плановые показатели в системе "стандарт-кост" фиксируются дважды: первый раз до начала бюджетного периода в плановой документации управленческих служб; второй раз в течение и по окончании бюджетного периода по факту совершения хозяйственных операций в бухгалтерском учете предприятия. Такой подход не случаен, ибо он позволяет вычленять отклонения от плана и эффект от отклонений на финансовые результаты деятельности предприятия в разрезе отдельных стадий финансового цикла и отдельных финансовых операций. Дело в том, что различные виды отклонений от плановых показателей оказывают различный эффект на деятельность предприятия в зависимости от времени совершения хозяйственной операции и стадии финансового цикла, к которому она относится.
Рассмотрим применение элементов системы "стандарт-кост" на примере ОАО «Уральская кузница». Выполним расчет отклонений по прямым затратам на материалы.
Рассчитаем плановую себестоимость производства изделия "А".
Первоначально определим прямые расходы сырья и материалов для данного вида продукции. Для изготовления изделия "А" требуются такие компоненты, как материалы № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Нормативный расход материалов на 100 кг готовой продукции представлен в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Расчет расходов материалов для производства изделия "А"
| Наименование     | Норма расхода 
  на 100 кг  | Цена, руб/кг | Сумма, руб. | 
| Материал 1 | 57,48 | 5,25 | 301,77 | 
| Материал 2 | 14,61 | 16,50 | 241,07 | 
| Материал 3 | 22,97 | 24,60 | 565,06 | 
| Материал 4 | 7,00 | 50,00 | 350,00 | 
| Материал 5 | 0,26 | 14,10 | 3,67 | 
| Материал 6 | 0,02 | 240,00 | 3,84 | 
| Материал 7 | 0,20 | 1,80 | 0,36 | 
| Материал 8 | 16,00 | 17,80 | 284,80 | 
| Материал 9 | 0,12 | 295,00 | 35,11 | 
| Итого | 1785,67 | 
Информация о работе Учет материально производственных запасов